Великий пост, или Четыредесятница – главный пост всех исторических церквей и протестантских конфессий. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии.
Великий пост – напоминание о 40 днях поста Иисуса в пустыне, молившегося о спасении христиан, и он же вводит верующих в Страстную седмицу, с наступлением которой начинается подготовка к Пасхе. Являясь особым периодом литургического года в богослужении, Великий пост – время покаянных молитв, воспоминаний о принятой Иисусом Христом крестной смерти и его Воскресении.
Наименование
И западное, и восточное толкование самого названия Великого поста отталкивается от слова с обязательным использованием числа 40. Отсюда церковнославянское звучание «Четыредесятница», латинское «Quadragesima» и греческое, в основе которых используется значение «сорок» или «сороковой». Слово «сорок» дало название Великому посту в европейских языках: фр. careme, итал. quaresima, исп. cuaresma, ирл. carghas, хорв. korizma и другие. Очевидна аналогия со словами «пятидесятый», «Пятидесятница» времен Ветхого Завета.
Развитие Великого поста
Возникновение
Еще в V веке некоторые из святых отцов считали, что Великий пост был установлен апостолами. Известны слова Святителя Льва I Великого, где он призывает «исполнить апостолами установленные 40 дней поста» (ut apostolica institutio quadraginta dierum jejuniis impleatur, P.L., LIV, 633). Схожие по сути обращения были присущи и историку Сократу (Схоластику), и церковному писателю Иерониму (в Русской православной церкви Иероним Блаженный) (P.G., LXVII, 633; P.L., XXII, 475).
Эта точка зрения отвергается современной историей, которая опирается на множество свидетельств, подтверждающих постепенное развитие поста и указывающих на самые различные практики его проведения, существовавшие в период первых столетий.
В своей работе историк Евсевий (Hist. Eccl., V, XXIV) цитирует письмо святого Иринея Лионского к Папе Римскому Виктору I, где отмечает имеющиеся разночтения и по поводу самой даты празднования Светлого Воскресения Христова и предшествующего этому поста: «Ибо некоторые думают, что они должны поститься 1 день, другие – 2 дня, иные – даже несколько, тогда как другие отсчитывают 40 часов дня и ночи для своего поста».
Святой Ириней указывает в своих размышлениях на существование этих различий с древности, что подспудно наталкивает на сомнение – а существовало ли подобное Апостольское послание?
Руфин, переводя труд Евсевия на латинский язык, передал текст так, как будто некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. Отсюда и разногласия в правильности прочтения текста. Но с точки зрения нынешней науки вывод однозначен: в 190 году о 40-дневном посте Иринею еще ничего не было известно.
Высказывания философа Тертуллиана подталкивают к тому же выводу. Писатель, часто касавшийся данной темы в своих трудах (трактат «De Jejunio», «De Jejun.», II и XIV; ср. «de Orat.», XVIII), ни в одном из них не утверждал явно о продолжительности поста в течение 40 дней. Никаких ссылок на установление апостолов не встречалось и в высказываниях доникейских отцов.
Существует мнение, что во времена апостолов церковь была более благосклонна к еженедельному, а не ежегодному, празднованию Воскресения Христова. Это означает, что в конце каждой недели воскресная литургия и являлась собственно празднованием Воскресения, а предваряющий ее пятничный пост проводился в память о крестной смерти Христа.
Этой трактовкой событий допускаются и объясняются те немалые различия по поводу предпасхального поста и встречи Светлого Христова Воскресения, столь характерные для конца II века. Отмечать постом пятницу и радостью воскресенье – такую церковную традицию христиане соблюдали с давних времен. А вот традиция ежегодного празднования главного церковного торжества развивалась постепенно под влиянием местных устоев. Появление Пасхального праздника послужило своего рода толчком к возникновению и предпасхального поста. Сначала он был очень строгим, но довольно коротким, не больше недели. В это время вспоминали Страсти Христовы, или «дни, когда Жених был взят» (Мф. 9:15).
