Вайсакхи (также известный как Байсакхи) – фестиваль, проводимый в Пенджабе. Фестиваль совпадает с рядом других фестивалей, которые празднуются в первый день Вайсакхи в некоторых районах Индии (тамильский Новый год, Путанды).
Вайсакхи особенно важен для сикхов, поскольку он знаменует собой создание Кхалсы. В последнее время этот фестиваль также празднуется по всему миру диаспорой сикхов.
Фестиваль также проводится индуистами и буддистами по разным поводам, в том числе в начале нового года. Население Пенджаба считает Вайсакхи праздником урожая и нового года.
Фестиваль урожая и Новый год в Пенджабе
Вайсакхи – это праздник урожая для панджаби и, в соответствии с их календарем, Нового года.
Календарь Панджаби основан на календаре Бикрами и используется всеми общинами. Индусы используют календарь Панджаби так же, как и свой религиозный календарь.
В день Вайсакхи организуются деревенские ярмарки.
В этот день фермеры отмечают День благодарения, а значит должны платить дань, благодаря Бога за обильный урожай, а также молиться за будущее процветание.
Вайсакхи в Индуизме и Буддизме
Для индусов региона Пенджаб, Вайсакхи – начало нового солнечного года, в этот день проводят ритуал омовения, устраивают празднества и исполняют религиозные обряды.
Индусы региона Пенджаб и других частей Индии считают, что тысячи лет назад Богиня Ганга спустилась на землю, поэтому в ее честь многие индуисты собираются вдоль священной реки Ганг для ритуальных омовений. Действо сосредоточено в священных городах вдоль Ганга в Северной Индии, в городе Шринагар в саду Великих Моголов, в храмах Джаммы, или на территории штата Тамил-Наду.
Индусы расставляют шесты (завернутые в флаги, вышитые золотой шелковой нитью) перед домом, и сверху вешают горшки из латуни, меди или серебра.
Свами Даянанда Сарасвати ввел Арья-самадж на Вайсакхи в 1875 году.
Помимо сикхов и индусов, Вайсахки отмечают буддисты (у них праздник называется Весакха, Вайшакха или Весак). Этот день ознаменовывает рождение, пробуждение и светлую кончину Будды Гаутама, который родился как принц Сиддхартха.
Значение у сикхов
Вайсакхи является одним из 3-х фестивалей, выбранных Гуру Амар Дас, которые следует отмечать сикхам (другие – Магхи и Дивали, который впоследствии образовали фестиваль Банди Чор Дивас во времена 6-го Гуру Харгобинда Сахиба).
Фестиваль имеет большое значение для сикхов, поскольку в день Вайсакхи, в 1699 году, 10-й Гуру сикхов Гобинд Сингх заложил фундамент Кхалсы, единой общины сикхов. Этот день также является праздником для тех, кто хранит 5 K (Keski, Kangha, Kara, Kacchera и Kirpan).
Чтобы отметить праздники, сикхи обычно посещают Гурундвару до рассвета с цветами и подношениями. Шествия по городам также распространены.
Празднование (Вайсакхи)
Вайсакхи, как правило, отмечается 13 апреля, а иногда 14 апреля, в разных регионах по всему миру, поскольку сикхи мигрировали за рубеж.
В индийском Пенджабе
Основной праздник проходит в Талванди-Сабо (где Гуру Гобинд Сингх находился в течение 9 месяцев и где завершил пересоставление Гуру Грантх Сахиба), в Гурудваре в штате Анандпур Сахиб, родине Кхалсы, и в Золотом храме в Амритсаре.
В пакистанском Пенджабе
Вайсакхи широко отмечается у сикхов в Западном Пенджабе (Пакистан) так же, как и празднества, центром которых является комплекс Панжа-Сахиб в городе Хасан-Абдал, многочисленные Гурудвары в Нанкана-Сахиб, различные исторические места в Лахоре. Традиционно считается важным и значимым фестивалем, тем более, что тысячи сикхов-паломников со всего мира прибывают каждый год на священные для сикхов места – в Нанкана-Сахиб и Хасан-Абдал.
Местные жители приветствуют входящих паломников добрыми пожеланиями. В апреле 2009 года Пакистанский Комитет Сикхов объявил о планах по официальной организации мероприятия в масштабе страны, а также о проведении оригинальных мероприятий. В 2010 году более 20 000 паломников прибыли в Пакистан для торжеств. Это намного больше, чем в предыдущие годы.
В США, Канаде и Великобритании
В Соединенных Штатах, как правило, проводится парад в честь празднования Вайсакхи. На Манхэттен в Нью-Йорке люди приходят для «Севы» (служения), например, для раздачи бесплатного питания или для другой необходимой работы.
В Лос-Анджелесе, штат Калифорния, местное сообщество сикхов, состоящее из более чем 20 Гурундвар, целый день проводят киртан (духовная музыка), а затем парад протяженностью 2 мили в центре Лос-Анджелеса с участием 15 000 человек. Местная община сикхов в Ванкувере, Эбботсфорде, Суррее, Британской Колумбии и Канаде проводит свои ежегодные торжества Вайсакхи в продолжительные выходные апреля. Они часто включают в себя Нагар Киртан (парад), который, по оценкам, посещают 200 000 человек.
В Великобритании находится большое сообщество сикхов, которое было создано в 1960-х годах с притоком иммигрантов из индийского субконтинента, и которое пополнилось в 1970-х годах беженцами из Восточной Африки, а в 1990-е годы – беженцами из Афганистана.
Наибольшая концентрация сикхов в Великобритании находятся в Бирмингеме (графство Уэст-Мидлендс) и Саутхолле в западной части Лондона.
Саутхолл Нагар Киртан проводится в воскресенье за 1 или 2 недели до Вайсакхи. Это мероприятие выманивает на улицу около 90 000 людей. Бирмингем Нагар Киртан проводится в конце апреля при поддержке городского совета Бирмингема. Это ежегодное мероприятие привлекает около 100 000 человек и начинается оно 2-мя отдельными парадами, которые стартуют от Врат Гуру с кульминацией в Вайсакхи Мела в Хандсворт-парке.
В Малайзии
Сообщество сикхов – религиозное меньшинство в Малайзии, именно поэтому Вайсахки не является государственным праздником. Однако, в соответствии с усилиями правительства по обеспечению интеграции между различными этническими и религиозными группами страны, премьер-министр Наджиб Разак заявил, что с начала 2013 года всем государственным служащим из общины сикхов будет предоставлен выходной день на Вайсакхи. Дни «открытых дверей» Вайсакхи проводятся по всей стране в течение фестиваля или в ближайшие выходные к нему.
Написание Вайсахки на панджаби
Слово «вайсакхи» пишется как «байсакхи», когда оно относится к празднованию дня рождения Кхалсы, или сикхов в частности. Тем не менее, в диалектах доаби и малви обычно «в» заменяется на «б». Таким образом, написание зависит от диалекта. Исследователям сикхов / Вайсакхи / рождения Кхалсы следует узнать, есть ли отдельные труды на этих диалектах и какая литература или письменные документы доступны отдельно на доаби или малви.
Носителей этих диалектов пытались привлечь к письменности Гурмукхи, которую они заимствовали для написания Шри Гуру Грант Сахиб на этих диалектах. Она состоит из подстановок «б» на место «в».
В других регионах Индийского субконтинента
Первый день Вайсакхи не считается Новым год во всей Индии, кроме некоторых регионов. Таким образом, Вайсакхи совпадает с днем Нового года (по солнечному календарю) и отмечается по всей долине Ассам, в штате Керала, Орисса, Западная Бенгалия, Пенджаб, Харьяна, Уттаракханд и других.
В штате Химачал-Прадеш индуистская богиня Джваламукхи почитается тогда, когда и в Бихаре почитается бог солнца Сурья. Он также празднуется вне Индии – в Непале и Шри-Ланке.
Вайсакхи почти совпадает с праздником «Вишу», который отмечается в Керале на следующий день после Вайсакхи. Празднества включают в себя фейерверк, покупку новой одежды и необычные подношения божествам – вишукани. Эта композиция из цветов, зерна, фруктов, тканей, золота и денег преподносится рано утром, чтобы новый год был полон благополучия.
Другой фестиваль Вайсакхи почти совпадает с Бохаг Биху, который отмечается в Ассаме на следующий день после Вайсакхи. В этот день организуются массовые праздники, музыка и танцы.