Нети-крийя – метод очищения носоглотки и всех прилежащих к ней полостей, оказывающий исключительно благотворное воздействие на организм в целом и в особенности – на органы, находящиеся внутри черепа.
Существует 2 типа нети-крийи:
- Джала-нети – очищение носоглотки водой. Метод, при правильном исполнении абсолютно безопасный и вполне обладающий оздоравливающим эффектом, равным эффекту метода сутра-нети. Поэтому в практике Йога-терапии примется в основном джала-нети.
- Сутра-нети – очищение носоглотки нитью. Является достаточно интенсивной техникой, практика этого метода сопряжена с некоторыми сложностями и в отдельных случаях может дать весьма неприятные достаточно серьезные побочные эффекты, если практикуется без непосредственного руководства со стороны опытного инструктора.
Кроме собственно очищения, процедура нети обеспечивает также довольно интенсивный массаж воздуховодных путей внутри черепа.
Джала-нети бывает 2-х видов:
- Очистительная джала-нети-крийя
- Тренировочная джала-нети-крийя
Различие между ними состоит в том, что при практике тренировочной джала-нети-крийи используют пресную воду. Обычно тренировочную Джала-нэти выполняют после того, носоглотка промыта очистительной джала-нети.
Лучше всего практиковать обе техники последовательно как 2 шага одной и той же практики. Поначалу джала-нети-крийя с пресной водой будет вызывать неприятные ощущения в носоглотке и внутри черепа. Постепенно выработается привычка. Процессы, вызывающие эти ощущения, и есть основной аспект тренировочного действия «пресного» варианта джала-нети-крийи.
Ниже описана техника выполнения очистительной джала-нети-крийи. Тренировочная выполняется точно так же, но в пресную воду ничего не добавляют.
Читайте. Джала-нети: техника выполнения, поза и действие
Техника выполнения
Есть 2 основных способа выполнения джала-нети-крийи:
- Для первого – более простого, но сопряженного с некоторыми неудобствами, – требуется стакан или средней величины чашка.
- Для второго – небольшой чайничек с тонким носиком (при освоении тренировочной джала-нети-крийи предпочтительнее пользоваться именно этим вариантом, поскольку вариант с чашкой или стаканом на начальном этапе может оказаться в некотором роде самоистязанием).
Налить в стакан или в чашку чистую воду. Подсолить ее до вкуса слезы или крови. Опустить нос в воду и втягивать ее через ноздри. Ту воду, которая проходит насквозь и оказывается во рту, – сплевывать.
Можно промывать ноздри по очереди, перекрывая одну из них прижатием пальца и оставляя свободной вторую. Таков способ выполнения джала-нети с применением чашки.
Налить чистую воду в чайничек, подсолить. Плотно вставить носик чайничка в одну ноздрю и склонить голову набок так, чтобы вода полилась сквозь воздуховодные пути и стала вытекать из свободной ноздри.
Чтобы не поранить слизистую на носик чайника можно надевать коротенький отрезок мягкой резиновой трубки подходящего диаметра. Сколько воды протекло справа налево, столько же должно протечь и в обратном направлении. Пока вода льется сквозь воздуховодные пути, ее понемногу втягивают в рот и сплевывают. Таким образом осуществляется промывание и массаж всех проходов носоглотки.
При промывании носа небольшое количество воды следует оставить для промывания глаз. После того как нос промыт, остаток воды следует вылить на глаза – пусть она протечет от наружного угла глаза к переносице. Оба глаза должны промываться в течение равных промежутков времени.
После завершения процедуры промывания следует наклониться в уттанасану – самую нижнюю фазу падахастасаны – и с медленным выдохом через нос выпрямиться. Повторить это движение несколько раз для того, чтобы вылить остаток воды из лобных пазух и придаточных полостей.
Не следует пугаться, если в течение дня вода время от времени будет выливаться небольшими порциями самопроизвольно – это нормально, хотя и может привести к некоторому конфузу в приличном обществе. Потому осваивающий практику джала-нети всегда должен иметь при себе носовой платок.
Ежедневное двухразовое выполнение джала-нети – утром и вечером – должно превратиться в привычку – как умывание и чистка зубов.
Для обычной практики берется вода, температура которой немного ниже температуры тела. Протекая сквозь носоглотку, она воспринимается как слегка прохладная. Если носоглотка забита отработанной слизью (например, при насморке), вода берется как можно более теплая. Протекая сквозь носоглотку, она должна восприниматься как почти горячая. В этом случае отделение слизи происходит более интенсивно. В горячую воду можно добавить щепоть пищевой соды – это еще более усилит ее очищающее действие.
Капнув в воду, куда добавлена соль и сода, 1-3 капли 5%-спиртового раствора йода, получим бактерицидное средство для обработки носоглотки при инфекциях дыхательных путей.
Не следует злоупотреблять горячей водой, содой и йодом. Если горячая вода может использоваться для джала-нети регулярно (скажем, 2-3 раза в неделю) с целью тренировки, то сода и йод применяются только в случае болезни.
Тот, кто живет в сельской местности, где воздух свободен от промышленных и бытовых нечистот, может после первых нескольких месяцев ежедневной практики джала-нети перейти к выполнению этой процедуры 1-2 раза в неделю.
Городским жителям рекомендуется оставить джала-нети в тренировочной программе в качестве ежедневной практики.
При выполнении джала-нети с горячей водой и с йодом глаза промывать нельзя. Глаза промываются только прохладой водой.
Действие
Имеющие расстройства капхи испытывают трудности (да освоении пранаямы, ибо проходимость их дыхательных путей нарушена). Нети устраняет нарушения. Тот, кто из-за болезни или по привычке дышит через рот, разрушает свое грубое тело вдыханием загрязненного воздуха и тонкое – неправильным распределением праны в каналах, узлах и вихрях. И в этом случае поможет нети.
Страдающие заболеваниями глаз и нарушениями зрения найдут в нети верного союзника в борьбе со своими проблемами.
«Очиститель разума и даритель божественного прозрения суть нети, ибо все недуги одолевает в той части тела, что возвышается над плечами»
«Хатха-йога-прадипика», 2-30
Нети-крийя освежает голову и снижает жар даже при тяжелой лихорадке, а также устраняет головную боль самого различного происхождения.
Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»