Болезни: 4 класса и 7 типов

4 класса и 7 типов болезни | Лихорадка желания | Болезни и личности

«Говоря кратко, всякая вещь в этом мире имеет только два состояния: нормальное и ненормальное, и каждое из них обусловлено причиной. Ничего беспричинного в мире нет».
Чарака

4 класса и 7 типов болезни

В тибетской медицине, которая многое позаимствовала из Аюрведы, в том числе учение о 3-х дошах, 7-ми тканях и 3-х видах отходов, различается 4 класса болезней:

  • болезни, обусловленные мощным влиянием кармы, унаследованной из предыдущих рождений;
  • болезни, зарождающиеся в более ранние периоды жизни, но проявляющиеся в более поздние;
  • болезни, связанные с духами;
  • болезни, лежащие на поверхности.

Из этих 4-х классов только поверхностные болезни легко поддаются лечению при помощи подбора пищи, режима и врачебных процедур. Болезни первых 3-х классов требуют помимо этого дополнительного духовного вмешательства. И только в случае болезней последнего класса причинное действие дош первично, в остальных случаях они действуют только как отражение более мощных и тонких причин, самой сильной из которых является закон кармы.

Закон кармы, иначе называемый законом действия и противодействия, — это не что иное, как 3-й закон Ньютона:

«Всякий раз, когда один объект оказывает воздействие на другой, последний оказывает равное по силе и обратное по направлению воздействие на первый».

Это утверждение, согласно закону кармы, распространяется не только на явления физической природы: любое действие, совершаемое в мире, каково бы оно ни было, в том числе ментальное, будет возвращено. Иисус сформулировал это так:

«Поступайте с другими так, как хотите, чтобы они поступали с вами, ибо что посеете, то и пожнете».

Учение о перевоплощении было важным для законодателей классической Индии как по доктринальным, так и по политическим мотивам. Желая защитить свои привилегии путем легитимизации власти аристократии над торговым сословием и крестьянством, жрецы нашли весьма удобным провозгласить, что условия этой жизни суть прямое следствие поведения в прошлой жизни и что безоговорочное смирение со своим положением — это единственный путь обеспечить себе лучшее рождение в следующий раз. Расширенное толкование этого утверждения вело к убеждению, что карма прошлых жизней — единственная причина здоровья и болезней и что эта прошлая карма неизменяема в течение данной жизни. Поскольку все предрешено, лечение бесполезно; только от судьбы зависит, выживет ли пациент или скончается, так же как судьба решает, кто господин, а кто раб.

Аюрведа, также придерживающаяся учения о перевоплощении, принимает факт, но не неизменность закона кармы. Чарака посвящает целую главу теории кармы и ее приложению к медицине и заключает, что хотя влияние прошлых карм и значительно, усилия, совершаемые в настоящей жизни, также значительны и что рациональная терапия бесполезна только для неизлечимых больных. Иисус учил, что грехи, или прошлые кармы, могут быть отпущены, и в Аюрведе это прилагается к физическому существованию. Согласно Аюрведе и тибетской медицине, кармические болезни исчезают, как
только сила кармы исчерпывается и некоторые из таких болезней можно излечивать соблюдением лечебных мер на протяжении долгого периода времени.

Чарака показывает, что все трактаты о медицине сходятся в одном: что «есть причины, есть болезни и есть средства излечения излечимых болезней». Иначе говоря, понятие болезни как последствия неправильных действий в прошлом существовании приемлемо в медицине только тогда, когда никакое другое объяснение невозможно. Это аналогично тому, как понятие прабхавы привлекается для объяснения лишь тогда, когда действие вещества на тело невозможно объяснить исходя из его вкуса, силового воздействия и эффекта после усвоения. Прабхава не поддается логическому анализу, как карма. Из всех принятых в Аюрведе методов логического доказательства прямое восприятие (пратьякша, буквально «перед глазами») считается наиболее достоверным и потому наиболее важным, и по сравнению с ним даже авторитет священных писаний отступает на второй план. Поэтому карма отступает на второй план, если видны непосредственные причины болезни, на которые может повлиять
врач.

Тем не менее, важность невидимых причин все же признается в Аюрведе из-за существования большого числа состояний, которые нельзя объяснить одним только расстройством дош. Причины этих состояний относятся к более глубинному уровню, нежели тот, на котором действуют доши. Есть 7 основных типов болезней:

  1. Генетические, или наследственные. Сюда входят тенденции, которые могут проявляться полностью, частично или не проявляться вовсе, такие как проказа, геморрой, диабет и астма.
  2. Врожденные, например уродства.
  3. Метаболические, связанные с обменом веществ. Они обусловлены расстройством дош из-за неадекватного поступления пищи и других необходимых веществ.
  4. Травматические. Сюда входят как физические, так и душевные травмы.
  5. Временные. Это пренебрежение сезонными или другими ограничениями, которые должны защищать от неблагоприятных погодных или астрологических воздействий.
  6. Божественные. Неподчинение учителю, проклятия, колдовство и эпидемии.
  7. Естественные. Голод, жажда, сон, усталость, прочие нужды, разрушение, старение и смерть.

Из этих типов только один вызывается непосредственно функционированием дош. Фундаментальная же причина всех болезней и причина человеческой деятельности, производящей карму, — это страстная привязанность живых существ к вещам этого мира. Мы называем ее желанием.

Лихорадка желания

Трактат Вагбхаты «Аштанга-санграха» начинается словами «рагади рогах»: «Все болезни, начиная с рага». Слово «рага» означает желание, страсть, жар, раж. Желание — это сила, которая создает как боль, так и приемник боли, человеческое тело. Так же как оно нарушает первичное космическое равновесие и тем самым кладет начало космической эволюции, оно нарушает и равновесие индивида и тем самым кладет начало болезни. Желание именуется первой из всех болезней, так как возмущает равновесное состояние и увлекает ум от точки покоя. Чарака пишет:

«Тот, кто хочет защитить от вреда сердце, каналы, оджас, должен всеми силами избегать каких бы то ни было волнений ума».

Удовлетворение умиротворяет и тем самым успокаивает и охлаждает сознание. Волнение, порождаемое неудовлетворенностью, особенно в том, что касается эгоистических желаний, рождает жар страсти, ненормальный разогрев, который возмущает все слои организма и проявляется как физический или ментальный жар. Чарака замечает:

«Все живые существа являются в мир, неся в себе жар, и точно так же, неся в себе жар, они умирают. Это великий обман; окутанные им, создания не помнят никаких своих действий, совершенных в прошлых жизнях. Только жар и никто другой отбирает жизненное дыхание у всех живых существ в конце их жизни».

Разогревая тело, чувства и ум, жар страсти «уменьшает мудрость, силу, блеск, живость и энтузиазм, ведет к физическому и духовному истощению, заблуждению, затрудняет питание». Долголетие требует холодного ума, прохлады для тела и хладнокровия во всем, что касается чувств, а жар и его источник — страсть испепеляют организм. «Тело это огонь», говорится в стихе, а жар это вход в канал расы тепла, которое должно пребывать в пищеварительном канале. Капха в основе своей холодная и маслянистая, питта — горячая и маслянистая, а вата — холодная и сухая. Горячесть и сухость, которые имеют место при жаре, — это действие элементов воздуха и огня на телесные соки (которые состоят из воды и земли),
оканчивающееся засорением каналов и возбуждением дош. Поскольку холод — это просто отсутствие тепла и поскольку нельзя, наоборот, определить тепло как «отсутствие холода» (в то время как холод ограничен абсолютным нулем, для тепла никакого предела нет), причина всех расстройств дош — это неравновесие тепла, и жар — это единственная подлинная болезнь.

Болезни и личности

Чарака составил перечень внешних причин, вызывающих жар. В него входят изнеможение (например, после деторождения), травмы, колдовство, проклятия, одержимость злыми духами, заражение микроорганизмами, отравление, романтическая страсть (которая также вызывает душевное неравновесие, ступор, летаргию, апатию, потерю аппетита, боль в сердце и упадок сил), страх или горе (которое порождает заблуждение), или сильный гнев. Считается, что гнев, горе и страх негативно влияют на канал пота. Они могут делать это прямо, например, воздействуя на физический процесс пищеварения, или косвенно, например, мешая ментальному пищеварению, но результатом в обоих случаях является жар, который, как правило, затрудняет потоотделение.

Физический процесс пищеварения направляется вкусом. Ментальное пищеварение направляется эмоцией. То, что является вкусом на физическом плане, превращается в эмоции на плане ментальном. Каждая эмоция, порождаемая удовлетворением или же неудовлетворением желания, производит в теле определенный вкус. Иногда именно эти вкусы возмущают доши и выражаются в виде болезни, хотя бывает и так, что болезнь следует непосредственно. Например, страх поноса может вызвать понос. Один из разделов своего трактата Чарака посвятил описанию 8-ми болезней, которые обусловлены главным образом (прямо или косвенно) жадностью, злобой и гневом. Это лихорадка, ракта-питта (кровотечения), гулма (фантомные опухоли), диабет и другие мочевые расстройства, кожные болезни (особенно проказа), чахотка, безумие и судороги.

