Предписания, касающиеся режима, особенно полезно выполнять по утрам, перед выходом из дома: это облачает вас в «доспехи» для вашей «вылазки» во внешнюю среду. Неспособность как следует укрыться от опасностей внешнего мира открывает вас для вторжения дестабилизирующих внешних сил, будь то люди или бактерии. Эти «доспехи» не закрывают вас от полезных энергий: они просто позволяют просеивать внешние влияния и решать, какие из них принимать. Вбирая полезный опыт и закрываясь от разрушительных воздействий, вы сможете создать для себя такую среду, которая будет способствовать вашему здоровью и соответствовать вашей личной конституции.
6 вещей для правильного образа жизни
1. Одежда
2. Работа
3. Любимые животные
4. Супружество
5. Окружение
6. Сон
1. Одежда
Одежда – это съемная часть ваших внешних «доспехов». Сегодня одежде уделяют больше внимания, чем когда бы то ни было, из-за преобладания в обществе порочных тенденций. Ваша одежда всегда должна быть легкой и воздушной, сделанной из натуральных волокон, таких как хлопок, шерсть или лен. Шелк – ткань, которая лучше всего защитит вас от слишком тонких неблагоприятных внешних влияний, от которых невозможно укрыться иным образом. Вот почему индийские жрецы предпочитают носить шелковые одежды во время выполнения ритуалов. Некоторые специалисты утверждают, что искусственный шелк тоже обладает указанным свойством.
Одежда всегда должна быть чистой. Нельзя носить чужую одежду, цветы и обувь, поскольку они очень быстро впитывают присущие их владельцу вибрации. Ничьи вибрации не могут быть для вас более благоприятны, чем ваши собственные; единственное исключение – святые, которые достигли более высокого уровня целостности, чем вы. Ношение одежды, цветов или обуви святого реально поможет вам гармонизировать себя.
В Индии люди с любовью поклоняются стопам и обуви своих святых, потому что знают, что энергия поступает в тело через темя и выходит через подошвы. Выходящая из вас энергия будет либо загрязненной и несущей в себе всевозможные миазмы, если вы умственно или физически нездоровы, либо укрепляющей и здоровой, если вы гармоничны и целостны, как святые. Если смазывать ступни мазью из листьев хенны’ или натирать их гхи при помощи специального бронзового шарика, это поможет снизить жар.
Обувь впитывает значительную часть энергии, выходящей через подошвы. В Индии и других восточных странах не позволяется входить в дом в обуви, потому что независимо от своей внешней чистоты она по-прежнему несет в себе часть грязной энергии. Обувь загрязняет все, с чем соприкасается, подобно тому как грязные ботинки оставляют следы на чистом полу. Поскольку ношение даже вашей собственной обуви до некоторой степени неблагоприятно влияет на ваше сознание, лучше везде, где возможно, ходить босиком, особенно дома. Еще одна причина для хождения босиком заключается в том, что кожа мертвого животного, из которой сделана обувь, сама загрязняет сознание. Обувь из каучука лучше в этом отношении, но считается, что она вредна для глаз. Строго соблюдающие дисциплину индийские йоги всегда ходят либо босиком, либо в деревянных сандалиях.
2. Работа
На работу мы тратим по меньшей мере треть своей жизни. Успех или неудача в выборе профессии влияет на вашу уверенность в себе, вашу самооценку и ваше мнение о состоятельности своей личности. Работа должна соответствовать вашей пракрити.
Вата
Люди вата-типа любят такую работу, которая требует неожиданных мощных всплесков энергии: именно такой стиль работы свойствен им от природы. Однако такая работа изнуряет их, и ее следует избегать.
Несмотря на то что они презирают все скучное, повторяющееся и рутинное и противятся ему, идеальной для них будет именно какая-нибудь монотонная работа, способная дисциплинировать склонную к неустойчивости природу вата-типа. Представителям вата-типа следует избегать как мест с исключительно сухим и холодным воздухом, например, чистых помещений цехов, где изготавливается электронная аппаратура, так и исключительно пыльных, как фабрики пищевых продуктов или удобрений, даже если работа в таких местах и будет рутинной.
