Духовные истоки Аюрведы | 3 гуны | 5 элементов | 3 доши
Духовные истоки Аюрведы
Чтобы понять подход Аюрведы к травам, необходимо понять основополагающие системы Аюрведы, которая представляет собой всеобъемлющую науку исцеления, включая физические, психологические и духовные аспекты жизни.
Древние пророки Индии считали, что существуют 2 фундаментальных принципа, определяющих бытие:
- Пуруша, Первичных Дух, принцип чувствительности сознания;
- Пракрити, Великая Природа, принцип творчества.
Единение этих 2-х Духа и Материи создает все. Однако эти 2 начала также едины, представляют собой первичные Два в Одном, Сознание и его творческая, исполнительная сила, Шива-Шакти-Пуруша. Во всем также есть сила проявления, способность к творческому развертыванию, Пракрити.
Из этих 2-х великих сил, когда они первично соединяются возникает Космическое Сознание — Махакт, который содержит семена всех проявлений. Имманентным свойством Махакт являются все законы природы. Космическое Сознание существует также в человеке в виде его интеллекта. Это начало, как таковое, называется будди, средство к пробуждению, к полному развитию, по достижению которого соответствующее лицо становится просветившимся — Будда. Будди — это наша способность к восприятию, наша способность отличить реальное от нереального.
Однако этот интеллект при его эволюции в материальные формы может привести к возникновению эго, ощущению обособленности своего Я, или ахамкара. Это — принцип отчуждения, поскольку единственное, что отделяет нас от единства жизни,- это наше ощущение обособленности нашего «Я».
В свою очередь «я», «эго» обусловливает формирование, приводит к формированию обусловленного сознания, или обусловленного понимания, называемого «манас», который как ощущение самосознания, создает защитный круг (поле) мыслей, который нас связывает.
Наконец, это связывает нас с коллективным подсознанием, называемым хитта, являющимся «складом» мыслей, присущих любому ограниченному менталитету. Благодаря шитте, мы пребываем подверженными латенции, навязчивым состояниям и императивам, присущим более ранним стадиям эволюции, восходящим к животному миру и даже еще более ранним стадиям развития.
Аюрведа стремится к такой жизни, которая бы гармонировала с космическим интеллектом (сознанием), благодаря чему наше сознание было бы более совершенным и сделало бы тем самым для нас возможным возвращение к единству природы, а через природу — возвращение к нашему истинному существу и духу, Пуруша. Таковы духовные истоки Аюрведы, которые идентичны таковой Йоги, и составляют основу психологии Аюрведы.
Необходимым условием для этого является пробуждение интеллекта, что, в свою очередь, означает выход из-под власти эго. Эго — это основа любого отклонения от природы. Здоровье является природным атрибутом, пракрити. Болезнь — это нечто искусственное — викрити. Отсюда большинство заболеваний, за исключением тех, которые естественны, как атрибут времени, проистекают из психологического дисбаланса, обусловленного избыточным самосознанием.
3 гуны
Пракрити состоит из 3-х основополагающих качеств, 3-х главных характеристик (на санскрите называемых гунами):
- саттва, принципа света, восприятия, интеллекта и гармонии;
- раджас, принципа энергии, активности, эмоций и беспокойства;
- тамас, принципа инертности, мрака, уныния, безжизненности и сопротивления.
Хотя каждое из этих 3-х качеств является необходимым элементом природы, тем не менее, саттва представляет собой адекватное качество сознания. Раджас и тамас — напротив, являются чуждыми, «загрязняющими» элементами сознания, которые снижают нашу способность к восприятию.
Индивиды с превалированием саттвы придают особое значение таким императивам как правда, честность, скромность и общее благо. Лица же, у которых наиболее представлен раджас, более всего ценят силу, престиж, власть и возможности править. Те же люди, у которых доминирует тамас, оказываются в плену чувства страха, раболепия, невежества и сил, ведущих к распаду.
Отсюда ясно, что важно стремиться к стилю жизни, соответствующему главным образом, саттвическому типу. Поскольку эти 3 качества существуют во всей природе, важно использовать виды пищи и травы, которые в основном имеют саттвическую природу. В этом плане Аюрведа классифицирует растения, согласно указанным 3-м гунам.
Это не означает, что травы, относящиеся к раджастическому и тамастическому типам, вообще не должны использоваться. Поскольку саттва находится в состоянии равновесия с раджасом и тамасом, то травы раджастического типа могут находить применение в целях коррекции тамасических состояний, и наоборот. Однако, травы саттвического характера обладают самостоятельной ценностью в плане стимуляции развития сознания.
5 элементов
Из 3-х гун формируются 5 элементов.
- Из саттвы, состоящей из ясности, образуется элемент эфир.
- Из раджаса, состоящего из энергии, возникает огонь.
- Из тамаса, состоящего из инерционного начала, формируется земля.
