Зачем нужен личный духовный наставник?

Гуру – кто это?

Гуру – это слово на санскрите, означающее «тот, кто просветляет». Того, кто предлагает просветление, называют гуру. Исходя из моего собственного внутреннего осознания я хочу сказать, что существует только один настоящий Гуру и это – Всевышний. Никакой человек не является настоящим гуру. Но, несмотря на то, что только Всевышний является подлинным Гуру, здесь, на Земле, мы дорожим временем. Если мы находим кого-нибудь, кто может помочь нам на пути к просветлению, мы принимаем его помощь и можем называть его своим гуру.

Духовный учитель, или гуру, подобен старшему ребенку в семье, а ищущие подобны его младшим духовным братьям и сестрам. Духовные учителя рассказывают и показывают своим младшим братьям и сестрам, где находится их Отец, Абсолютный Гуру. Настоящий Гуру – не в бескрайнем голубом небе. Он в самой глубине нашего сердца. Вы можете спросить: «Если Он в нашем сердце, тогда почему нам нужно обращаться к чьей-то помощи, чтобы найти Его?» Хотя это бесценное сокровище находится в нашем сердце, мы не можем увидеть или почувствовать его, поэтому мы нуждаемся в помощи. Один из наших друзей, которого мы называем своим гуру или духовным учителем, приходит к нам и учит нас, как отыскать наше собственное сокровище.

Не обязательно иметь живого гуру, но это, конечно, желательно. Вы знаете, что цель существует, и вы хотите достичь эту цель. Если вы мудры, вы примете помощь от того, кто может показать вам самый легкий, безопасный и эффективный путь к цели. Если вы хотите затратить сотни и тысячи лет на то, чтобы осознать Бога, вам не нужен духовный учитель. Но если вы хотите достичь цели как можно быстрое, тогда, естественно, он необходим.

Если у вас есть учитель, это облегчает ваше внутреннее духовное развитие. Духовный учитель – это ваш личный наставник в духовной жизни. Существует большая разница между личным наставником и обычным учителем. Обычный учитель посмотрит работу студента и оценит ее. Он будет экзаменовать студента и поставит ему зачет или нет. Личный наставник же персонально поощряет и вдохновляет ученика так, чтобы тот мог выдержать экзамен. В каждый момент жизненного пути невежество старается проэкзаменовать вас, но ваш личный наставник научит вас, как выдержать экзамен с легкостью. Дело духовного учителя – вдохновлять ищущего и увеличивать его стремление так, чтобы тот смог осознать Высочайшее как можно быстрее.

Чтобы научиться чему-нибудь в этом мире, сначала вам нужен учитель. Чтобы учиться математике, вам нужен учитель. Чтобы учиться истории, вам нужен учитель. Это абсурд – думать, что вы нуждаетесь в учителе для всего в жизни, но не для медитации. Зачем люди поступают в университет, когда они могут учиться дома? Потому что они чувствуют, что они получат квалифицированные наставления от людей, которые хорошо знают предмет. Было несколько, но очень немного, настоящих людей науки, которые не учились ни в каком университете. Да, существуют исключения; любое правило допускает исключения. Бог есть в каждом, и если ищущий человек чувствует, что он не нуждается в человеческой помощи, пожалуйста, пусть испытает свои способности один. Но если кто-либо мудр и хочет бежать к своей цели вместо того, чтобы спотыкаться или просто идти, тогда, конечно, помощь гуру будет неизмерима.

Сейчас, предположим, я нахожусь в Лондоне. Я знаю, что Нью-Йорк существует и что я должен туда вернуться. Что мне нужно, чтобы добраться туда? Самолет и пилот. Несмотря на то, что я знаю, что самолет может доставить меня в Нью-Йорк, я не могу добраться туда без помощи пилота. Точно так же вы знаете, что Бог существует. Вы хотите достичь Бога через медитацию, но кто-то должен доставить вас туда. Как пилот доставляет меня в Нью-Йорк, кто-то должен доставить вас в сознание Бога, которое находится глубоко внутри вас. Кто-то должен показать вам, как войти в вашу собственную божественность через медитацию.

Духовный учитель приходит к вам с лодкой. Он говорит: «Идемте. Если вы хотите отправиться к Золотому Берегу, я возьму вас. Более того, стоит вам оказаться в моей лодке, вы можете петь здесь, можете танцевать, можете даже спать; тем не менее я благополучно доставлю вас к Берегу». Если вы говорите, что вам не нужна чья-либо помощь, если вы хотите плыть через море невежества в одиночестве, тогда все возлагается на вас. Но сколько лет или сколько инкарнаций это у вас займет? И кроме того, проплыв некоторое время, вы можете полностью обессилеть и утонуть.

Без гуру ваше развитие будет очень медленным и ненадежным. Вы можете испытать сильные, возвышающие переживания и не придать им соответствующею значения. Или в ваш ум может пропихнуть сомнение, и вы подумаете: «Я всего навсего обычный человек, так как же у меня могут быть переживания подобного рода? Может быть я обманываю себя». Или вы расскажете о своих переживаниях друзьям, а они скажут: «Все это – умственная галлюцинация!» Но если есть кто-то, кто знает, что внутренняя реальность существует, он сможет убедить вас, что переживания, которые вы испытываете, абсолютно реальны. Учитель поддерживает ищущего и воодушевляет его. А если ищущий делает что-нибудь не так в своей медитации, учитель в состоянии поправить его.

Когда вы заканчиваете курс, вам больше не нужен учитель. Если вы хотите научиться петь, вы идете к певцу и учитесь у него. Если вы хотите быть танцором, вы идете к танцору. Стоит вам стать хорошим певцом или танцором, вам не нужно больше ходить к учителю. Так же и в духовной жизни. Вначале вы нуждаетесь в помощи, но когда вы станете очень продвинутыми, вам не нужна будет ничья помощь.

Если кто-то становится истинным учеником учителя, он не чувствует, что он и его гуру – два совершенно разных существа. Он не чувствует, что его гуру находится на вершине дерева, а он сам – у подножия дерева. Нет! Он ощущает, что гуру является его собственной наивысшей частью. Он чувствует, что он и гуру – одно, что гуру – его собственная наивысшая и наиболее развитая часть. Поэтому истинный ученик не видит какой-либо трудности в подчинении своей самой низкой части наивысшей. Быть преданным учеником – не унижает его достоинство, так как он знает, что как наивысшее, так и самое низкое принадлежит самому ему.

Тот, кто вдохновляет вас – ваш настоящий учитель. Тот, кто любит вас – ваш настоящий учитель. Тот, кто заставляет вас – ваш настоящий учитель. Тот, кто совершенствует вас – ваш настоящий учитель. Тот, кто ценит вас – ваш настоящий учитель.

Вопрос/Ответ

Вопрос: Есть ли у каждого человека свой особый путь или все пути примерно одинаковы?
Ответ: Все пути разные, хотя конечная цель одна и та же. Существуют различные дороги, но каждая дорога ведет к одной и той же цели. Каждый человек нуждается в руководстве учителя, и каждый должен открыть свой собственный путь. Затем он должен следовать только одним путем и за одним учителем, который является лидером или проводником на этом пути.

Каждый человек обязательно должен иметь свой собственный путь. Это не означает, что на этом пути не будет других ищущих. Будут и другие люди, которые захотят следовать тем же путем, но каждый ищущий пойдет по нему своим собственным способом, руководствуясь своим собственным вдохновением, стремлением и духовным развитием.

Вопрос: Возможно ли следовать более чем одним путем?
Ответ: Если вы занимаетесь духовной дисциплиной под руководством учителя, всегда желательно отказаться от вашей связи с другими путями. Если вы удовлетворены одним учителем, но все еще ищете другого учителя, то вы совершаете серьезную ошибку. Вы будете не способны воспринять то, что ваш учитель хочет вам дать, и ваше духовное развитие будет очень медленным. Духовность не похожа на школу, где у вас есть учитель по каждому предмету: по истории, географии и т.д. Нет. Богоосознание – это один предмет, и для этого предмета требуется всегда один учитель. Поэтому для быстрейшего прогресса всегда целесообразно найти учителя, в которого вы больше всего верите, и затем оставаться только в его лодке. В противном случае, если вы одной ногой будете в его лодке, а другой – в какой-то еще, вы в конце концов свалитесь в воду.

Вопрос: Как человек узнает, готов ли он к духовному пути или нет?
Ответ: Когда вы голодны, вы знаете, что должны поесть. Голод заставляет вас съесть что-нибудь. Так и во внутренней жизни: когда вы жаждете покоя, света и блаженства, тогда вы готовы к ней. Когда у вас есть внутренний зов, тогда вы готовы к духовному пути. Когда вы чувствуете потребность, вы готовы. Если у вас нет потребности, значит вы не готовы.

Иногда случается так, что ищущий готов, и учитель доступен, но привязанность к обычной жизни мешает ищущему вести поиск достаточно искренне. Недавно одна женщина сказала мне, что она искала учителя 19 или 20 лет. Я был очень удивлен, потому что был уверен, что у нее есть учитель. Если бы она действительно искала искренне и просила об учителе, то она бы нашла его. Если ищущий действительно искренне взывает о духовном пути, тогда его путь предстанет перед ним сам. Если он действительно просит о духовном учителе, то либо учитель придет к нему, либо он сам сможет отправиться к учителю. Ни одно искреннее усилие не пропадает напрасно. Я хочу сказать, что если кто-то прилагает искреннее усилие, то как его внутренняя жизнь, так и внешняя жизнь обязательно увенчаются успехом.

Автор: Шри Чинмой
Источник: книга «Медитация»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии