С незапамятных времен человечество волнуют фундаментальные вопросы, связанные с жизнью на земле. И первый из них – «Откуда мы пришли?» – касается не только появления человеческого рода, но и создания самой Вселенной.
Разные культуры и религии придерживаются различных представлений о сотворении мира, и примером одного из них является Даосизм. С давних пор философы, ученые, и особенно астрономы, разрабатывают всевозможные теории, пытаясь объяснить происхождение Вселенной. И, хотя современные теории кажутся очень изощренными, во всяком случае, по сравнению с примитивным представлением о том, что земля плоская, а небо над ней имеет форму полусферы, возникают все новые и новые вопросы. Как далеко мы зашли и сколько нам еще удастся пройти на пути к получению картины, которая бы полностью нас удовлетворяла? Если воспользоваться метафорой, та астрономия, которую сейчас изучают в старших классах школы, очень далека от простого представления, доступного уму ребенка, который учится в начальной школе. Подобным образом, то, что будет известно через несколько поколений, будет существенно превосходить сегодняшние представления, которые в будущем перейдут в разряд элементарных школьных курсов. На этом примере можно оценить характер и объем тех проблем, которые связаны с раскрытием тайны творения.
Однажды прекрасным субботним утром во Флориде, отдыхая во дворике за домом моих друзей, я начал размышлять о происхождении этого изящного строения. Как оно появилось на свет? Как из ничего появился прекрасный дом? Прежде всего, мысль о нем должна была родиться в мозгу создателя, кем бы он ни был. Этот процесс представляет переход от Уцзи к Тайцзи (рис. 1).
Основываясь на своем жизненном опыте и побуждаемый амбицией и воображением, создатель этой идеи строит в своем воображении общий план, согласовывая его с местом действия: то есть его мысленному взору предстает вся постройка в целом. Сначала он представляет себе ее общий вид, размеры, материал, из которого она будет построена. По мере того как его все больше увлекает эта идея, он все подробнее продумывает ее детали: расположение комнат, размеры, форму и размещение окон, водопроводную систему, настилку полов, расстановку мебели и т.п. Покончив со всеми этими деталями, создатель мысленно разрабатывает реальную конструкцию. Это завершенное мысленное творение определяет Инь-аспект, или душу, реального дома. Этот процесс показан на рис. 2.
Так как никто не может увидеть этого творения, оно носит название Инь-аспекта дома. Он известен только его создателю.
Инь-аспект может сочетаться с другими Инь-аспектами – например, когда дом построен одним человеком, а дворик добавлен другим. В этом случае Инь-аспект дома и Инь-аспект дворика оказываются созданными разными людьми и в разное время, но теперь эти два Инь-аспекта объединяются и образуют Инь-аспект дома и дворика как единого целого.
Кроме того, работа Инь-аспекта может быть передана от одного агента другому. Например, кто-то может передать свое представление о доме, или Инь-аспект, специалисту в соответствующей области, который, прежде чем построить дом, дальше разовьет этот Инь-аспект. Этот процесс фактически представляет собой продвижение от создателя к архитектору, потом к строителю, к дизайнеру-оформителю и т.д.
Проявление Инь-аспекта может быть множественным, что означает, что один и тот же Инь-аспект может проявляться в разных местах различным образом. Так, например, Инь-аспект канала в одно время и на одном месте с помощью определенных людей может проявиться в виде Суэцкого канала, а в другое время и в другом месте, построенный другими людьми, – в виде Панамского канала.
Важно понимать, что Инь-аспект не является статическим. Он динамичен. В какое-то время он находится в движении. Например, когда Уатт наблюдал за котелком с кипящим чаем, из которого выскакивали пузырьки, он задумался над тем, как обуздать и использовать эту энергию. Это Инь-аспект, который потом превратился в паровой двигатель. Однако вначале этот аспект был простым желанием использовать энергию. Со временем он переместился и изменился, став Инь-аспектом двигателя Уатта. Фактически, это движение Инь-аспекта представляет собой как динамику, так и рост, и мы видим, что Инь-аспект рождается, растет и умирает. Если Инь-аспект не проявляется в нашем мире, он подобен ростку бамбука, погибшему еще до того, как он вышел на поверхность. Из него уже никогда не вырастет настоящий бамбук. То же происходит, когда у нас появляется идея, но мы не можем ее осуществить. Человек может принять решение стать музыкантом, но, если он не будет ежедневно заниматься, эта мысль останется только Инь-аспектом и никогда не будет реализована, подобно тому как росток бамбука погибает, не пробившись на поверхность. Но бывают случаи, когда Инь-аспект растет и изменяется как динамический объект. Например, великий изобретатель, набросав некий план, основанный на появившейся у него идее, замечает другое возможное применение этой идеи и создает новый план, но, намечая этот план, видит еще одно применение и т.д. Этот Инь-аспект находится в состоянии динамического роста, как, например, Инь-аспект сотен изобретений Томаса Эдисона.
Следующий этап в постройке дома – это перенесение идеи на бумагу в виде проекта. Зарождение мысли о том, чтобы это сделать, является еще одним переходом от Уцзи к Тайцзи. Создатель может сделать это сам или поручить работу чертежнику. Как только чертежи завершены, другие могут впервые увидеть то, что вначале существовало только в сознании создателя. Завершенные чертежи представляют Ян-аспект на бумаге, в двухмерном мире, обладающем длиной и шириной (рис. 3).
Этот переход от общей концепции, или мира сознания, к плоским чертежам является первым переходом от Инь-аспекта проектируемого дома к Ян-аспекту в двухмерном мире. Другим примером может служить ребенок, рисующий на стене цветными мелками: когда формы, которые он видит, превращаются в простые круги и линии, его руку свободно направляет Инь-аспект, находящийся в его сознании. Работа художников и писателей всегда заключается в воплощении их Инь-аспекта в двухмерном мире.
После того как работа над проектом завершена, начинается работа по перенесению конструкции, или Ян-аспекта, в трехмерный мир, обладающий длиной, шириной и высотой. Когда лопата вонзается в грунт, что может отмечаться или не отмечаться праздничной церемонией, происходит еще один переход от Уцзи к Тайцзи. Последующее возведение постройки, ее оснащение, меблировка, благоустройство участка и все прочее, что требуется для того, чтобы превратить возникшую идею в реальность, представляет второй переход от Инь-аспекта к Ян-аспекту реального дома в трехмерном мире (рис. 4).
Представление о связи Инь- и Ян-аспектов дома можно распространить на другие объекты, сделанные человеком. Возьмем, например, стол. Сначала мысль о столе появилась в голове его создателя. Это Инь-аспект, или «душа», стола. На этом этапе никто больше не может знать, что он из себя представляет. Потом создатель, если в этом есть необходимость, переносит свой мысленный образ, или Инь-аспект стола, на ряд чертежей. Существование таких чертежей представляет Ян-аспект в двухмерном мире. Когда стол наконец изготовлен, то есть предстал во Вселенной в своем окончательном виде, он представляет собой Инь-аспект, воплощенный в полном трехмерном Ян-аспекте стола (рис. 5).
На примерах таких, сделанных человеком объектов, как дом и стол, которые иллюстрируют их Инь- и Ян-аспекты, можно видеть, что все объекты творения обладают Инь-аспектом и Ян-аспектом. Та же связь наблюдается в природе. Рассмотрим, например, розу, ее зарождение, развитие и кульминационный момент. Растение развивается из семени. Когда куст вырастает и наступает время цветения, появляются бутоны, которые раскрываются в цветы необыкновенной красоты и с прекрасным ароматом. Все, что мы можем видеть,- это Ян-аспект розы. Проектировал ли кто-нибудь розу, подобно дому или столу, начиная с исходного представления в виде мысленного образа? Со всем своим жизненным циклом и чувственными аспектами – ее физической прелестью и изысканным и утонченным запахом, – роза всего лишь один из видов бесконечного разнообразия царства цветов. Их размеры могут изменяться от совсем крошечных до очень крупных. Разнообразие их форм в природе ошеломляет. Разве можно, созерцая это разнообразие, поверить в то, что эти мириады проявлений возникли автоматически? Что они появились ни с того ни с сего? Откуда они пришли? Кто замыслил такие изысканные цветы?
Религии утверждают, что такое творчество – дело рук Бога. Ученые пытаются установить истину. Поэтому есть все основания утверждать, что это часть Дао.
Если выйти за пределы физических объектов, Инь-аспект и Ян-аспект можно распространить на такие упражнения и игры, как Тайцзицюань или баскетбол. Идея, или Инь-аспект, появляется первой. Инь-аспект кем-то создается. Разрабатываются правила, которые используются для того, чтобы направлять соответствующие человеческие действия. Само же упражнение или игра представляет Ян-аспект этого упражнения.