Людям этого типа как дома, так и на работе нужна спокойная обстановка, которая будет сглаживать их острые грани. Им необходимо достаточно отдыхать и выделять минут десять для сна в послеобеденное время, потому что в это время преобладает вата. Им нельзя назначать важные встречи на конец дня, если они не хотят проспать их. Они должны осторожно задавать себе темп и противостоять искушению делать все дела одновременно. Подчас им невероятно трудно пребывать в равновесии или выносить скуку, но и то и другое для них весьма важно.
Люди вата-типа являются превосходными оригинальными мыслителями, и если их работа заключается в теоретизировании, то им непременно нужен твердый режим, включающий в себя массаж, физические упражнения, сон и соответствующее питание. Это относится и к тем представителям данного типа, которых из-за любви к частым переменам привлекают профессии, связанные с путешествиями, например на авиалиниях. Любой человек вата-типа, желающий наслаждаться непрерывным возбуждением от такой работы, постоянным волнением от посещения новых мест и встреч с новыми людьми, должен строго контролировать все аспекты своей жизни. Перемены и волнения действуют на людей этого типа опьяняюще, и как любым опьяняющим веществом, ими можно наслаждаться лишь время от времени. Нелегкая задача, стоящая перед такими людьми, – найти работу, достаточно волнующую, чтобы поддерживать интерес, и в то же время достаточно рутинную, чтобы не выводить их из равновесия.
Питта
Люди питта-типа крайне практичны. Они подхватывают идеи, выдвигаемые теоретиками вата-типа, и применяют их к реальным ситуациям. Они реалисты и наслаждаются осязаемостью реальности. Например, головы их, как правило, заняты подсчетами разных чисел и времени – сколько денег можно выручить за месяц или сколько встреч можно втиснуть в один 8-часовой день. По своей природе это агрессивные и «пробивные» люди. Для них все представляет собой состязание, а во всех состязаниях необходимо добиваться победы. Они должны быть на переднем плане в любой деятельности, первыми пересечь финишную черту в любом соревновании. Они вводят в свою жизнь максимальное количество стимулов и во всех случаях требуют от своего организма безупречной работы.
Идеальная работа для питта-типа должна предлагать достаточное количество сложных задач, чтобы занимать все их время, но без того напряжения, какое бывает при жесткой конкуренции. Например, преподавание ставит перед человеком этого типа интеллектуальную задачу передачи своих знаний другим, но не приводит к постоянному сравнению себя с другими представителями профессии, как при работе в торговле. Им следовало бы также избегать занятий, вызывающих у них физическое раздражение, таких, например, как сварка или выплавка металла, которые предполагают интенсивное выделение тепла, способное усиливать питту. Питта-типу противопоказано любое насилие, даже в кино.
Представители питта-типа, которые все-таки выбирают возбуждающие виды деятельности, всегда борются с собственной раздражительностью и нетерпением. Они любят планировать и с энтузиазмом относятся к своим планам, но плохо переносят препятствия и задержки. Им надо учиться выслушивать других и не отбрасывать сразу их предложения. В полдень – время питты – они ощущают особенный голод и раздражение и должны избегать столкновений с другими, пока не удастся поесть. Им трудно отделить свою профессию от личной жизни. Носить свою работу домой не следует никому, а люди питта-типа должны строже других соблюдать границу между своей карьерой и семьей. Им необходимо специально выделить в своем распорядке дня время, в которое они будут доступны для своей семьи и смогут заняться незначительными, по их мнению, делами.
Капха
Люди капха-типа не относятся ни к числу оригинальных мыслителей, ни к числу выдающихся инженеров, но из хорошего представителя этого типа получится превосходный администратор. Благодаря присущим капха-типу устойчивости и равновесию любой бизнес, которым они займутся, пойдет у них «как по маслу». Те люди капха-типа, чья работа почти полностью рутинна и скучна, должны сознательно вносить в свою жизнь перемены и возбуждение. Даже если это только перестановка мебели в офисе или дома, любое стремление к частым переменам в своем физическом окружении окажет терапевтическое воздействие на капха-тип, который обязательно должен быть физически активен либо на работе, либо в часы досуга. Конкуренция полезна для них, хотя может показаться им напряженной, и им следует избегать окончательных, однозначных решений сложных проблем, даже если эти проблемы не имеют особого значения.
Утром преобладает капха, и людям этого типа не следует ожидать от себя большой творческой работы в это время. Утро нужно оставить для рутинной работы, которую они могут делать лучше других, чтобы энергично приняться за решение трудных вопросов в полдень или в послеобеденное время, когда космос обеспечит их питтой для принятия решений и ватой для размышлений. Заставить свою конституцию работать на себя, а не против себя – вот одна из достойнейших задач в вашей жизни.
3. Любимые животные
Любимое животное – продолжение личности своего хозяина, его уменьшенный портрет. Большинство людей предпочитают животных, с которыми они ощущают врожденное сродство и в которых отражены их собственные характерные черты. Но лучше держать животное, способное оказывать терапевтическое действие на ваши собственные нарушения равновесия. Люди вата-типа, например, хорошо ладят с собаками, потому что любвеобильная, сентиментальная собачья искренность согревает, успокаивает, расслабляет и стабилизирует холодную, боязливую, непостоянную природу этого типа. Люди капха-типа лучше уживаются с мелкими животными, такими как птицы. Легкая, живая бодрость птиц помогает компенсировать природную тяжесть, вялость и инертность капха-типа.
Некоторые люди капха-типа находят полезным держать больших собак, потому что и собака, и владелец нуждаются в интенсивных упражнениях, а ответственность за собаку побуждает человека заниматься вместе с ней. Некоторым представителям вата-типа нравятся маленькие пушистые легко возбудимые зверьки вроде морских свинок и хомячков, вызывающие материнский инстинкту своих владельцев.
Люди питта-типа подчас слишком властны для того, чтобы получать достаточный стимул к саморазвитию от более простой личности птички или зверушки. Им не следует искать легких путей и заводить животное, с которым очень просто ладить, либо, напротив, настолько агрессивное, что животное и человек будут питать друг у друга инстинкт насилия. Большая долгоживущая птица – например, попугай – может оказаться достаточно сложной для хозяина питта-типа, и он будет уделять ей должное внимание. Кошки, имеющие твердое мнение о большинстве предметов, в том числе и о своих хозяевах, ставят постоянные задачи перед пытливым умом питта-типа и являются для него, вероятно, самыми подходящими животными. Хозяину придется прилагать усилия, чтобы выглядеть достойно в глазах своей кошки, и на многих энергичных представителей питта-типа этот опыт может оказать освежающее действие.
4. Супружество
Точно так же, как вы не вышвырнете животное, не вполне отвечающее вашим потребностям, вы не вышвырнете и супруга или супругу, которые кажутся вам не вполне подходящей парой. Поэтому прежде чем жениться или выбрать себе четвероногого друга, вам будет полезно узнать кое-что о своей конституции.
Древняя индийская сексология настаивает на том, чтобы в пары соединялись люди с одинаковой конституцией – вата с ватой, питта с питтой и капха с капхой – из-за их врожденных сексуальных склонностей. Например, люди капха-типа не слишком увлекаются сексом, но становятся довольно страстными, если победят свою природную леность. Благодаря присущей им физической силе двум представителям этого типа нелегко будет утомить друг друга своей постоянной готовностью к половому контакту. Два партнера вата-типа легко возбуждают друг друга и легко утомляются, и это прекрасно, потому что присутствует чувство взаимности. Пара из вата и капха может испытать взаимное разочарование: сначала вата будет ощущать недостаток заинтересованности со стороны партнера, а потом, спустя дни или недели, когда сексуальный аппетит капха пробудится и станет «волчьим», вата может оказаться слишком измотанным, чтобы отвечать с равным пылом.
Аюрведическая мудрость также гласит, что представители одного типа могут стать лучшими супругами благодаря сходным психическим особенностям и взглядам. Так, например, люди вата-типа не умеют беречь деньги: они либо транжирят их, либо жертвуют на какое-нибудь «дело». Люди питта-типа хорошо считают, планируют и экономят, а тратят согласно своим планам. Представители чистых вата- и питта-типов, поженившись, вероятно, будут рвать на себе волосы от негодования на финансовые привычки партнера.