Чарака находит мифологические корни каждой из этих 8-ми болезней. Жар оказывается вредным существом и даже потенциальным убийцей, рожденным из затвердевшего гнева Рудры (бога смерти, более известного под именем Шивы), когда тот был оскорблен дакшей (учеником). Согласно этому мифу, гнев вызывает жар либо непосредственно, либо через увеличение питты. Этот миф также является предостережением не оскорблять влиятельных и могущественных людей, иначе в ответ они могут проклясть, заколдовать или принести иной вред. Жар — это существо, которое овладевает своим хозяином. И если при простой лихорадке это обладание довольно быстро кончается, то при рецидивирующей лихорадке, например, при малярии, жар возвращается вновь, причем больной становится временно «свободным» в то время, когда жар отступает, но вновь оказывается «повязанным», когда приступ жара приходит опять.

В силу божественного происхождения жара поклонение божеству — признанный метод лечения. Сейчас мало кто умеет пользоваться заклинаниями Атхарваведы, при помощи которых можно вызывать и изгонять телесный жар. Однако до сих пор во многих частях Индии человек, заболевший ветрянкой, корью или какой-либо другой лихорадкой, сопровождающейся сыпью, считается одержимым некоторым божеством, которое требует поклонения. И тогда соответствующие обряды строго выполняются до тех пор, пока болезнь не уйдет.

Болезнь — это живое существо, порождение собственных духовных или физических отходов человека. Его оживляет случайная игра желания, погоды, неправильного питания, капризничающего ума и прочих неполадок. Некоторые болезни существуют на физическом плане, например, те, что вызываются бактериями и вирусами. Они обладают единым «сознанием», хотя и пребывают в отдельных телах. Такое же коллективное существование характерно и для некоторых насекомых: муравьев, термитов и пчел. Душевные болезни — это одержимость чужими личностями, как «существовавшими прежде», так и созданными собственным воображением человека. И не так уж важно, существуют ли эти личности на самом деле или нет. Важно то, что они живут и действуют как реально существующие. Да и в конце концов, спросит индийский мудрец, что значит существовать реально?

Легковесные западные теории личности были повержены, когда обнаружилось явление множественности личности. Скажем, некто, называющий себя Тимми, не страдает крапивницей, но ею страдают десяток других личностей, сосуществующих в одном теле с ним. Крапивница высыпает, когда вслед за пьющим апельсиновый сок Тимми является другая личность с аллергией на апельсиновый сок. Но если Тимми вернется прежде, чем закончится аллергическая реакция, зуд сразу же исчезает и крапивница постепенно проходит. Внезапное появление и исчезновение сыпей, рубцов, шрамов и других кожных ран засвидетельствовано документально у пациентов, страдающих раздвоением (а также растроением и т. д.) личности, наряду с переменой почерка, ведущей руки, избирательной цветовой слепотой, эпилепсией, нарушением питания и изменением остроты зрения, формы и выпуклости глаз, глазной рефракции и косоглазия.

Различия, наблюдаемые в реакции на медикаменты детских и взрослых личностей, отражают различия, действительно характерные для детей и взрослых, вне зависимости от истинного возраста пациента. Когда одна личность приходит на смену другой, у человека меняется пульс, дыхание, кровяное давление и другие биологические ритмы, в том числе характерное движение крови по кровеносным сосудам мозга. И как только новая личность как следует «усаживается» в организм, начинают проявляться новые показатели этих ритмов. Такие и им подобные факты подтверждают принятое в Аюрведе представление о том, что человеческая личность — это набор качеств, которые благодаря ахамкаре объединяются в одно и действуют как единое целое. Стоит только перенаправить самоотождествление ахамкары на новый набор качеств, и возникает новая личность.

Большинство из нас, «нормально функционирующих» людей, имеет по нескольку подлинностей, которые в разное время всплывают на поверхность. Поскольку все эти подразделения личности относительно созвучны между собой и поскольку все они носят одно и то же имя, обычные, «средние» люди не выказывают тех крайних колебаний поведения, какие наблюдаются у людей, страдающих множественностью личности. Как бы хорошо мы ни вписывались в общество, большинство из нас, однако, не могут похвастать той цельностью сознания и намерения, которая отличает святого или сумасшедшего — двух существ, которые достигли логического предела развития личности. Святой целиком подчиняет свое сознание божественной воле Природы, а сумасшедший компульсивно замещает все следы альтруизма преданностью своему эгоцентричному, болезненному видению мира.

Каждая болезнь имеет свою собственную независимую личность. Словно тень, наделенная жизнью, она живет временным, паразитическим существованием, поедая физические и духовные отходы, а затем умирает, иногда при этом забирая человека с собой. Сила болезни пропорциональна тому, как прочно она завладела человеком. Сильная одержимость случается, когда собственная личность человека не очень хорошо «подходит» его телу, — тогда болезни легче войти в тело и пребывать в нем. Ее сознание овладевает сознанием человека и изменяет его мысли, чувства и поступки.

Болезнь, овладевая человеком, подчиняет себе также и ход его внутренних часов. Обычное время тогда меняется на «время болезни» — то время, которое требуется болезни, чтобы прожить свою жизнь внутри человеческого тела и затем умереть. Некоторые болезни умирают не полностью, но лишь замирают на время, как те растения, которые зимой вымерзают до самых корней, а весной вновь пробуждаются к жизни. Такие болезни имеют 2 состояния:

  • вега («насущное», или «моментальное»), во время которого она проявляется;
  • авега, во время которого вата «прячет» болезнь в ткани, где она спит до той поры, пока не вернется ее время.

Желтуха — состояние, при котором желчь окрашивает кожу, глаза и мочу в желтый цвет — есть тоже одержимость злонамерен­ ной личностью. В данном случае оживает сам желтый цвет и подчиняет себе человеческое существо. При желтухе ум также «желтеет», и человек видит мир как бы сквозь тонированные желчью желтые очки. Глаза современной строго материалистической медицины видят причину желтухи в воспалении печени. Аюрведа, имеющая дело с более глубокими причинами, видит саму печень только как место проявления болезни и видит желтуху как существо, обусловленное питтой в теле и «горячими» эмоциями в уме. Ведическая медицина видит неравновесие организма на уровне, на котором символ более реален для организма, чем так называемая объективная реальность, в которой мы живем. Поэтому ведическая медицина лечит желтуху путем непосредственного контакта с ней, призывая и устраняя желтизну.

Различия в принципах классификации препятствуют установлению однозначного соответствия между ведическими, аюрведическими и современными болезнями. Возможно также, что сами люди несколько изменились за истекшие 5 тысяч лет. Весьма вероятно, что люди ведической эры имели более полное представление о различных уровнях действительности, чем мы имеем сейчас, и, возможно, это знание делало их более устойчивыми к некоторым болезням. Быть может, ведическая, аюрведическая и современная желтуха — это 3 разновидности одного и того же состояния, которое подвержено изменениям в зависимости от того, где организм удерживает свое сознание и как он воспринимает себя. Если ведантисты действительно были исключительно полно осведомлены о содержании своего ума и движении ваты и праны в своих телах, сама эта осведомленность, будучи потревожена какой-нибудь ненормальной мыслью, могла быстрее привести в движение процесс болезни и достигнуть его завершения, чем это случилось бы в классический период, когда люди стали больше интересоваться материальным миром, и тем более сейчас, когда мы превратились в сверхматериалистов и замусорили свои тела, затмили свои умы избыточным потреблением всего что попало.

Конечно, без убедительного доказательства подобные рассуждения остаются лишь разговорами. Однако удивительное владение физиологическими процессами, которое демонстрируют некоторые йоги, заставляет предположить, что некогда такое владение было более распространенным явлением и что люди того времени действительно жили совсем не так, как мы. Если это так, то их нервная система, эндокринные железы и процесс мышления были связаны друг с другом непостижимым для нас образом, и болезни у них тоже начинались, развивались и проходили совсем не так, как у нас. Некоторые их болезни, возможно, вовсе исчезли со временем, вот почему мы уже не можем точно идентифицировать их. А некоторые болезни, столь знакомые нам сегодня, но не упоминаемые в текстах, могли возникнуть совсем недавно, как например СПИД, родившийся буквально на наших глазах.

Болезни приходят и уходят, но факт остается налицо. Ум, любящий воображать себя бессмертным, часто упускает из виду бомбу с часовым механизмом — тело, отсчитывающее свое время. Одно из санскритских слов для обозначения тела так и переводится — распадающееся. Здесь имеется в виду, что тело, чей предохранитель начинает плавиться в момент первого вздоха, само по себе является болезнью. Хотя тело — это всего лишь временная гавань для сознания индивида и хотя созерцание смерти в окружающем мире стало вполне обыденным для каждого из нас, большинство людей слишком погружены в мир желаний, чтобы помыслить о собственной смерти, а также чтобы заметить приход чужого разума или даже обратить внимание на разрушение своего собственного тела.

Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии