Григорий Богослов (греч. Григорий Назианзин; родился в 329 году, Арианз – умер в 389 году, Арианз) – христианский богослов, почитаемый в лике святых в католической и в православной церквях, архиепископ Константинопольский, один из Великих каппадокийцев, сподвижник Василия Великого.
Жизнеописание
Юные годы
Григорий родился в Арианзе, близ Назианза Каппадокийского, около 329 года. Его родители – епископ Назианский Григорий и святая Нонна, брат – Кесарий.
Мать Григория происходила из знатной семьи, была двоюродной сестрой Амфилохию, епископу Иконийскому. Отец, Григорий Арианский, был богатым землевладельцем в Назианзе, принадлежал к одной из иудейских сект. После женитьбы, под влиянием супруги оставил свои верования и принял Святое Крещение. После Крещения стал активным христианином, которого позже посвятили в сан пресвитора, а затем и епископа Назианзского. Уважение и почитание своим родителям Григорий выразил в цикле стихов, названном «О собственной жизни»: «Матерь моя, наследовав от отцов богоугодную Веру, и на детей своих наложила золотую сию цепь. В женском образе нося мужественное сердце, она для того только касается земли и заботится о мире, чтобы все, и даже саму здешнюю жизнь, преселить в жизнь небесную… А родитель прежде, служа идолам, был дикой маслиной, но привился к стеблю маслины доброй и столько принял в себя соков благородного корня, что закрыл собой дерево, и многих напитал медоточными плодами, он сед волосами и вместе сед умом, приветлив, сладкоречив, это новый Моисей или Аарон, посредник между людьми и небесным Богом… От такого родителя и от такой матери произошел я».
По решению родителей, мальчик еще до своего рождения был посвящен служению Богу. Узнав об этом, Григорий дал обет сохранить целомудрие.
Молодой человек получил отличное образование. После получения начального домашнего обучения под руководством своего дяди, епископа Иконийского, обучался в кессарии Кападакийской и кессарии Палестинской, позже – в Александрии. В 350 году он отправился в Афины, где в течение 6-ти лет изучал геометрию, поэзию, риторику, музыку и астрономию: «Афины – обитель наук, Афины для меня подлинно золотые и доставившие мне много доброго». Там Григорий познакомился с трудами Платона и Аристотеля. Эти философские труды оказали большое влияние на теологическое мировоззрение Григория Богослова. Специалисты указывают на то, что в своих теологических трудах Григорий очень близок к неоплатонизму.
Во время обучения Григорий встретился с Василием Великим и будущим императором, гонителем христиан, Юлианом Отступником. После окончания обучения Григорий остался в Афинах, где недолгое время преподавал риторику.
В 358 году Григорий вернулся домой и в возрасте 30-ти лет принял крещение от своего отца, который уже к этому времени стал епископом. Григорий был склонен к монашескому образу жизни, поэтому отправился в монастырь в Понте, основанный Василием Великим в собственном имении на реке Ирис. О проведенных в монастыре годах, Григорий писал Василию (Письмо 9 «К Василию Великому»): «Кто даст мне сии псалмопения, бдения и молитвенные к Богу переселения? Кто даст жизнь как бы невещественную и бесплотную? Кто даст согласие и единодушие братьев, которых ты ведешь на высоту и к обоженью? Кто даст соревнование и поощрение к добродетели, которое мы ограждали письменными уставами и правилами? Кто даст трудолюбие в чтении Божьих словес, и при путеводительстве Духа обретаемый в них свет?»
За время жизни в монастыре Григорий Богослов изучал труды Оригена. Труд Григория Богослова, известный под названием «Филокалии» – выписки из работ Оригена.
Священство и епископство
По настоянию отца, в 361 году Григорий вернулся домой и был рукоположен в пресвитеры. Григорий, ценя монашеское уединение и видя в священстве препятствие к этому, вернулся опять в обитель. В 362 году Григорий во время Пасхального богослужения произнес свою первую проповедь, ставшую известной под названием «Слово на Пасху и о своем промедлении».
На это же время пришлось правление императора Юлиана Отступника, начавшего гонения на христиан. Эти преследования затронули и общину его отца. Юлиан отправил в Назианз войска с целью захвата христианских храмов. Отец Григория организовал сопротивление императорским войскам и предотвратил захват церквей. В это время Григорий удалился к Василию Великому.
В 363 году отцом Григория был подписан омиусианский символ веры и этим вызвал раскол в своей епархии, который продолжался недолго. Григорию написал «Слово по случаю возвращения монахов в лоно церкви» в защиту своего отца. Григорий вникал в дела управления епархией и уже становился со-епископом.
В 371 году Василий Великий, став архиепископом Каппадокийским, предложил Григорию занять место епископа в городе Сасим. Это предложение последовало в рамках борьбы Василия Великого с арианской ересью в Каппадокии, из-за чего возникла необходимость в верных хорепископах. Григорий колебался, но на принятии этого предложения настаивал его отец.
В 372 году Григорий стал епископом Сасимским. Архиерейство тяготило его, и он вернулся домой, так и не совершив ни одной службы, не рукоположив ни одного клирика. Григорий так вспоминал об этой кафедре: «На большой дороге, пролегающей через Каппадокию, есть место обычной остановки проезжих, где одна дорога делится на три, место безводное, не произращающее и былинки, лишенное всех удобств, селение ужасно скучное и тесное. Там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели налогов, орудия, пытки, цепи, а жители – чужеземцы и бродяги. Такова была церковь в моих Сасимах! Вот какому городу (подлинно это великодушие!) отдал меня тот, кому было мало пятидесяти хорепископов».
Григорий вновь удалился в пустынь, где провел 3 года. Григорий в своих письмах неоднократно обвинял Василия в том, что он вовлекал его в борьбу с арианством (Письмо 32 «К Василию Великому»): «Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело – бездействие. …и думаю, что, если бы все подражали мне, то не было бы беспокойств Церквам, не терпела бы поруганий вера, которую теперь всякий обращает в оружие своей любви к спорам».
По просьбе старого отца, Григорий вернулся в Назианз, где до 374 года помогал отцу управлять епархией.
На похороны отца Григория прибыл Василий Великий и произнес надгробную речь, восхвалявшую заслуги усопшего. Считается, на похоронах произошло примирение Григория с Василием Великим. После смерти своего отца, Григорий некоторое время управлял епархией Назианза, но потом убыл в Селевкию, рассчитывая, что в его отсутствие выберут нового епископа. Находясь при церкви Святой Великомученицы Феклы, Григорий занимался попечением домов для престарелых и больниц. Но жители Назианза обратились к нему с просьбой о возвращении, и Григорий был вынужден вернуться и принять на себя управление епархией.
1 января 379 года умер Василий Великий. Его смерть стала огромным потрясением для Григория, и он писал: «И это выпало на мою скорбную долю – услышать о смерти Василия, об исходе святой души, которым ушла она от нас и преселилась к Господу, всю жизнь свою превратив в заботу об этом!» На смерть друга он написал Надгробное слово, ставшее одним из его лучших произведений. Исполняя волю Василия Великого, Григорий отправился в Константинополь для борьбы с ересью.
Архиепископ Константинопольский
В 379 году императором Византии стал Феодосий, который, в отличие от своего предшественника Валента (умер 9 августа 378 года), поддерживал никейцев, а не арианцев. Поскольку Григорий имел репутацию хорошего проповедника и поборника никейской веры, к нему явились никейцы с просьбой прибыть в Константинополь и поддержать их в борьбе против арианцев и аполлинарианцев. Григорий согласился.
Константинополь к тому времени уже 40 лет был под властью ариан, захвативших почти все церкви, включая Софийский собор и церковь Святых Апостолов. Григорий Нисский писал о положении Константинополе: «Одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки».
Прибыв в Константинополь, Григорий остановился в доме своих родственников и здесь же начал совершать богослужения, назвав домовой храм Анастасия, что на греческом языке обозначает «Воскресение». Таким образом, в названии маленькой домовой церкви Григорий выразил свою веру, что именно отсюда начнет воскресать истинное Православие. Именно в стенах этого небольшого храма в 380 году он произносит свои знаменитые 5 слов «О Богословии». Именно эта проповедь принесла ему славу «Богослова».
Во время своей жизни в Константинополе Григорий не раз подвергался нападкам ариан, которые обвиняли его в многобожии. Словесные нападки перешли в угрозы физической расправы. В 379 году в Великую субботу, в храм, где Григорий совершал крещение, во время службы ворвалась группа ариан, требуя изгнания Григория. Затем арианы начали бросать в него камни. Григорий был отведен к властям Константинополя, однако не поддержали требования ариан, хотя и не проявляли благосклонности к Григорию.
24 ноября 380 года по приказу императора Феодосия никейцам были переданы храм Святой Софии и кафедральный собор Двенадцати Апостолов. Император побеседовал с Григорием Богословом и решил лично ввести его в храм Святой Софии. Впоследствии Григорий вспоминает, что император завершил разговор с ним следующими словами: «Через меня, сказал он, Бог дает тебе и твоим трудам этот храм».
Во время этого торжественного мероприятия случилось событие, которое верующие восприняли как Божье знамение. 27 ноября, когда Григорий вошел в алтарь храма Святой Софии, на пасмурном небе вдруг выглянуло солнце. Народ, собравшийся на площади, стал требовать от императора вверить Григорию Константинопольскую церковь. Требования были удовлетворены, так как такое положение дел полностью устраивало императора. Григорий согласился принять на себя управление Константинопольской церковью. Для процедуры утверждения его на кафедре, по инициативе императора Феодосия, созвали собор, ставший известным как Второй Вселенский. Помимо вопросов, связанных с утверждением Григория, этот собор известен с решениями вопросов о ересях. По мнению историков, созыв собора был политически выгоден императору Феодосию для решения церковных вопросов на Востоке.
