Согласно тексту «Чарака-самхита», тело использует 3 основных пути для удаления шлаков и токсинов – рот, анус и поры кожи. При этом 3 доши работают в качестве транспортного средства, переносящего аму вниз, наверх или к периферии. Посредством доша-гати ама мигрирует вместе с дошами от пустот в направлении дхату, от дхату в направлении пустот и внутри пустот по направлению к ближайшему отверстию. Целительная и омолаживающая сила панчакармы заключается в ее способности использовать естественное движение дош для удаления амы.
Процедуры панчакармы в зависимости от направления удаления амы
Вамана-карма Насья-карма | Движение вверх Зона капхи |
Виречана-карма | Движение вниз Зона питты |
Басти-карма | Движение вниз Зона ваты |
Рактамокшана-карма | Движение к периферии Через кровеносные сосуды |
5 перечисленных процедур в совокупности составляют панчакарму:
Вамана – терапевтическая рвота
Насья – терапевтическое очищение органов головы
Виречана – чистка с помощью слабительного
Басти – терапевтическое очищение толстого кишечника
Рактамокшана – терапевтическое кровопускание
Вамана и насья – 2 из 5-ти карм – происходят в верхней капха-зоне тела и используют для удаления амы движение дош снизу вверх. Связанные с капхой токсины накапливаются преимущественно в верхней части тела. 2 раза в день, в периоды активизации капхи, доши вытягивают капхистые яды из глубоких тканей в пустоту желудочно-кишечного тракта. Поскольку именно в этом месте накапливается капхистая ама, для избавления от нее в панчакарме используют ваману – терапевтическую рвоту. Потому что рот самое близкое отверстие к этой зоне, и путь через рот – самый короткий путь избавления от капхистых токсинов.
Насья, или шировиречана, является вспомогательной процедурой, цель которой помочь при выполнении ваманы открепить аму и удалить избыток капхи из горла, носа, придаточных пазух и других структур головы и шеи. Насья представляет собой введение лекарственных средств в носовой проход. Она стимулирует секрецию, которая способствует удалению токсинов из этой области. Первостепенным эффектом этой процедуры является улучшение связи между чувствами и органами чувств за счет открытия шрот, по которым передается чувственная информация.
Виречана и басти используют движение ваты вниз для удаления связанных с ней токсинов и отходов. Виречана работает с зоной питты, основными органами которой являются тонкий кишечник и печень. Басти очищает зону ваты и сосредоточивается на толстом кишечнике. Питта- и вата-ассоциированная ама выбрасывается из организма через прямую кишку и анус вследствие близости этого выхода из тела. Виречана очищает организм от избытка питты и от питта-ассоциированной амы, которая естественным образом накапливается в зоне питты в период питты. Терапия басти вводит лекарственные субстанции в толстую кишку через анус для стимуляции изгнания вата-ассоциированной амы, которая собирается там в период ваты. Последняя из перечисленных процедур, рактамокшана, удаляет питта-ассоциированные токсины из крови.
5 процедур панчакармы предлагают самый эффективный способ искоренения болезни. Они удаляют вещества, которые ослабляют организм и разрушают здоровье, восстанавливая равновесие и целостность жизни. В результате ум, тело и чувства становятся восприимчивее к пище, лекарствам и расаянам – омолаживающим профилактическим препаратам. Эти 5 процедур являются основой шодхана-чикитса – «лечения, искореняющего болезнь». В противоположность к тому, как многие медицинские схемы являют собой лишь шамана-чикитса – лечение, избавляющее от симптомов, но не от причин болезни.
В качестве предостережения следует подчеркнуть, что проведение процедур панчакармы требует деликатности и индивидуального подхода к каждому пациенту. Лучше вообще не проводить панчакарму, чем неверно провести ее. Поэтому панчакарму всегда нужно проводить под наблюдением квалифицированного аюрведического врача.
После окончания главных очистительных процедур проводят лечение, направленное на воссоздание, питание и укрепление организма. Оно называется пасчаткарма – «последействие» или «последующие процедуры». Важность последней стадии панчакармы нельзя переоценить. Дхату требуют питания, а в некоторых случаях – и «реконструкции» (воссоздания). Пищеварительные огни (метаболические процессы) должны быть выведены на полную мощность. Основная причина почти всех болезней – слабый и несовершенный метаболизм. При правильно функционирующем агни – всегда крепкое здоровье.
Д-р Кузенс пригласил меня в свой центр в Аризоне понаблюдать за результатами применения схем панчакармы, которые я разработал в Индии. Мы выбрали 18 пациентов, и я провел им недельную панчакарму. После этого они были осмотрены д-ром Кузенсом. Для обследования каждого пациента были использованы контур Фолля (падение кожного импеданса в точках меридианов), поляризационный микроскоп, усиленный конденсором Нассена. Методом оценки была немецкая система, разработанная Эндерлином. Хотя этот инструментальный подход не был признан в США, он признан Европе. Это было пилотное исследование, но мы получили весьма обнадеживающие результаты. С помощью научных инструментов было показано, что после панчакармы в организме человека происходят значительные положительные сдвиги.
Автор: Сунил В. Джоши
Источник: книга «Аюрведа и панчакарма: методы исцеления и омоложения»