Что касается процесса движения планет в Солнечной системе, то Ян-аспект, который можно наблюдать с помощью телескопа, относится к действительному движению этих тел. Инь-аспект планетарного движения выражен законом Кеплера, согласно которому:
1. Орбиты, по которым движутся планеты, имеют форму эллипсов, в общем фокусе которых находится Солнце.
2. Планеты в своем движении вокруг Солнца за равные промежутки времени очерчивают равные площади (рис. 7).
3. Центростремительная сила гравитационного притяжения между Солнцем и планетами измеряется обратно пропорционально квадрату расстояния, и это справедливо для любой одной планеты и для всех планет.
Мы не можем категорически утверждать, что эти знания включают всю полноту Инь-аспекта планетарного движения. Тот факт, что движение планет подчиняется этим законам, подтверждается наблюдениями, которые проводятся в течение очень длительного времени и поэтому с достаточной степенью точности могут быть экстраполированы в будущее. Это очень важный момент, так как отсюда следует, что мы можем в некоторой степени общаться с нашим Создателем. Любая теория, принцип или закон, имеющие отношение к конкретному физическому или ментальному процессу, выражают Ияь-аспект, и открытие таких теорий, законов и принципов – это, в сущности, результат способности «читать» послание, которое присутствует во всех вещах. Как же это еще назвать, как не общением между человечеством и Создателем? Если я напишу вам письмо на китайском языке, вы не сможете принять мое послание, пока не выучитесь читать по-китайски. Этот процесс займет у вас еще больше времени, если вы вообще неграмотны и должны сначала обучиться грамоте. Это же можно сказать и об Инь-аспекте вещей. Если можно распознавать Инь-аспект, значит, необходимо научиться его «читать».
Чтобы распознать Инь-аспект вещи, нужно сначала определить, какого рода соответствие существует между ее Инь-аспектом и Ян-аспектом. В том, что создано человеком, особенно в предметах массового производства, отношение между Инь-аспектом и Ян-аспектом такое же, как между единицей и множеством, так как один и тот же Инь-аспект повторяется в каждой вещи. Это фактически и является целью большинства искусственных процессов – получение большого количества аналогичных Ян-аспектов из одного Инь-аспекта. В естественных же процессах имеет место соответствие одного одному, поскольку Инь-аспект каждой вещи настолько же уникален, насколько уникальна каждая река, каждая горная вершина и т.д. Нам иногда кажется, что живые существа – это такая же «массовая продукция» природы, как производимые нами вещи. Однако мы сразу убеждаемся, насколько обманчиво это кажущееся подобие, когда пытаемся обсудить какой-нибудь вопрос с тем, кого мы считаем похожим на себя, – для того только, чтобы убедиться, что никакого сходства вообще не существует.
Человек действительно творит естественным путем – однако только тогда, когда один и тот же человек полностью создает отдельный объект. Когда двести лет назад мастер делал кровати, каждая кровать отличалась от другой, потому что он начинал из ничего и не прекращал работы, пока конкретная кровать не была закончена. То же должно происходить при реализации Инь-аспекта в естественных вещах.
Несмотря на эту аналогию, все же может показаться трудным увидеть и понять процесс перерастания Инь-аспекта в Ян-аспект, соотношение 2-х этих аспектов, и даже само существование Инь-аспекта. Рассмотрим еще один пример – то, что происходит, когда мы слушаем какое-нибудь музыкальное произведение. Музыка существует только в восприятии нашего слуха и какое-то время в нашей памяти. Это творение человека, которое не является ни трехмерным, ни даже двухмерным, оно поистине внемерно. И все же музыка существует, и мы можем быть уверены в существовании ее Инь-аспекта, потому что в чьей-то голове эта мелодия появилась впервые. Как же можно не принимать в расчет существование Инь-аспекта всего, что создано природой?
Итак, если говорить об общей проблеме тайны творения, у нас есть все основания предположить, что все объекты, процессы и события, о которых мы говорили выше,- дом, стол, роза, Тайцзицюань, баскетбол, движение планет, кровать, музыка – содержат как Инь-, так и Ян-аспект, поскольку Инь-аспект является необходимым предшественником для воплощения соответствующего Ян-аспекта.
Автор: Чжоу Цзунхуа
Источник: книга «Дао медитации. Путь к просветлению»