Второй Вселенский собор
Собор открылся в мае 381 года в присутствии самого императора. При поддержке Александрийского Патриарха Петра (373-380) и Константинопольского императора Феодосия (379-395) святитель Григорий Богослов был поставлен Патриархом Константинопольским и утвержден в этом сане.
По вопросу, связанному с ересями, Григорий выступил с речью, в которой дал объяснение догмата Троичности: «Безначальное Начало и Сущее с Началом – Един Бог. Но безначальность или нерожденность не есть естество Безначального. Ибо всякое естество определяется не тем, что оно не есть, но что оно есть… Имя Безначальному – Отец, Началу – Сын, Сущему вместе с Началом – Дух Святый; а естество в Трех единое – Бог. Единение же – Отец, из Которого и к Которому они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и не разделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом».
После обсуждения собор постановил предать анафеме «ересь евномиан, аномеев, ариан или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан и апполинариан» и Никейский Символ веры был подтвержден.
Во время собора скончался Мелетий, патриарх Антиохийский, председательствующий на соборе. В связи со смертью Мелетия возник вопрос о замещении должности руководителя антиохийской кафедры. Во время обсуждения вопроса кандидатуры на замещение возник спор, Григорий поддержал сторону «западных» и их кандидата Павлина. В результате спора победила партия «восточных». Опоздавшие к началу собора Тимофей Александрийский и Асхолий Фессалоникийский, убедившись в поражении своего кандидата Павлина, обвинили Григория в том, что он, будучи епископом сасимским, самовольно оставил пост и незаконно занял место архиепископа Константинопольского. Его обвинили в нарушении 14-го правила святых апостолов и 15-го правила Первого Вселенского собора, в которых было указано о запрете самовольного оставления епископами своих кафедр. Григорий решил оставить борьбу за Константинопольскую архиепископскую кафедру и, обратившись к Собору с прощальным словом, покинул Константинополь: «Вы, которых собрал Бог для совещания о делах богоугодных, вопрос обо мне почитайте второстепенным. Чем ни кончится мое дело, хотя осуждают меня напрасно, это не заслуживает внимания такого Собора… Я не радовался, когда восходил на престол, и теперь схожу с него добровольно. К тому убеждает меня и телесное мое состояние. Один за мной долг – смерть; все отдано Богу. Но забота моя единственно о Тебе, моя Троица! О, если б иметь Тебе защитником какой-нибудь язык благообученный, по крайней мере исполненный свободы и рвения! Прощайте и воспоминайте о трудах моих!»
Последние годы жизни и смерть
После возвращения на родину, в Назианз, он вновь принял на себя управление епархией, но неоднократно обращался к епископу Тиранскому с просьбой освободить его от тяготивших обязанностей. Святитель Григорий перестал ездить на церковные соборы, говоря «соборам и собеседованиям кланяюсь издали с тех пор, как испытал много дурного».
В 382 году отказался поехать в Константинополь на собор, но пытался пытался воздействовать через своих друзей на его решения.
В 383 году, епископ Тиранский удовлетворил просьбу Григория, здоровье которого к тому времени ухудшилось. После назначения на должность епископа назианского родственника Григория хорепископа Евладия, Григорий смог спокойно предаться литературным трудам, удалившись в свое поместье. Кроме трудов по богословию, Григорий писал автобиографию. В эти годы он много путешествовал, посещая обители в Карвалах, Сакнавадаике и Ламисе. Все последние годы Григорий придерживался строгого образа жизни. Он везде ходил только босиком, носил ветхую одежду, а спал на ложе из ветвей, покрытый рубищем. Питался Григорий только овощами и хлебом, утоляя жажду водой.
25 января (7 февраля по новому стилю) 389 года Григорий Богослов скончался в Назианзе. Исполняя волю своего отца, Григорий составил завещание, в котором указал, что фамильное имение передает епархии. Так же в этом завещании он раздал друзьям деньги и одежду. Еще одним из его распоряжений перед смертью было предоставление свободы его рабам.
Мощи
При императоре Константине Богрянородном мощи святителя Григория были торжественно перенесены в столицу и помещены в церкви Святых Апостолов. Во время разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи Григория были изъяты и перенесены в Рим, в собор Святого Петра.
Папа Иоанн Павел II решил вернуть мощи Григория Богослова вместе с мощами Иоанна Златоуста Константинопольской церкви. Сегодня они хранятся в Стамбуле, в Соборе Святого Георгия.