Собор Пресвятой Богородицы – православный праздник, который отмечается на следующий день после Рождества Христова – 8 января или 26 декабря по юлианскому календарю.
Православная церковь с благодарственными мольбами и песнями восхваления внемлет к Божьей Матери, которая стала орудием Промысла, родившая на свет Спасителя. Пресвятая Дева Мария есть Та, которая родила Спасителя Иисуса Христа, и именно потому праздник установлен на 8 января сразу после Его Рождения.
Праздник называется Собором Пресвятой Богородицы потому, что в этот день происходит празднование и других святых, которые близки к Иисусу и Пресвятой Деве Марии.
В этот день также празднуется память тех, кто был по плоти близким к Спасителю: царь Давид – предок по плоти святого Господа Иисуса, святой Иосиф Обручник, а также святой Иаков – брат Господня, сын Иосифа Обручника от первого брака, который вместе со своим отцом сопровождал Матерь Божию и младенца Иисуса, когда они совершали бегство в Египет.
Иосиф Обручник, когда ему было 80 лет, принял Деву Марию по благословению первосвященника для того чтобы хранить ее чистоту и девство. И хотя был он обручен Пречистой, его служение было в том, чтобы оберегать святую Матерь Божию. Мессия пришел в мир из колена Давидова, как и должно было свершиться, потому пророк Давид был предком Господа по плоти. Апостола Иакова называют братом Божиим по причине того, что был он сыном Иосифа Обручника и был он человеком благочестивым. После Воскресения Христова его избрали предстоятелем Иерусалимской Церкви.
История установления
Собор Пресвятой Богородицы своим происхождением уходит во времена раннего Христианства. Первые воспоминания в IV веке в своих поучениях Епифаний Кипрский, Августин Блаженный и святой Амвросий Медиоланский на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Иисусу с хвалой родившей Его Деве.
Официально праздник Собор Пресвятой Богородицы установлен на следующий день после Рождества Христова, факт которого можно отыскать в 79 правиле Шестого Вселенского Собора, состоявшийся в 680-681 годах.
Иконография
Иконография праздника иллюстрирует текст святого Иоанна Дамаскина на рождественской стихире: «Что ти принесем…» и является также и символическим вариантом иконы «Рождество Христово». Иконография Собора Пресвятой Богородицы имеет сербское происхождение, а в русской иконописной традиции известна с ХІV века.
В центре иконы изображена Богородица, сидящая на троне, с Младенцем на руках. В соответствии с текстом стихиры, Она окружена ангелами, пастухами и волхвами: «…каяждо благодарение Тебе приносит: Ангели – пение, небеса – звезду, волсви – дары, пастырие – дивление». Также на иконе изображены Отцы Церкви и православные гимнографы, которые прославляют Богородицу.