К сожалению, люди с одинаковыми характеристиками скорее всего будут иметь и одинаковые недостатки. Два человека вата-типа, живущие совместно, пресытятся хаотической энергией друг друга. Нередко они кончают тем, что в один прекрасный день отгораживаются друг от друга стеной и начинают вместо общения метать друг в друга словесные молнии. Представители капха-типа, как легко предположить, будут лишать друг друга подвижности до такой степени, что смогут прожить вместе долгие годы, почти не взаимодействуя. Двум представителям питта-типа редко удается не состязаться друг с другом, пытаясь играть «первую скрипку» в своем союзе. Их привычное раздражение, испытываемое друг к другу, может перерасти в тяжелую и ужасную борьбу, прерываемую периодами тревожного затишья.
Проблема заключается в пракрити. Капха – это сила, заставляющая воду и землю работать сообща, несмотря на то что они безразличны друг другу. В глубине своего существа люди капха-типа ощущают желание избегать конфронтации, и никакие внешние или внутренние усилия не могут полностью преодолеть эту тенденцию. Если одинокий человек капха-типа может проявить достаточную силу воли, чтобы попытаться преобразить себя, двум представителям капха-типа, живущим вместе, будет очень нелегко расставаться со своими привычками, поскольку они будут подкреплять друг в друге тенденции, присущие капхе.
Подобным же образом, жар – это не единственная причина врожденной склонности питта-типа к конфронтации. Задача питты – уравновешивать два взаимно антагонистичных элемента: огонь и воду. Два человека питта-типа, живущие вместе, почти наверняка будут переносить этот антагонизм друг на друга: это происходит естественно. А два вата-типа в одной семье вряд ли когда-нибудь добьются той дисциплины, которая им столь необходима, потому что вата по своей природе пытается ограничивать сопротивляющийся любым ограничениям воздух с помощью эфира, способного оказывать только эфирное влияние. Два человека с одинаковой пракрити всегда склонны подкреплять конституциональные слабости друг друга.
Люди питта-типа могут помочь дисциплинировать хаотический ум вата-типа, а вата-тип может постоянно ставить перед питта-типом сложные задачи общения. Однако при нарушениях равновесия ветер вата-типа будет, словно кузнечные меха, раздувать огонь питта-типа, который испепелит их отношения, или же огонь питта разогреет, как в воздушном шаре, воздух воздух, и тот будет расти в объеме, пока не улетучится или не взорвется. Ватта-тип может почерпнуть у капха-типа устойчивость и равновесие и, в свою очередь, встряхнуть его и вывести из состояния инертности. Но может случиться и так, что из-за холодности обоих капха затвердеет в своем упрямстве от воздуха ваты или же несговорчивость капха будет препятствовать свободному течению ваты. Питта разогревает и активизирует капху; капха охлаждает и нагружает балластом питту. Если же питта слишком горяч, то капха выкипит, а если капха слишком влажен, питта утонет.
Два человека, достаточно долго живущие вместе, накладывают друг на друга определенный отпечаток и даже становятся похожими. Любые двое, спящие рядом каждую ночь, даже если между ними и нет половой близости, проникают в ауры друг друга благодаря снижению защиты, происходящему во время сна. В некоторых случаях близость, если таковая имеет место, может оказаться достаточным импульсом к увеличению интеграции, но влияние природы часто оказывается сильнее добрых намерений, когда они ничем не подкреплены. Например, пара вата-капха, поскольку их отношениям не хватает огня, вряд ли будет удачной без значительной сферы общих интересов вроде работы или увлечения, способных обеспечить им сплоченность, необходимую для хорошего брака.
Проблема становится еще более сложной, когда речь заходит о дуальных конституциях. Вата-питта с питта-капха образуют одну из самых прочных пар, поскольку у обоих достаточно энергии огня для общения друг с другом, а вата одного уравновешивает капху другого. Вата-капха и питта-капха могут стать хорошей парой, хотя из-за присущего обоим упрямства они будут иметь тенденцию подчеркивать различия между собой. Вата-капха и ватта-питта могут составить хорошую духовную пару, однако житейское благополучие такой семьи будет ниже из-за подверженности обоих влиянию ваты.
Ваш выбор должен зависеть главным образом от того, каких взаимоотношений вы желаете в этой жизни. Если вам нужны прочные отношения с совместимым партнером по браку, выбирайте того, у кого такой же конституциональный тип. Общие крайности, которые имеют место в таких парах, переносятся легче, чем напряженные отношения между супругами с радикально отличающимися конституциями. Человеку, тесно взаимодействующему с партнером со сходной конституцией, интуитивно понятны силы, движущие его партнером, поскольку эти же силы движут и им самим. Если вы не хотите, чтобы вам приходилось вкладывать в отношения много энергии, ищите партнера, принадлежащего к одному с вами типу.
Если же вы хотите использовать брак как средство саморазвития, выбирайте партнера, который будет стимулировать и встряхивать вас, который предложит вам то, чего не хватает у вас, и которому вы сможете обеспечить дополнительную энергию. Будьте, однако, осторожны, чтобы в конце концов из-за конституционального различия между вами и вашим партнером не оказалось, что у вас совершенно разные привычки и вкусы: что вы по-разному едите, пьете, развлекаетесь и т.д.
5. Окружение
Приведенные выше правила распространяются на все межличностные отношения. Главным критерием выбора друзей и товарищей также должен стать гармонизирующий эффект их влияния. Дружба с людьми, склонными к саморазрушению, будет усиливать ту же тенденцию в вас, если вы еще не полностью изгнали ее из своего существа; дружба с человеком, способным к сопереживанию, усилит эту способность и в вас. Связь с отрицательными личностями (санга-доша) заставляет вас вбирать их физические, психические и духовные недостатки. Напротив, сатсанга – общение с сильными, здоровыми, духовными людьми – оставляет на вас отпечаток их внутренней гармонии.
Учитывать свои физические и психические особенности следует и при выборе постоянного места жительства. Люди чистого вата-типа лучше чувствуют себя в жарком, влажном климате, таком, как на Гавайях или на побережье Мексиканского залива, а холодный климат кажется им почти невыносимым. Людям чистого капха-типа для равновесия требуется жаркий, сухой климат, как в Западной пустыне. Чистый питта-тип избегает знойного климата и очень любит холодный. Людям вата- и капха-типов нужны регулярные солнечные ванны, хотя чрезмерно длительное пребывание на открытом солнце может повредить их иммунную систему. Люди питта-типа должны остерегаться солнца.
Что касается социального и культурного окружения, то можно поселиться в богатом районе среди соседей, склад ума и вкусы которых совпадают с вашими, и избегать любых контактов с беднотой, чтобы не терзать свои чувства зрелищем неустроенности. В этом случае получит максимальное развитие ваша способность демонстрировать свое физическое благополучие, и в вас укрепятся энергии земли и воды.
Если вы хотите максимально развить свою духовную природу, вы можете вести простой и умеренный образ жизни, живя в обычном доме по соседству с простыми людьми, избегая общества богатых и могущественных, чьи умы погружены в трясину мирских помыслов. Это повысит в вашем организме уровень энергий воздуха и эфира.
Если же вы хотите развить свои психические способности, то вам следует стремиться приспосабливаться к любой среде, в которой вы окажетесь, не избегать общения ни с кем и сохранять полное присутствие духа при любых обстоятельствах. Это разовьет вашу огненную энергию.
Разные овощи, сваренные в одной кастрюле, отдают часть своей собственной индивидуальности и впитывают часть индивидуальности других. Вы ответственны перед собой не только за то, чтобы есть полезную пищу и вести здоровый образ жизни, но и за выбор друзей, здорового окружения и здоровых развлечений. Вот почему аюрведа настаивает на том, чтобы вы проводили свободное время со своими «старшими». Старший – это тот, кто превосходит вас по зрелости и опыту, независимо от возраста. Общества, где нет «старших», следует сторониться, как бы оно ни было развито в материальном или творческом отношении.
6. Сон
Сон называется в Аюрведе «кормилицей мира», потому что он по-матерински питает существа и способствует их росту. Сущность сна – это инертность, бездействие тела при умственном расслаблении; поэтому сон тесно связан с капхой.
Ночь – время для сна после того, как личность устала проецировать себя вовне. Вата-типу полезно подремать 10 минут и днем. Долгий дневной сон разрешается в разгар лета, когда дни жаркие, а ночи короткие. В других случаях дневной сон усиливает капху, и только детям, старым, слабым и тем, кто изнурен сексом, пьянством, болезнями, путешествиями, чрезмерной работой и физическими или эмоциональными стрессами, можно спать в послеполуденное время больше 10-15 минут. Недолгий сон перед едой иногда может быть полезен при остром несварении, но как правило, если вы не бодрствовали всю ночь, дневной сон неизбежно способствует выработке амы.
Рано ложиться и рано вставать – это идеал для каждого. Вечер – это время капхи, время, естественно подходящее для того, чтобы сбрасывать накопившееся напряжение и готовиться ко сну. Бодрствование после полуночи обостряет и питту, и вату. Полночь – это время питты, когда людям питта-типа особенно не рекомендуется бодрствовать, иначе у них повысится аппетит и появится соблазн поесть. Иногда люди питта-типа просыпаются среди ночи от голода, а те из них, кто страдает язвой желудка, – от боли, причиняемой кислотой, которую выделяет в это время организм под влиянием питты. Часы перед самым рассветом управляются ватой, препятствующей крепкому сну. Людям вата-типа в особенности желательно ложиться раньше, чтобы капха помогла им крепко выспаться, пока вата не потревожит их сон.
Никому нельзя наедаться ни физической, ни умственной пищей менее чем за 2 часа перед сном. Любые физические и умственные пищеварительные процессы должны быть завершены до отхода ко сну. Но медитация или успокоительные травы, например валериана, перед сном позволительны. На людей вата-типа часто действует как снотворное чашка теплого молока со щепоткой шафрана.
Спать сидя лучше всего, потому что это – самый чуткий сон. Наилучшее расслабление дает сон на правом боку; сон на левом боку способствует пищеварению, сон на спине приводит к нарушениям ваты, а привычка спать на животе – к нарушению всех систем организма. Те из йогов, которые не спят сидя, предпочитают спать на правом боку, чтобы стимулировать работу левой ноздри. Это охлаждает и расслабляет тело, облегчая контроль над ним, чему Йога придает большое значение.
Людям, желающим вдоволь наслаждаться удовольствиями этого мира, следует спать на левом боку, так как это стимулирует работу правой ноздри. Правая ноздря разогревает и активизирует тело и усиливает потребность организма в пище, сне и сексе. Это способствует лучшему выражению вашей личности вовне, открывая перед ней возможность более полного чувственного наслаждения.
Во время сна на спине обе ноздри действуют одновременно, что нарушает интеграцию тела-ума-духа и косвенным образом способствует развитию болезней, поощряя выход энергии из тела. Сон на животе прямо содействует развитию болезней, затрудняя глубокое, здоровое дыхание.
Лучше спать головой на восток, а ногами на запад; это способствует медитативному сну. Сон головой на север выводит энергию из тела, нарушая интеграцию тела-ума-духа. Это хорошо для астральных путешествий, но не для здоровья. Если вы спите головой на юг, то в тело входит энергия, улучшая ваше здоровье. Когда же голова направлена на запад, снятся беспокойные сны.
Прежде чем броситься в объятия сна, нужно всегда мыть руки, ноги и лицо; необходимы также массаж стоп с небольшим количеством масла и непродолжительная медитация, чтобы рассеять отрицательную энергию прошедшего дня. Если вас беспокоят частые ночные поллюции, то снизить их вероятность поможет обливание перед сном ног и стоп холодной водой, оттягивающее энергию от гениталий.
Ложиться в постель можно только для того, чтобы спать, и никогда – для чтения, письма или размышлений, а вставать следует сразу же, как только вы проснетесь. Никогда не спите в кухне или в любом другом месте, где готовят пищу: вкусные запахи и тонкие вибрации будут беспокоить ваш пищеварительный тракт и нарушать ваш сон.
Идеальной формой сна считается Йога-нидра – состояние полной физической бездеятельности при сохранении умственной чуткости и осознавания. Чем больше вы сможете приблизиться к этому идеалу, тем лучше вы подготовите свой организм к новому воплощению на рассвете, когда весь ваш распорядок начнется сначала.
Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Пракрити. Ваша аюрведическая конституция»