Разложившиеся скопления кала в кишечнике отравляют организм и способствуют развитию бактерий. По мнению мастеров Йоги, примерно 80% всех заболеваний обязаны своим происхождением аутоинтоксикации организма ядами гниющих фекальных масс, собирающихся на стенках кишечника. Кроме того, эти массы – идеальная среда для роста множества видов болезнетворных бактерий. На нейтрализацию аутотоксинов и борьбу с заботливо взращенными в недрах организма микробами уходит львиная доля наличной энергии человеческого существа. На творческое осмысление процесса жизни остается очень мало, на развитие осознания – практически ничего.
В аллопатии и Аюрведе для очищения кишечника применяются слабительные средства. Однако постоянное применение слабительных пагубно отражается на состоянии кишечника: перистальтика нарушается и развивается склонность к хроническим запорам со всеми вытекающими отрицательными последствиями. Кроме того, многие слабительные средства в большей или меньшей степени токсичны.
Клизма гораздо лучше, но к ней возникает привыкание и, как следствие, – зависимость от нее успешной дефекации. Результат – все тот же хронический запор с интенсивной аутоинтоксикацией вместо избавления от нее. Кроме того, воздействие клизмы ограничивается только нижней частью кишечника.
В Йоге существует целый ряд клизмоподобных процедур, известных под общим названием басти-крийя. Среди них – как собственно йогическая клизма, при которой вода в кишечник не поступает за счет внешнего давления, а втягивается с помощью глубокой наули, так и целый ряд «сквозных» промываний пищеварительного тракта – вари-сара-дхаути-крий, посредством которых выпитая в большом количестве вода быстро проводится насквозь и выводится через анус. Тем самым осуществляется промывание всего пищеварительного тракта в целом.
В общем в классических техниках басти-крий и вари-сара-дхаути-крий ничего особо сложного нет, однако в практике Йога-терапии все же целесообразнее применять более мягкие (упрощенные) техники, известные как сахаджа-басти-крийи.
Техника выполнения
- Сахаджа-басти-крийя-1 – упрощенное промывание кишечника – основной вариант. Сахаджа-басти-крийя практикуется при хроническом запоре утром натощак, сразу после пробуждения. Развести полстакана лимонного сока и растворить 1 ч. л. соли (предпочтительно брать морскую нерафинированную соль) в 1,5 л чистой теплой воды и выпить полученную смесь. Сразу же после этого лечь на спину и выполнять випарита-карани в течение 4-5 минут, затем маюрасану – 3-4 раза и падахастасану – 4-5 раз. Тот, кто не в состоянии выполнить маюрасану, пусть 5-6 раз выполнит шалабхасану. В течение последующих 5 минут возникнет сильный позыв к дефекации. В зависимости от индивидуального состояния кишечника, некоторым нелишне будет добавить к вышеуказанным асанам еще бхуджангасану, ардха-чакрасану и дханурасану. Вместе с предыдущими они дадут хороший результат.
- Сахаджа-басти-крийя-2 – дополнительный вариант. Слабые и больные люди могут выпить воду с лимонным соком и солью, как было указано выше, выполнить сахаджа-випарита-карани, йога-мудру, паванамуктасану, ардха-курмасану и поочередное поднимание ног в шалабхасане. Випарита-карани-мудра выполняемая непосредственно после питья воды, дает возможность последней пройти через желудок в кишечник. Вода вымывает разложившиеся желчь и слизь из желудка и тонкого кишечника, затем попадает в толстые кишки и разжижает их содержимое, которое затем выбрасывается из организма вместе с отходами и ядовитыми веществами. Ни одно известное слабительное, никакая клизма не в состоянии проделать все это настолько безвредно и настолько радикально, как совершает это сахаджа-басти-крийя. Лимонный сок выступает здесь одновременно и в качестве лекарства, и в качестве диетического продукта, поскольку обладает некоторым слабительным действием, он сообщает смеси приятный вкус и содержит известное количество кальция, который абсолютно необходим для поддержания здоровья. Если кишечник не срабатывает даже после применения сахаджа-басти-крийи, необходимо 1-2-дневное воздержание от пищи, ибо это указывает на то, что 12-перстная кишка заблокирована плохо переваренными остатками пищи. После поста выполнить сахаджа-басти-крийю.
- Сахаджа-басти-крийя-3. Этот метод отличается от сахаджа-басти-крийи-1 только составом смеси. Здесь берется лимонного сока и соли в 2 раза меньше, все остальное – то же самое. Обычно сахаджа-басти-крийя-1 применяется в случаях, когда требуется воздействие весьма радикальное. Если же ситуация не слишком серьезна и запор еще не стал безнадежно хроническим, желательно начинать со второго варианта. И только в случае, когда сахаджа-басти-крийя-2 не дает результатов, следует применять сахаджа-басти-крийя-1.
- Сахаджа-басти-крийя-4. Тот, кто хроническими запорами не страдает, а также не болен и не слаб, может просто выпить 2 стакана холодной воды едва проснувшись утром, а затем практиковать упражнения согласно предписаниям для сахаджа-басти-крийи. Если все выполнено правильно, то положительный результат в виде позыва к дефекации не заставит себя долго ждать.
- Сахаджа-басти-крийя-5. Главным упражнением во всей сахаджа-басти-крийе является випарита-карани. Она легко осваивается за несколько дней настойчивых тренировок. Если же эта мудра и прочие предписанные асаны все же вызывают проблемы, можно ограничиться лишь 10-15-кратным выполнением паванамуктасаны. Остальные предписания остаются без изменений.
- Сахаджа-басти-крийя-6 – ганеша-крийя – сахаджа-шодхана-крийя. Выпить воду, приготовленную согласно предписаниям, либо равное количество холодной воды и отправиться на прогулку, которая должна продлиться приблизительно 10 минут. Обильно смазать средний палец левой руки медом, глицерином, вазелином или сливочным маслом (ноготь этого пальца должен быть коротко острижен) и приготовиться к дефекации. Если позыв появился сам собой – не противиться зову природы. В случае возникновения затруднений медленно и очень осторожно ввести средний палец в прямую кишку как можно глубже и несколько раз повернуть его в ней, затем вытащить палец и ожидать позыва к дефекации. Если позыв не появляется, повторить процедуру. В конце концов очередная попытка увенчается успехом и толстые кишки полностью очистятся. Затем следует вымыть анус и, если необходимо, – принять душ или ванну.
4-й и 5-й варианты сахаджа-басти-крийи уступают первым 3-м, потому должны выполняться только в случае, если выполнение 1-го, 2-го и 3-го вариантов почему-либо затруднительно или не дает никаких результатов. После сахаджа-басти-крийи желательно принять ванну или душ и только затем приступать к выполнению других упражнений и практике пранаям.
Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»