Крещение Господне – двунадесятый христианский праздник, установленный в память того, как Иисус Христос был крещен в реке Иордан Иоанном Крестителем. Согласно всем 4-м Евангелиям во время Крещения на Иисуса Христа сошел Святой Дух в виде голубя и Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». В канун праздника держат строгий пост. В переводе с греческого слово «крещаю», «крещу» значит «погружаю в воду».
День Крещения Господня во всех исторических церквях привязан к Богоявлению (6 января), однако при этом:
в римско-католической церкви празднование Крещения Господня приурочено к отданию Богоявления (13 января по дореформенному обряду, а после Второго Ватиканского собора – в ближайшее воскресенье после Богоявления). Ряд протестантских конфессий могут соблюдать такую же традицию;
в Русской и в некоторых других православных церквях придерживаются юлианского календаря, а значит 6 января в XXI веке приходится на 19 января григорианского календаря;
в древневосточных церквях Крещение Господне посвящен воспоминанию не только Крещению, но и Рождеству Христова.
Событие праздника
Евангелие гласит, что в то время, когда Иоанн Креститель находился у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), к нему пришел Иисус Христос (согласно Лк. 3:23 на тот момент ему было 30 лет), чтобы принять крещение. Иоанн, который проповедовал о пришествии Мессии, удивился, когда увидел Иисуса, и произнес: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Иисус в ответ сказал: «надлежит нам исполнить всякую правду» и Иоанн крестил его. Крещение ознаменовалось тем, что «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:21-22).
При участии Иоанна было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа при все народе. Крещение Христово – это первое событие его общественного служения. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили и крестились» (Ин. 3:23). Евангелист Иоанн связывает появление первых из 12-ти апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35-37).
Ведомый Духом, после крещения Иисус ушел в пустыню и там, соблюдая уединение, молитву и пост, готовился к исполнению своей миссии на земле. Иисуса 40 дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4:2) Дьявол тремя обольщениями попытался соблазнить Иисуса на грех, как и любого человека.
Древнецерковное празднование Крещения
Самое первое упоминание о чудесных свойствах воды, которую набирают в праздник Крещения Господня, встретилось в антиохийской проповеди святого Иоанна Златоуста (387 год), где говориться о том, что такая вода в течение долгого срока остается свежей: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».
Почитание крещенской воды есть и в сообщении святого Епифания Кипрского о необычной смене свойств воды в реке Нил и других реках в день 6 января. Святой Епифаний отождествлял это явление с превращением в Кане Галилейской воды в вино.
Празднование Крещения различными церквями
В православной церкви Крещение Господне является двунадесятым праздником и отмечается 6 (19 января). Им завершаются святки. Сейчас Богоявление и Крещение являются разными названиями одного и того же праздника.
В католической церкви латинского обряда Богоявление празднуется 6 января и посвящено приходу волхвов, а Крещение отмечается в следующее воскресенье за ним.
Древневосточные церкви, в частности Армянская апостольская церковь, празднуют Крещение Господне одновременно с Рождеством Христовым 6 января (в Коптской церкви – 7 января) и именуют его Богоявлением.
Традиции празднования
В России на Крещение принять освящать воду, для чего на естественных водоемах во льду вырубают прорубь в виде креста – иордань. Вода в проруби смывает грехи, а также в иордань уходит нечисть, которая находилась на земле во время святок. Воде, освященной в Крещение, приписывают целебные свойства. Одеянием духовенства в этот праздник являются белые ризы. Существует также народный обычай гадания на Крещение (гадания продолжаются и, начиная с Рождества, все предыдущие 12 дней святок). Народный русский календарь связывает праздник Крещения с «крещенскими морозами».
В Болгарии, Македонии и Греции сначала освящают воду, а потом участвуют в торжественных процессиях с хоругвями. Есть обычай бросать крест из дерева в воду, а потом нырять за ним. Почетным считается выловить брошенный крест. В Болгарии народ называет этот праздник «Йордановден», а в Македонии – «Водицы».
Поговорки и приметы
Ветер подует с юга – будет грозовое лето.
До трех дней, до первого Спаса и после Крещения белья не трут.
Дуй не дуй, а великодень у порога. Дуй не дуй, не к Рождеству идет, к великодню.
Если в этот день погода ясная и холодная – лето будет засушливое; пасмурная и свежая – к обильному урожаю.
Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идет снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчел получится много роев.
Звездная ночь – лето будет сухое, урожай на горох и ягоды. Будет оттепель – к урожаю. Ясный день – к неурожаю.
Коли в Крещение собаки много лают, – будет вдоволь всякого зверя и дичи.
Коли на открытую воду пойдет туман, то хлеба будет много.
Крещенские морозы: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».
«На Крэшчэне черт з воды утекае, сядае на вэрбу. На Вэрбницу – снова з вэрбы на воду» (полесье).
На протяжении двенадцати дней после водосвятия в проруби нельзя стирать.
Не кормят кур, чтобы огородов не копали.
От Водокрещей – до Евдокей живет семь недель с половиной.
Погода этого дня указывает на погоду декабря. Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение.
Полный месяц – к большому весеннему разливу.
«Святое Вадохрышча ваду каціла, ваду ачысціла і наверх пусціла» (белорус.).
Это может быть вам интересно