Значение очищения | Очищение элементов
Слово «таттва» делится на 2 слога – «тот» , означающий «это», и «тва», означающий «-вость». Поэтому «таттва» означает «таковость», что может быть далее понято, как «сущность, которая вызывает чувство существования». Таттва также известна в писаниях как «бхута». «Бхута» – еще один санскритский термин, который имеет широкий круг смысловых оттенков, но частично совпадает по своему значению с таттвой, и поэтому 2 слова употребляются в качестве синонимов. 5 элементов обычно упоминаются как «панча-махабхута» или «панча-таттва».
Шуддхи – акт очищения, и садхана – акт совершенствования. Поэтому таттва-шуддхи или бхута-шуддхи садхану лучше всего можно определить, как «совершенствующее очищение сущности, которая вызывает чувство существования». Таким образом, это есть процесс очищения тонкой сущности таттв, из которых состоит тело, и также стоящего за этими элементами сознания.
Тантрическая традиция полагает, что высшему состоянию предшествует множество стадий очищения. Очищение имеется в виду не в религиозном, моральном или этическом смысле, но как научный процесс, происходящий в лаборатории тела и ума. Тантры говорят о таттва-шуддхи или очищении тонких элементов:
- «прана-шуддхи» – очищение элементов жизненной силы;
- «читта-шуддхи» – очищение психологических элементов;
- «дева-шуддхи» – очищение божественных элементов;
- «атма-шуддхи» – очищение элементов, составляющих подсознательное.
Каждый из этих процессов связан с высвобождением энергии и отделением сознания от материи. Тантра утверждает, что только в этом случае начинается подлинный духовный опыт. Как произведение гончара подвергается обжигу в печи, так ищущий готовится с помощью таттва-шуддхи к тем испытаниям, какие ожидают его на пути высшей практики. Практикуете ли вы вама-моргу, дакшина-маргу или каула-маргу, Хатха-йогу, Крийя-йогу, Кундалини-йогу, Раджа-йогу или любую другую, вы должны принять таттва-шуддхи, чтобы дать импульс своему прогрессу в практике преображения.
Значение очищения
Благодаря практике таттва-шуддхи, мы очищаем таттвы или элементы, а также чувства и связанные с ними ощущения.
- Чувство слуха и слуховые нервы очищаются повторением мантры.
- Зрение и зрительные нервы очищаются созерцанием янтр и мандол.
- Чувство осязания и осязательные нервы очищаются применением бхасмы в сочетании с анга-ньясой и кара-ньясой.
- Чувство обоняния и обонятельные нервы очищаются пранаямой.
- Чувство вкуса и вкусовые нервы очищаются постом и саттвической пищей.
Однако, очищение через таттва-шуддхи не следует понимать в смысле физической чистоты. Это лишь для тех, кто не может понять большего. Тантра придает большое значение чистоте на грубом, тонком и причинном уровнях ума. Физическая чистота связана только с грубым телом и не может привести ищущего к высшим измерениям. Помимо грубого тела существует несколько других тел или планов существования, связанных со скрытыми слоями ума. Последние подвержены влиянию впечатлений прошлых жизней (caмскар), которые творят санкальпу и викальпу (мысль и противоположная мысль) сознательного ума.
Любая дисгармония на этих уровнях немедленно передается в соответствующие тела. Подобно тому, как физическая болезнь возникает вследствие невнимания к телу, существуют тонкие и причинные «болезни», которые развиваются в тонком и причинном телах (сукшма и карана-шарире) из-за невнимания к тому, каким образом мы чувствуем, думаем, реагируем и взаимодействуем с жизнью.
Мы научились противостоять физической болезни, но как мы собираемся иметь дело с недомоганиями, которые относятся к другим измерениям нашего существования? Эти недомогания тонки и проявляются косвенным образом. Они ощущаются только как страхи, тревоги, неврозы, психозы, депрессии, гнев и разочарование. Воздействие этих эмоций затрагивает не только сознательный план, но и более глубокие уровни ума и тела. Поскольку они неосязаемы и неуловимы, мы не можем найти для них постоянного лекарства; поэтому они накапливаются и постепенно приводят в расстройство всю нашу жизнь и личность.
Тело есть продолжение ума. Трудно определить границы тела в отношении к уму, так как они тесно взаимосвязаны. Это создает взаимозависимость. Они влияют друг на друга. Таким образом, большинство болезней являются по своему характеру психосоматическими, или сомопсихическими. В конечном счете последствия психических расстройств отражаются на уме, а ментальные расстройства вызывают физические заболевания.
Так как ум является руководящим фактором по отношению к телесным функциям, то необходимо стремиться к очищению на тонком плане так же, как на физическом. Именно в уме зарождается и взрастает микроб или вирус немощи. Поэтому, говоря об очищении, мы должны прежде всего стараться понять его в отношении к различным уровням ума. В этой связи давайте постараемся понять, что такое ментальное очищение. Является ли это просто привитием добродетельных качеств, таких как сострадание, милосердие, правдивость и т.д., или существует очищение ума, которое превосходит даже эти добродетели?
В объяснении этой теории Тантра отстоет от других философий. Тантра полагает, что никакие мысли или действия не являются нечистыми сами по себе. Нечистота состоит в ошибочном восприятии и суждении. О добре и зле следует судить, исходя не из предрассудков капризного общества, но на основе метафизических истин. Личная практика дает возможность понять, что такое нечистота в действительном смысле, и как ей противостоять.
Без очищения на тонких уровнях ума невозможно достичь высших состояний осознания, так как ум, ослабленный противоположной мыслью, никогда не может достичь целенаправленности и концентрации.
Эти колебательные тенденции ума могут быть исправлены гармонизацией потока праны в теле или отделением интеллекта и эго от сознания, когда вы становитесь одновременно и познающим, и свидетельствующим, или сакши.
Очищение элементов
Таттва-шуддхи уникальна в том отношении, что она ведет процесс очищения с самого грубого уровня до самого тонкого. Первым этапом очищения в практике таттва-шуддхи является омовение физического тела, прикладывание бхасмы (пепла), пост и правильное питание. Неофит должен приучать себя к обстоятельности даже в таких мирских действиях, поскольку тантрист полагает, что все аспекты жизни необходимо объединить с высшим сознанием. То, как вы сидите, разговариваете, причесываетесь, моетесь или совершаете любое другое действие также отражает внутреннее состояние ума. Поэтому очистительный процесс в практике таттва-шуддхи не ограничивается одним или двумя часами медитации, но продолжается все 24 часа.
Этот первый этап следует понимать не как «правила поведения», но как метод возвышения вашего сознания. В таком случае эти действия будут отражать внутреннюю гармонию и радость существования. Следующий, более тонкий уровень очищения, осуществляется посредством сил ума и праны, из которой возникли элементы. Эти скрытые внутренние силы пробуждаются и направляются на очищение тонкого аспекта таттв. Очищение таттв на тонком уровне, как и на любом другом, влечет за собой увеличение энергии, благодаря которому сами таттвы вибрируют в гармоническом согласии. Это вызывает состояние равновесия, которое ведет к глубокому внутреннему осознанию.
Но наиболее трудным для очищения является тонкий уровень таттв, потому что он не подчиняется влиянию сознательного ума и мысли. Для трансформации на этом уровне требуется мощная сила концентрированной энергии. В таттва-шуддхи это достигается через повторение таттва-биджа мантр и визуализацию их соответствующих янтр. Последние глубоко воздействуют на причинное тело и подсознательный ум и способны удалять прочно укоренившиеся кармические отпечатки (самскары) и архетипы, которые затемняют опыт безграничного сознания.
Садхана подобна духовному омовению, которое счищает шлак объективного опыта. Таттва-шуддхи стремится к очищению на том уровне человеческого сознания, где эмпирическое «я» полностью сливается с трансцендентальным «Я». Только это является очищением по мнению Тантры.
Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические практики преображения (таттва-шуддхи-садхана)»