Психологическая сила и психологическая резилентность были хорошо восприняты в массовой культуре. Однако, с исторической и философской точки зрения, в последние два десятилетия ученые сосредоточили свое внимание на человеческих способностях и жизнестойкости. Раньше традиционно психологи фокусировались на диагностировании и человеческих слабостях, но с появление направления под названием Позитивная Психология акцент сместился на изучение сильных сторон психики человека 1OXFORD. The Oxford Handbook of Positive Psychology (2nd edn) – Опубликовано: сентябрь 2012. Исследования показали, как жизнестойкие и психически уравновешенные люди достойно ведут себя во многих сферах своей жизни, включая кризисы, пандемии, а также воспитание детей.
Психически здоровые люди моделируют в себе как психологическую, так и эмоциональную устойчивость, а также помогают развить это в своих детях. Большинство родителей делают все возможное и в любой момент времени, используя знания, опыт и ресурсы, которыми они располагают. Однако мы, как правило, используем то, чему мы научились в детстве, и этому же учим своих детей. Конечно, мы можем понимать, что «не хотим быть похожими на свою мать», но при этом обнаруживаем, что ведем себя так же. Мы можем повторять дисфункциональные модели поведения, которые переходят из одной семьи в другую через поколения, потому что это «то, что мы знаем». Поэтому важно изучать и осознавать, что могут делать и чего лучше не делать психически здоровым родителям.
- Психически здоровые родители не игнорируют, принимают и не отрицают эмоции своего ребенка. Такие родители прекрасно понимают важность обучения ребенка эмоциональной лексике. Они понимают, что признание и одобрение эмоций своего ребенка имеет жизненно важное значение 2JSTOR. The Role of Maternal Emotional Validation and Invalidation on Children’s Emotional Awareness – Опубликовано: апрель 2016. Они понимают тонкое равновесие между утверждением и отрицанием эмоций. Они выражают чувства, чтобы донести понимание до своего ребенка – «мне грустно» или «это меня разозлило», а затем моделировать эффективные навыки толерантности к дистрессу, чтобы улучшить процесс регуляции эмоций у своих детей. Они также понимают, что их ребенок не является «жертвой», выражая свои эмоции так, как он может и что важно просто чувствовать 3SpringerLink. Emotion Regulation and Attachment: Unpacking Two Constructs and Their Association – Опубликовано: 23.09.2009. Они понимают, что, не имея постоянного отношения к эмоциям своего ребенка, они могут причинить психологический вред, который может стать причиной эмоциональной блокировки в их взрослой жизни 4APA. The effect of unpredictable early childhood environments on parenting in adulthood – Опубликовано: 2015.
- Психически здоровые родители не учат, что ошибки – это неправильно. Такие родители понимают, что «неудачи» и ошибки – это часть успеха . Они знают, что быть успешным или овладеть навыком – это процесс развития, который происходит со временем, а ошибки и неудачи – это часть прогресса. Точно так же, как мы знаем и ожидаем, что наши дети не споткнутся и не упадут в процессе обучения ходьбе, психически устойчивые родители считают, что ошибки – это часть обучения. Философия «Живи и учись» способствует самоэффективности и самосостраданию и может служить защитным механизмом для перфекционизма 5Taylor & Francis Online. Self-compassion and Psychological Resilience Among Adolescents and Young Adults – Опубликовано: 12.01.2009.
- Психически здоровые родители устанавливают границы ребенку. Такие родители понимают, что это важно и необходимо для блага ребенка и что ребенок может с этим не соглашаться, злиться и расстраиваться. Зачем нужны ограничения? Во-первых, так родитель показывает, что ребенок в безопасности, потому что он нуждается в сопровождении в процессе изучения мира и должен знать, что за ним присматривают взрослые. Во-вторых, так родитель формирует в ребенке здоровую самооценку. В-третьих, так родитель прививает нравственные ценности. В-четвертых, так родитель показывает, что у него есть свои потребности и ребенку следует научиться согласовывать свои нужды с нуждами других людей.
- Психически здоровые родители учат своих детей как взаимодействию, так и реалистичным ожиданиям в отношении таких вопросов, как брак и дружба. Такие родители учат и моделируют навыки межличностного общения, необходимые для успешных отношений, такие как гибкость, сочувствие, надежность и т.д. Они не игнорируют важность обучения социальным взаимоотношениям ребенка со средой.
- Психически здоровые родители не игнорируют важность эмоциональной и психологической безопасности. Такие родители понимают, что эмоциональная и психологическая безопасность их ребенка так же важна, как и их физическая безопасность 6Taylor & Francis Online. Understanding Resilient Outcomes: Adolescent Lives Across Time and Generations – Опубликовано: 15.06.2010. Они понимают, что постоянные ссоры, эмоциональное насилие, наркомания, нерешенные проблемы с психическим здоровьем и т.д. могут иметь пожизненные последствия для здоровья их детей.
- Психически здоровые родители не ожидают, что их ребенок будет следовать их жизненному плану. Такие родители принимают своих детей как уникальных личностей, которые появились на свет, чтобы внести свой вклад в развитие общества посредством своих собственных уникальные качеств и талантов. Они не живут за счет своих детей, направляя их по траектории своей собственной жизненной программы, игнорируя интересы и опыт ребенка.
- Психически здоровые родители воспитывают в ребенке самостоятельность и чувство ответственности. Такие родители не защищают своих детей от болезненных ситуаций, поощряя тем самым созависимость 7SAGE. Media Exposure to Collective Trauma, Mental Health, and Functioning: Does It Matter What You See? – Опубликовано: 8.10.2019. Они ясно осознают, что дети должны научиться терпеть, трудиться и порой делать вещи через «не хочу». Они помогают своим детям ориентироваться в трудных ситуациях, чтобы они могли развить самостоятельность.
- Психически здоровые родители не игнорируют важность наставничества и обучения. Такие родители знают и признают, как их личный успех был достигнут благодаря сверстникам, наставникам, и особенно, родителям и семье 8SpringerLink. Emotion Regulation Among Preschoolers on a Continuum of Risk: The Role of Maternal Emotion Coaching – Опубликовано: 30.04.2013. Они учат, тренируют и направляют своих детей, предлагая лучшие работающие инструменты, чтобы их дети могли процветать в собственной жизни.
- 1OXFORD. The Oxford Handbook of Positive Psychology (2nd edn) – Опубликовано: сентябрь 2012
- 2JSTOR. The Role of Maternal Emotional Validation and Invalidation on Children’s Emotional Awareness – Опубликовано: апрель 2016
- 3SpringerLink. Emotion Regulation and Attachment: Unpacking Two Constructs and Their Association – Опубликовано: 23.09.2009
- 4APA. The effect of unpredictable early childhood environments on parenting in adulthood – Опубликовано: 2015
- 5Taylor & Francis Online. Self-compassion and Psychological Resilience Among Adolescents and Young Adults – Опубликовано: 12.01.2009
- 6Taylor & Francis Online. Understanding Resilient Outcomes: Adolescent Lives Across Time and Generations – Опубликовано: 15.06.2010
- 7SAGE. Media Exposure to Collective Trauma, Mental Health, and Functioning: Does It Matter What You See? – Опубликовано: 8.10.2019
- 8SpringerLink. Emotion Regulation Among Preschoolers on a Continuum of Risk: The Role of Maternal Emotion Coaching – Опубликовано: 30.04.2013