Во время снеханы тело умащивается маслами из лекарственных трав. Промасливание бывает 2-х типов – внешнее и внутреннее:
- Бахья-снехана – внешнее промасливание – состоит в энергичном втирании лекарственных масел в кожу.
- Авьянтар-снехана состоит в приеме лекарственных масел внутрь.
Читайте. Пурвакарма: снехана (промасливание) и сведана (лекарственное прогревание)
Для снеханы используют 4 вида масел:
- растительные масла – тайла
- очищенное сливочное масло – гхи
- животные жиры – васа
- жир из костного мозга – маджа
Комбинация масел подбирается в соответствии с нуждами пациента.
Для наружного применения обычно используют кунжутное масло. Оно сочетает в себе сладкий, горький и вяжущий вкусы, оказывает согревающее действие, легко проникает в кожу и хорошо питает ее. Кунжутное масло успокаивает и смягчает эффекты избыточной ваты, не возбуждая капху, способствуя стабильности и силе. Другие растительные масла, используемые в снехане, готовят с настоями трав, в которых нуждается конкретный пациент.
Гхи с горькими травами называется тикта-грита и является основной субстанцией, используемой для внутреннего промасливания. Гхи получают путем перетапливания сливочного масла, и удаления других компонентов молока, белка и воды из масла. Для получения тикта-гриты готовое гхи проваривают с большим количеством нужных трав. Само по себе гхи является ценным питательным и лекарственным продуктом. По своему воздействию на тело оно сильно отличается от обычного (неперетопленного) сливочного масла. В частности, гхи не склонно повышать уровень холестерина. При внутреннем употреблении в должном количестве гхи увеличивает силу ятхар-агни, при этом снижая жар и воспаление, сопровождающие избыток питты. Гхи устраняет избыточную кислотность как в пищеварительном тракте, так и в тканях Оно успокаивает вату, смягчает и смазывает суставы и ткани.
Удивительная проникающая способность и делает его исключительно подходящим веществом для внутреннего промасливания. Оно заполняет все пространство, обволакивает все поверхности и поэтому легко впитывается тканями В сочетании с другими лекарственными компонентами гхи не утрачивает своих свойств – в частности, оно продолжает усиливать пищеварительный огонь и способствует всем видам секреции.
Для внутреннего промасливания в снехане также используются животный жир – васа и жир костного
мозга – маджа, однако эти масла – тяжелые и усваиваются с трудом. У пациента с ослабленным пищеварительным огнем они могут привести к избытку капхи и накоплению амы. Поэтому эти субстанции используются только при отдельных заболеваниях – лейкемии, некоторых типах опухолей и дегенеративных заболеваний (например, при миопатии).
Для всех веществ, используемых при проведении снеханы, характерны текучесть и маслянистость. Они способны проникать в любые ткани тела и облегчать выделения. Каждое качество лекарственных масел вызывает определенный эффект. В комбинации же эти качества нацелены на исполнение 5 следующих задач:
- Побудить дхату освободиться от накопленных токсинов.
- Увеличить выделения, посредством которых доши переносят аму и малы в желудочно-кишечный тракт для удаления.
- Смазывать дхату и защищать их от повреждения при отделении амы.
- Успокаивать и питать вату (благодаря маслянистым свойствам).
- Обеспечить проходимость шрот.
Многократный контакт масла со слизистыми оболочками способствует выделениям. Если поместить 1-2 капли гхи на язык, то уже через несколько секунд появятся водянистые выделения, слюна. Снехана стимулирует внутриорганную секрецию, которая разжижает отложенную аму. Масло растворяет «клей», который связывает аму. В результате этого ама открепляется от дхату, оживляется метаболизм и открываются шроты. Облегчается удаление мал. Этому способствуют также секреты дхату, которые связывают малы друг с другом для наилучшей транспортабельности.
Промасливание предотвращает физиологическое изнашивание и ущемление подвижных частей организма. Масло смазывает и защищает ткани от свободной амы в процессе ее выведения.