Впервые греческий термин, в основу которого заложен смысл «сорок», «сороковой», упоминается I Никейским собором (5-ый канон) в начале IV века. Предполагается, что он отображает не время, а вполне конкретное празднование, к примеру, Вознесения или Сретения, который Этерия называет quadragesimæ de Epiphania.
Не стоит забывать, что и название «Пятидесятница», имея первоначальное значение «пятидесятый день», стало затем означать временной промежуток между Пасхой и Пятидесятницей. Это подтверждают и «Праздничные послания» Афанасия Великого (331 год), в которых святой указывает на 40-дневную «Четыредесятницу», окончанием которой является строжайший пост – Страстная неделя, или «святая седмица». Еще одним подтверждением этому служит обращение святого к александрийцам после путешествия по Европе, в котором Афанасий Великий призывает поддержать уже повсюду распространившуюся практику (послание 11-е, из Рима): «Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься 40 дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию».
Что касается установления именно 40 дней, то здесь важная роль принадлежит примерам пророков Моисея, Ильи и самого Христа. Хотя возможна версия, что имеются в виду не 40 дней, а 40 часов пребывания Иисуса в гробу. В то же время период особых молитв, названный Пятидесятницей, вовсе не означает, что христиане молились непрерывно. Подобно тому, как и Четыредесятница, являясь первоначально периодом поста, вовсе не обязательно была тем периодом, в течение которого непрерывно постились. Разная трактовка этого принципа повлекла за собой и разное исполнение практик поста.
В V веке жители Рима соблюдали 6-недельный пост. По утверждению Сократа, действительно постными были лишь 3 из них, а субботы и воскресенья в счет не шли. Другие историки считают, что пост длился не подряд 6 недель, а через неделю и выпадал на 1-ую, 4-ую, 6-ую. Предполагается, что в это время готовились к крещению оглашенные, те, кто готов был принять Святое крещение. Возможно, это и стало одной из причин развития и укрепления долгого поста, предшествующего Пасхе.
На Востоке
Предпасхальная подготовка на Востоке мало чем отличалась от наставления святого Афанасия в его «Праздничных посланиях»: перед особо строгим постом в Страстную седмицу необходимо было поститься 5 недель. И все же при этом протяженность предпасхального поста чаще всего связывали с цифрой 40.
Этерия в своих записках «Паломничество» рассказывает о том, что в Иерусалиме длительность поста составляла 8 недель, исключая субботы и воскресенья, то есть ровно 40 дней. Так же пост соблюдался на других территориях.
Православное богослужение сохранило некоторые особенности этой традиции. Сырная седмица (8-ая неделя от Пасхи) позволяет более легкий пост, запрещая лишь мясо. При этом в течение 2-х дней богослужение проходит в соответствии с чином великопостным, а суббота является днем памяти преподобных отцов, которые являются примером духовного подвига.
Несколько позже под влиянием монашества пост распространился и на субботу с воскресеньем. Длительность Великого поста составила 48 дней, 400 из которых называются Четыредесятницей. Лазарева суббота вместе с Вербным воскресеньем и со Страстной седмицей (6 дней) составляют остальные 8 дней.
Православная церковь в качестве руководства использует палестинский устав – Типикон. В рамках этого устава соблюдаются общие правила питания в эти дни:
Послабление в посте (употребление вареной пищи, масла, вина) разрешается, если будний день совпадает с полиелейным праздником. Если эти дни – среда или пятница, то можно употреблять вино и вареную пищу, но есть можно только 1 раз в день.
Поначалу воздержание в еде обязаны были соблюдать не только монахи, но и все постящиеся. Иоанн Златоуст утверждал, что для спасения вовсе не достаточно одного лишь воздержания в пище до вечера. Того же мнения придерживался и Василий Великий.
Со временем это правило стало ослабевать, и современная православная литература не содержит упоминание о точном числе трапез в дни поста. В целом же требования к употребляемой пище должны соответствовать Типикону. Исключением являются некоторые монастыри с особо строгим уставом и старообрядцы. Русская Православная церковь допускает некоторые послабления.