- Между саттвой и раджасом берет свое начало субтильный, однако подвижный элемент,- воздух.
- Между раджасом и тамасом возникает вода, которая сочетает подвижность с инерцией.
Эти элементы представляют собой 5 состояний материи: твердое, жидкое, лучистое, газообразное и эфирное. Они характеризуют 5 видов плотностей, исчерпывающее все вещества, всю видимую и невидимую материю в мире. Они имеют свои психологические корреляты (соответствия), которые демонстрируют состояния сознания и качества эмоциональных переживаний.
5 частей растений, согласно Аюрведе, панчангамы, показывают, каким образом строение растений соотносится с соответствующими 5-ю элементами:
- Корневая система соответствует земле, будучи наиболее плотной и самой низшей частью растения, которая связывает его с землей.
- Стебли и ветви соответствуют воде, поскольку они несут воду или сок соответствующего растения.
- Цветы коррелируют с огнем, которому присущи свет и цвет.
- Листья же соответствуют воздуху, поскольку через листву ветер приводит растение в движение.
- Плоды соответствуют эфиру, субтильной сути растения.
- Семя содержит все 5 элементов, заключая в себе весь потенциал, которым растение обладает.
3 доши
Основу Аюрведы составляет представление о 3-х дошах, или 3-х различных основных типах конституции человека:
- Из эфира и воздуха формируются вата.
- За счет огня и одного из проявлений воды возникает питта.
- Вода в сочетании с землей дает капху.
По соответствующим элементам, или присущим различным лицам дошам мы определяем основную природу соответствующих лиц и устанавливаем направление лечения, специфически отвечающего их потребностям.
Соответствующие 3 доши распознаются по характерным их атрибутам:
- Вата — сухая, холодная, легкая, подвижная, тонкая, твердая и грубая, подвержена переменам и ясная. Это — наиболее мощная из дош, являясь самой жизненной силой, и наиболее мощной в формировании болезней. Эта доша управляет всем движением и несет как питту, так и капху.
- Питта — горячая, легкая, с качествами флюида, субтильная и острая, с неприятным запахом, мягкая и ясная. Именно она управляет жаром, температурой и всеми химическими реакциями.
- Капха же — холодная, мокрая, тяжелая, медленная, лишенная живости и жизни, она статична, обладает большой плотностью и, как бы затуманена облаками. Именно функцией капхи является поддержание материального начала организма, его веса и взаимной связанности, взаимного баланса.
- Вата в ее естественном состоянии поддерживает энергию воли, вдох, выдох, движение, реализацию импульсов, равновесие тканей, остроту органов чувств. Будучи агравированной, она вызывает сухость, очаги избыточной пигментации, потребность в теплоте, тремор, вздутие живота, запоры, снижение физической силы, бессоницу, потерю остроты восприятия, потерю остроты органов чувств, бессвязность речи и быструю утомляемость.
- Питта в ее нормальном состоянии отвечает за пищеварение, теплопродукцию, зрительное восприятие, чувство голода, жажды, за хорошее состояние кожи, интеллект, целеустремленность, мужество, а также «мягкость» тела. Будучи агравированной, питта вызывает желтую окраску мочи, каловых масс, глаз и кожи, а также вызывает ощущение голода, жажды, ощущение жжения и тяжелый сон.
- Капха в ее нормальном состоянии обеспечивает твердость и стабильность, поддержание (равновесия) жидкостей тела (биологических жидкостей), «смазку» суставов и такие положительные эмоции, как умиротворенность, любовь и прощение. Будучи агравированной, она приводит к утрате пищеварительного потенциала, к накоплению мокроты (флегмы), слизи, чувству изнеможения и тяжести, вызывает бледность, ощущение зябкости, утрату тонуса конечностей, затруднение дыхания, кашель и повышенную сонливость.
- Вата концентрируется в толстом кишечнике, бедрах, боковой части тела, костях и органах тактильного восприятия. Главным же образом вата локализуется в толстом кишечнике, где она накапливается, вызывает заболевания и откуда она может быть непосредственно удалена. Главным же образом вата локализуется в толстом кишечнике, где она накапливается, вызывает заболевания и откуда она может быть непосредственно удалена.
- Питта концентрируется в тонком кишечнике, желудке, поте, отделяемом жировых желез, в крови, плазме и органах зрительного восприятия. Ее главной локализацией является тонкий кишечник, где она накапливается и откуда она может быть непосредственно удалена из организма.
- Капха концентрируется в грудной клетке, горле, голове, поджелудочной железе, ребрах, плазме, жировой ткани, в носу и в языке. Ее основным центром является желудок, где она накапливается и вызывает заболевания и откуда она может быть непосредственно удалена из организма.
Авторы: Васант Лад, Дэвид Фроули
Источник: книга «Йога растений. Руководство Аюрведы по траволечению»