Теплые масла с травами проявляют качества (тяжесть, плавность, маслянистость), противоположные качествам ваты (легкость, подвижность, сухость). Таким образом, снехана помогает восстановить нормальную деятельность ваты, которая необходима для изгнания амы. Вата – начало любого движения. Возбужденная вата выводит другие доши из равновесия, поэтому, если успокоить вату, это поможет устранить любые дисбалансы питты и капхи. Промасливание снижает сухость и холод, выводящие из равновесия вату. Оно успокаивает, питает, смазывает и защищает ткани. Наконец, масло прочищает шроты, закупоренные амой. Закупорка шрот препятствует свободному движению ваты, отчего вата возбуждается.
Необходимо, чтобы внутреннее и внешнее промасливание достигло всех 7-ми дхату. Гхи с травами поступает в дхату в направлении от желудочнокишечного тракта к коже, масла из лекарственных трав, которые наносят на кожу, поступают в дхату в обратном направлении. После впитывания, важно, чтобы гхи и масла стали отходить обратно вместе с отделяемой амой. Этой цели служат травы, добавляемые в масло при снехане: травы не только усиливают открепляющее действие масла в отношении отходов, но также побуждают дхату изгонять масло обратно.
Это достигается использованием в основном горьких трав, которые способствуют отторжению – естественной реакции организма на горькие вещества. Если в рот попадает в избытке горечь или жгучий перец, мы стремимся тотчас выплюнуть их, таким же образом реагирует и организм. В масляных составах используются 53 вида растений. Наиболее частыми компонентами смесей являются гудучи (Tinospora Cordifolia), кутки (Pircorizza Curroa), харитаки (Terminalia Kebula), читрак (Lumbago Zeilanica), лакричник (солодка) и имбирь. Травы подбираются в соответствии с конституцией пациента и силой его пищеварения, а также типом амы, которая является мишенью терапии. Травы, используемые для приготовления гхи (внутреннего приема), предотвращают отложение холестерина.
Масляный массаж и прием внутрь травяного гхи являются основными приемами пурвакармы при промасливании. Однако, кроме того, существует несколько разновидностей снеханы, обладающие специфическим действием, среди которых прием масла с пищей, помещение его в уши и нос, нанесение на лоб и другие изолированные участки тела, введение в виде клизм. Значение этих процедур мы обсудим далее походу повествования.
2 типа промасливания
Бахья-снехана (внешнее промасливание)
Абхьянтар-снехана (внутреннее промасливание)
Бахья-снехана (внешнее промасливание)
Масло с травами втирается в кожу с помощью особых массажных приемов в определенной последовательности. Это традиционный аюрведический массаж, который не следует путать с западным. Он выполняется одновременно 2-мя специально обученными массажистами, находящимися по обе стороны от тела пациента. Массажисты выполняют серию абсолютно синхронных поглаживаний в определенном направлении на передней и задней поверхностях тела.
Эти движения имеют огромный смысл, поскольку они соответствуют по направлению 5-ти направленным (векторным) функциям ваты (то есть субдошам). У каждой субдоши есть свое гати – путь в теле. Специальные поглаживания аюрведического массажа питают и успокаивают субдоши, помогая им следовать правильному пути.
- Прана-вайю передвигается от органов чувств, рта и ноздрей к пупку, несет прану, или жизненную силу, в форме воздуха, пищи и воды в глубь тела. Кроме того, эта субдоша контролирует работу чувств.
- Удана-вайю течет в противоположном направлении, двигаясь от пупка ко рту, ноздрям и органам чувств. Она удаляет углекислый газ и различные малы из зоны капхи (слизь, слюну), участвует в образовании звуков речи. Удана вырабатывается в кишечнике и является источником нашей силы.