На Западе
Процесс развития предпасхального поста на Западе шел совершенно иначе. Здесь утвердился обычай 6-недельного поста. Постепенно суббота тоже стала считаться постным днем, за счет чего поститься приходилось уже 36 дней (6 недель без воскресений). Число 36 – это приблизительно 1/10 часть от количества дней в году, потому святой Григорий Великий (560—604 годы) называл это время духовной десятиной года. Этого мнения придерживались и другие авторы времен Средневековья.
Чтобы использовать число 40, к предпасхальному посту добавили еще 4 дня. В итоге начало поста пришлось на среду, которая стала называться Пепельной. Некоторые элементы первоначальной практики используются до сих пор. К примеру, в миссале, принятом еще Тридентским собором, в 1-ое воскресенье поста звучит молитва secreta, в которой говорится о необходимости жертвования, связанного с началом поста («sacrificium quadragesimalis initii»).
Существенно отличается от Востока пищевая составляющая всего периода поста. Здесь внимание постящихся акцентируется на количестве и времени пищи. Сначала позволялось трапезничать только 1 раз – вечером. Вскоре разрешили принимать пищу и в обеденное время – в 3 часа.
Впервые об этом упоминает Сократ. Этому допущению способствовала условность временных периодов, на которые приходились канонические часы (Девятый час, Вечерня). Канонические часы не являлись фиксированными моментами времени в привычном понимании. К примеру, 9-й час приходился на 3 часа дня. При этом служба 9-го часа начиналась после часа 6-го, соответствующего полудню. Подобно этому и вечерняя служба, по окончании которой можно было приступать к трапезе, проходила все раньше. В итоге официально было разрешено в период поста служить вечерню в полуденное время. Католическая церковь придерживалась этого правила, пока в XX веке не прошли литургические реформы. И если в XI веке принимающие пищу до прихода вечера еще упрекались в нарушении поста, то в XIII эта традиция стала практически общепринятой.
Со временем появились новые послабления – легкие вечерние трапезы («collatio»). А в конце XVII века уже разрешался и небольшой утренний прием пищи. В результате такой вид поста с первым полным приемом пищи и двумя небольшими трапезами дошел и до сегодняшнего дня.
Довольно строгими были и ограничения, которые касались качества пищи, иными словами, воздержания. Но в целом эти ограничения были не так строги, как воздержание, диктуемое Православной церковью. Первоначально был известен строгий запрет на употребление мяса, затем в пост запретили продукты молочного происхождения (lacticinia). Не отменялось воздержание (в отличие от поста) даже по воскресеньям.
Однако случались и исключения, позволяющие употреблять молочные продукты. Условием для такого послабления служили какие-либо совершенные верующим благие дела. Предполагается, что именно благодаря таким послаблениям (диспенсациям), известным в Германии как Butterbriefe, были возведены некоторые церкви. Таким же образом была построена одна из колоколен французского Нотр-Дама в Руане, носившая название «масляной башни».
Затем запреты большей частью отменили, и к началу XX столетия только употребление мясных продуктов было запрещено по пятницам (и некоторым другим дням в течение года). В 1966 году Папа Римский Павел VI изменил правила в своем Motu proprio «Paenitemini». Остался неизменным запрет на мясо по пятничным дням, а в строгий пост обязательными считались Пепельная среда и Великая пятница.
Эти правила можно принимать за некоторый минимум. Вовсе не запрещено ограничивать себя (не только в отношении пищи) и сверх данных правил. Такое отношение свойственно многим традиционалистам, соблюдающим правила дореформенного поста. Они постятся неделю (исключая воскресенье) и прибегают к воздержанию по пятницам, а иногда и по субботам.
В православии
Подготовка
Еще за 4 седмицы до Великого поста, каждый христианин начинает подготовку, настраивая свою душу на покаяние. В этом единственное и важнейшее значение поста. У каждой из предшествующих этому событию Недель есть только ей присущее название.