- Самана-вайю циркулирует по часовой стрелке – вокруг пупка. Как ветер раздувает огонь, так и эта вайю усиливает пищеварительный агни. Самана ответственна за поддержание метаболических процессов, протекающих в тонком кишечнике и печени.
- Вьяна-вайю движется от сердца к периферии и обратно. Направление его движения меняется в циркадном ритме. Она поддерживает циркуляцию крови и лимфы (раса- и ракта-дхату).
- Апана-вайю направлена от пупка к анусу и уретре. Ее основная функция состоит в удалении мочи, фекальных масс и менструальных выделений. Она также отвечает за родовую деятельность.
Применение бахья-снеханы
Бахья-снехана представляет собой последовательность массажных движений, выполняемых в следующих направлениях: от пупка к голове, от головы к пупку, от пупка к ногам и от ног к пупку – на передней и задней поверхностях тела. Давление, прилагаемое массажистом, различается в зависимости от массируемой области (присутствия точек мармы). Согласно Аюрведе, в точках мармы происходит соединение между физической материей тела и его внутренней мудростью. Стимуляция мармы оживляет и координирует взаимодействие субдош ваты, а следовательно, гармонизирует все нейрофизиологические процессы в организме.
Давление при массаже также увеличивает количество теплого кунжутного масла, проникающего в поры кожи. Обычно мы не думаем о коже как о поглощающем органе, хотя она может впитать действительно большое количество масла. Так же как и в других процедурах панчакармы, травяные масла выбираются с учетом конституции пациента.
В бахья-снехане в основном используются 3 вида масел, каждое – для конкретной доши:
- Вата-шамак – для успокоения ваты.
- Чанданбала – для успокоения питты.
- Маханарайяна – для успокоения капхи.
Каждое масло содержит травы, которые предписываются для успокоения соответствующих дош главным аюрведическим текстом «Чарака Самхита».
Массаж и травы позволяют маслу проникать глубоко в ткани и разрыхлять «укладку» амы в этих тканях, в том числе на стенках шрот. Помимо этого, снехана увеличивает гибкость тела, увеличивает силу, уменьшает стресс и питает ткани. Слово «снехана» буквально означает «доброта, нежность, любовь», и эта приятная процедура оправдывает свое название.
Абхьянтар-снехана (внутреннее промасливание)
Процедура внутреннего промасливания состоит в каждодневном приеме надлежащего количества гхи с травами (тикта-грита), утром и во второй половине дня (на пустой желудок). С течением времени врач понемногу увеличивает дозу, основываясь на силе пищеварительного огня пациента. Последний не должен принимать пищу до полного переваривания гхи, которое проявляется возвращением аппетита.
Чтобы подготовиться к главным очистительным процедурам, пациент получает внутреннее и внешнее промасливание ежедневно в течение 7 дней. Такое время требуется маслянистым субстанциям, чтобы достигнуть всех 7-ми дхату. После седьмого дня масло перестает впитываться и положительный эффект промасливания сменяется на противоположный. В случае дальнейшего продолжения процедуры масло стало бы накапливаться в виде насыщенных жиров, привело бы к ослаблению агни-дхату, блокировке шрот и нарушению движения ваты. Побочным эффектом слишком длительного промасливания бывает плохое удаление мал, твердый стул и вздутие живота. По этой причине на восьмой день всегда начинают основные очистительные процедуры панчакармы.
Существуют классические признаки того, что снехана приблизилась к завершению, то есть масло пропитало все 7 дхату. Кожа становится мягкой, блестящей и слегка пахнет маслом. Мягкие волосы. Выделительные процессы здоровые, фекальные массы желтоватые, блестящие либо маслянистые и мягче, чем обычно. Моча и испражнения пахнут гхи. Моча ярче по цвету, чем обычно. Секреты слезных желез, выделения из носа и ушей слегка блестят. Нарастает сила, энтузиазм, энергия и ясность ума.
Автор: Сунил В. Джоши
Источник: книга «Аюрведа и панчакарма: методы исцеления и омоложения»