Эта первая неделя при подготовке к посту славит Закхея, который, несмотря на свои грехи, искренне желал приблизиться к Богу. Благодаря страстному стремлению Закхей привлекает внимание Иисуса и приводит Спасителя в свой дом. Церковь призывает христиан, проявив свое волеизъявление, приблизиться к Богу последовав примеру Закхея.
Воспоминания Церкви за 3 седмицы касаются евангельской притчи о грешном мытаре, осуждающем себя и оправданным за то Богом, и восхваляющем себя фарисее, за что Бог осудил его. В церкви поется Постная Триодь. Во время утренней службы, по окончании 50-го псалма, приступают к чтению тропарей (покаянных) «Покаяния отверзи…».
Эти же тропари поются вплоть до окончания Святой Четыредесятницы, призывая христиан размышлять об истинном и показном покаянии на примере происшедшего с фарисеем и мытарем, указывая на вред от слепого следования церковному уставу. А в следующую («сплошную») седмицу разрешена скоромная пища, даже в среду и пятницу. Глава 49 Типикона гласит: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси».
Главное напоминание недели – о прощении раскаявшихся, подобно отцу, простившему блудного сына, который вернулся после долгих и грешных скитаний домой. Во время заутрени исполняются обычные полиелейные псалмы, а к ним добавляется и 136 псалом «На реках вавилонских…» с «аллилуиею красною».
В последующую – Мясопустную – седмицу (исключая среду с пятницей) в пищу еще позволено употреблять мясные продукты.
Это третье воскресенье разделяет Неделю о блудном сыне и сыропустную Неделю и является последним накануне Великого поста, предшествующее грехопадению и изгнанию Адама и Евы (Мф. 25:31-46), когда православным еще дозволяется вкушать мясную пищу. Этот день предвещает грядущий за грехопадением Страшный суд.
Последующая неделя зовется Мясопустной. В народе она почитается как Масленица. Все дни недели (учитывая среду и пятницу) разрешается трапезничать рыбой, яйцами, сыром, употреблять молочные продукты. Правда, Типикон позволяет в среду с пятницей лишь один прием пищи, а служба в эти дни схожа с теми, что проходит в Великий пост. Читают при этом молитву Ефрема Сирина (покаянную), сопровождая ее поклонами. А вот проведение Божественной литургии в эти 2 дня не разрешено.
Великий пост
Дни Великого поста в календаре
Длительность Великого поста исчисляется 6-ю седмицами и Страстной седмицей. Начинается пост не раньше, чем со 2(15) февраля включительно, а заканчивается не позже 24 апреля (7 мая). Точная дата зависит от дня Пасхи. Промежуток времени между 8 (21) марта и 21 марта (3 апреля) всегда приходится на период Великого поста.
Все 6 седмиц Четыредесятницы, окончание которой совпадает с пятницей 6-й седмицы перед Лазаревой субботой, отмечены в месяцеслове своим порядковым номером: 1-я седмица Великого поста, затем – 2-я и так далее. Завершает каждую седмицу Неделя или воскресный день. Начиная со Страстной седмицы, дни седмиц отсчитываются, начиная с Недели (воскресенья).
Богослужение
Главные отличия от обычной службы:
В народе 1-я великопостная седмица зовется «Федоровой неделей». С понедельника до четверга богослужения в храмах посвящены чтению Великого канона (по частям) святителя Андрея Критского, в пятницу звучит молебный канон в честь Феодора Тирона – святого великомученика, чье имя и упоминается в названии седмицы. В этот день благословляют кутью (коливо). Народное название понедельника – «Чистый понедельник».
Питание в Великий пост
Правила Церковного Устава:
Если дни памяти почитаемых святых выпали на Великий пост, то разрешается:
Великий пост происходит весной, а значит основные продукты этого поста: соления и варения из овощей и фруктов, капуста, морковь, лук, свекла, консервированный зеленый горошек и другие бобовые, апельсины, яблоки, сухофрукты, орехи и пр. Существует очень много различных блюд, которые можно приготовить из этих и других продуктов.
В римско-католической традиции
Великий пост устанавливается за 46 календарных дней до Пасхи и приходится на Пепельную среду. Во время католических месс этого дня проходит обряд, на котором головы верующих посыпают освященным пеплом. Эта церемония символизирует покаяние, необходимое в период поста. Период за 3 дня до Пасхи называется Пасхальным Священным триденствием.
До того, как была проведена литургическая реформа в 1969 году, начало Великого поста предварялось 3-мя подготовительными неделями, названными Septuagesima (70), Sexagesima (60) и Quinquagesima (50). Мнения по поводу происхождения названий очень расходятся. К примеру, Septuagesima – это период продолжительностью 63 дня до Пасхи, а не 70. Нет совпадений по числу дней с наименованиями и остальных недель. Вполне вероятно, что в подготовительный период во времена древности входила еще 1 неделя, и поэтому этот период назвали Septuagesima. Есть вероятность, что наименования были даны аналогично слову Quadragesima.
В Средневековье началу поста предшествовал обряд исповедания, помогающий очиститься от грехов и вступить в пост. Английский язык по сей день использует выражение «Shrove Tuesday», означающее «освобождаться от грехов на исповеди». И хотя сейчас этот обычай устарел, каноны хотя бы единожды в год обязывают католиков исповедаться (в великопостные или пасхальные дни) с принятием Святого Причастия.
Для католической традиции характерно обращение во время Великого поста к Евангельским чтениям:
Литургические реформы упразднили подготовительный период, и перым днем Великого поста стала Пепельная среда. В течение года все праздничные и воскресные дни (включая пост) посвящаются Евангельским чтениям. Регулируются они трехгодичным циклом. Проходящие в 2 первых и последнее воскресенья чтения вполне соответствуют как чтениям дореформенным, так и друг другу. В остальные великопостные недели проходят чтения, повествующие об отдельных аспектах служения Иисуса Христа:
Пепельная среда (все годы) — Слова из Нагорной проповеди о милостыне, молитве и посте (Мф. 6:1-6, -18)
Цикл A:
Цикл Б:
Цикл В:
К литургическим особенностям, характерным для католицизма, можно отнести исключение на время поста из процесса богослужения молитвенного хвалебного обращения к Всевышнему – Аллилуйи. Отменяется восхваление – Gloria и во время мессы (исключение составляют праздничные дни) – главной литургической службы, присущей латинскому обряду Католической церкви.
В литургических одеждах в основном преобладает фиолетовый цвет, символизирующий покаяние. В убранстве храмов также превалируют различной насыщенности фиолетовые оттенки и схожие с ними иные темные цвета. В великопостные дни обычно убирают из храмов живые цветы. Даже звучание органа используют только как сопровождающее песнопения. А по окончании мессы в Великий Четверг орган замолкает вплоть до Светлой Пасхи.
Несколько контрастирует с этой строгостью название 4-го воскресенья великопостного периода – Laetare, что в переводе означает «Радуйся!» по первым словам мессы Introitus, Входного песнопения: «Laetare Ierusalem: et conventum facite omnes qui diligitis eam: gaudete cum laetitia qui in tristitia fuistis: ut exsultetis, et satiemini ab uberibus consolationis vestrae». (Ис. 66:10-11). Священнослужители наевают одежды розового цвета, разрешаются цветы, орган и пр. Цель этого воскресенья – приободрить верующих перед 2-й половиной поста и приближающейся Страстной неделей. В средние века на двадцатый день четыредесятницы допускалось существенное облегчение поста (фр. mi-carême).
Богослужение Крестного пути – самая распространенная служба во время Великого поста, не входящая в богослужебный цикл.
О пищевых ограничениях на Великий пост подробно описано выше, но у католиков есть собственные правила или обязательства, которые учитывают личные слабости или пристрастия. Это может быть отказ от какой-либо любимой пищи или напитка (кофе, алкоголь и т.п.), или это могут быть непищевые ограничения (отказ от музыки, телевидения и т.п.), или же усиление обычного молитвенного правила (более частое посещение богослужений и т.п.).
Протестантизм
Для современных протестантов соблюдение Великого поста скорее рассматривается как личный выбор, а не как обязанность. Они могут на период поста: