Ведическая традиция представляет собой глубокие знания и духовную мудрость, открытые через сердца древних провидцев, риши. Эти знания не являются продуктом человеческого ума, они были открыты уму через медитацию. Древняя мудрость Вед пришла из пещер и гор Индии, где у риши были ашрамы и последователи. Риши передавали свои знания тем же путем, которым их получали – в состоянии глубокой медитации. Эти первые учения были устной традицией, и так как книг еще не существовало, знания сохранялись в самих учениках, становясь их частью.
Учение Аюрведы дошло до нас в виде сутр, или коротких фраз, и заключенная в них мудрость может стать достоянием пытливого ума. Большое количество информации, содержащейся на этом сайте, основано на сутрах, написанных в поэтической форме более 5000 лет назад. Санскритское слово «сутра» буквально переводится как «сшивать нитками». Слова сутры переводят на уровень сознательного подсознательный скрытый смысл. Однако чтобы познать скрытое, необходимо руководство учителя.
Короткая фраза сутры подобна нитке, вдеваемой в игольное ушко. Ушко очень мало, но нить ведет к великой сокрытой мудрости, ожидающей своего толкования.
Аюрведа, что значите переводе «наука о жизни»,- это упаведа, дополнение к Ведам. Знания, содержащиеся в Аюрведе, имеют отношение к источнику, многообразию и цели существования. Они охватывают различные аспекты – метафизические и физические, здоровье и болезнь, счастье и горе, боль и удовольствие. Аюрведа определяет жизнь как выражение космического сознания, проявленного во всем творении. Говоря простым языком, смысл жизни заключается в том, чтобы познать или осознать Создателя (Космическое Сознание) и проявить эту божественность в каждом дне своей жизни.
В Аюрведу включены 6 систем индийской философии:
- Ньяя
- Вайшешика
- Санкхья
- Йога
- Мимамса
- Веданта
Позже в Аюрведу был включен Буддизм. Философия санкхья, на которую больше всего опирается Аюрведа, обрисовывает картину сотворения и эволюции. Мудрецы постигали истину через интенсивную медитацию. Аюрведа – это наука о повседневной жизни, система знаний, развившаяся из практического, философского и духовного опыта риши, уходящего корнями в их понимание всего творения. Они познали, как космическая энергия проявляет себя в каждом одушевленном и неодушевленном предмете. Они постигли, что источником всего сущего является Вселенское Сознание, которое проявляется в виде мужской и женской энергии – Пуруши и Пракрита.
Риши Капила, основоположник философии санкхья, выделил 24 начала, или элемента, через которые проявляется Вселенная. Пуруша является мужской энергией. Пракрита – женской. Пуруша не имеет формы, цвета, каких-либо других качеств и не принимает активного участия в творении. Это энергия безразличного, пассивного осознавания. Пракрити придает форму, цвет и другие качества всему сотворенному. Это различающее осознавание, Божественная Воля, Та, кто желает стать многим. Вселенная – это дитя, родившееся из лона Пракрити, Божественной Матери. Пракрити создает все формы во Вселенной, тогда как Пуруша – свидетель этого процесса творения. 3 гуны: саттва (сущность), раджас (движение) и тамас (инерция) – присутствуют в Пракрити и являются базисными качествами всего сущего. Когда их равновесное состояние нарушается, между ними возникает взаимодействие, которое приводит к эволюции Вселенной.
Раджас – это активная жизненная сила в теле, которая движет и органические и неорганические объекты Вселенной к саттве и тамасу соответственно. Таким образом, саттва и тамас – неактивные потенциальные силы, которым необходима кинетическая, движущая энергия раджаса. Саттва – это творческий потенциал (Брахма); раджас – подвижная защитная сила (Вишну); и тамас – сопротивление переменам и потенциал разрушительных сил (Махеш). Созидание (Брахма), Сохранение (Вишну) и Перемена или Разрушение (Махеш) есть 3 проявления первичного космического беззвучного звука Аум (Ом), который непрерывно течет во Вселенной.
Санкхья – поток сознания и пульс:
- Пракрити – это матрица проявленной Вселенной.
- Все потенциальные возможности существуют в пределах Пуруши, Высшего Сознания.
- Махад – это трансцендентальный божественный разум.
- Буддхи – интеллект конкретного индивида.
- Ахамкара – чувство собственного «я», присущее каждому существу.
- Саттва – сущность.
- Раджас – движение.
- Тамас – инерция.
- Каждым атом человеческого тела есть частичка Пуруши и каждая клетка является центром Высшего Сознания.
- Пульс отражает психофизиологию каждого индивида и поток сознания представленный 3-мя дошами: ватой, питтой и капхой.
Первое выражение Пракрити – Махад, интеллект, разум. Из Махада формируется эго (ахамкара), ощущение своего «я». В результате влияния гун ахамкара сначала проявляет себя в 5-ти органах чувств, 5-ти двигательных органах и уме (манас) посредством саттвы и раджаса, создавая таким образом органическую вселенную. А в дальнейшем с помощью раджаса и тамаса ахамкара проявляется в виде тонкой танматры и затем в виде 5-ти основных элементов (эфира, воздуха, огня, воды и земли), создавая неорганическую вселенную.
Субстанции, наделенные органами чувств, называются органическими (одушевленными), не наделенные же ими – неорганическими (или неодушевленными).
Ча. Су. 1:48
5 первоэлементов в дыхании
Мантра | Символ | элемент | Эмоции |
---|---|---|---|
हम् ХАМ | Эфир | Спокойствие, умиротворенность, свобода, изоляция, одиночество | |
यम् ЯМ | Воздух | Гиперактивность, смятение, страх, тревога, перепад настроений | |
रम् РАМ | Огонь | Дух соперничества, агрессивность, критичность, неистовство | |
वम् ВАМ | Вода | Любовь, сострадание, привязанность, жадность | |
ळां ЛАМ | Земля | Приземленность, стабильность, депрессия, ощущение тяжести |
Аюрведа – это искусство жить каждый день в гармонии с законами природы. Ее предмет и цель заключаются в поддержании здоровья путем предотвращения заболевания у здорового человека и исцелении от недуга больного с помощью правильного питания, образа жизни, панчакармы и омоложения. Чтобы достичь этой цели, необходимо иметь хотя бы минимальное представление о пульсе. Техника диагностики по пульсу называется «нади-виджнянам». Слово «нади» здесь означает «пульс», а «виджнянам» – «понимание», «постижение» или «специальное знание».
Аюрведа является практической, клинической наукой. Присущая ей методология диагностики уникальна и имеет 8 составляющих: исследование пульса, мочи, кала, глаз, языка, речи, кожи и формы тела. Исследование пульса – это наиболее важное искусство, которым обладает клиницист и к которому в Аюрведе прибегали на протяжении многих веков. Опытный врач, практикующий Аюрведу, по пульсу оценит вашу пракрити и викрити, определит заболевания, возникшие в результате нарушения равновесия дош, и другие не бросающиеся в глаза симптомы и даже сделает прогноз развития болезни. Исследование пульса открывает двери восприятия для постижения скрытых секретов жизни.
Пульс – это проявление биения космического сознания в человеке. Как известно, кровь, проходя пульсовой волной по телу, несет питательные вещества всем клеткам тела. Существует непрерывный информационный поток, связывающий клетки между собой. Этот поток является ничем иным, как клеточным разумом, который проявляет себя определенным типом конституции человека и отражается в пульсе.
В литературе на санскрите встречается много слов, которые можно перевести как пульс. Наиболее часто употребляемое в этом значении слово «нади», что в переводе означает «река жизни, выраженная в пульсе». Другое слово, которое переводится как пульс,- «снайю», что буквально означает подкожная ткань, или фасция, а как известно, пульс прощупывается именно в пределах глубины залегания фасции, что и дало ему название снайю. «Танту» – третий синоним пульса, означающий струну музыкального инструмента, подразумевает, что с помощью пульса можно услышать музыку чувств и эмоций.
«Хамси» – еще один встречающийся в литературе синоним пульса. Вдыхании есть звук, который можно передать как «со-хум», «хум-са». На вдохе внутрь входит «со», а во время выдоха наружу выходит «хум». При повторении «хум-са», «хум-са», «хум-са» оно превращается в «Co-Хум». «Со-Хум» – это Шива, «хум- са» – это Шакти. Шива и Шакти – это древние индийские боги, воплощающие мужское и женское начала. Они едины, и «со-хум» и «хум-са» едины. Это естественно – вдыхать «со» и выдыхать «хум». «Со» есть высшее сознание, которое входит внутрь. «Хум» – это эго, которое выходит наружу. «Со-хум» – это «хамса», что значит «лебедь». Хамса – лебедь мужского пола, хамси – женского. Эти звуковые вибрации дыхания движутся по нади, поэтому пульс также называют хамси.
Другой синоним слова «пульс» – «дхамани». «Дхамани» переводится как «артерия», «пульсирующий сосуд, уносящий кровь от сердца». В процессе работы сердце издает звук «дхум-дхум», и прана разносится по дхамани ко всем дхату, или тканям. Вот почему пульс называется дхамани
Слово «дхарани» означает «держать» или «поддерживать». Пульсовая волна проходит по всем органам, это движение как бы связывает все органы воедино, и поэтому пульс называется дхарани – то, что поддерживает жизнь. Пульс также называют словом «дхара», что означает «непрерывный поток сознания». Другие синонимы, «джива», отражающий то, что в пульсе проявляется душа человека («джива» букв, означает «душа»), и «сарита» – «река повседневной жизни».
Слово «нади» используется и в других случаях. «Вишва» означает «вселенная» и «вишва-нади» переводится как «поток энергии вселенной, который соединяет все индивидуальные жизни посредством праны (дыхания)». Сядьте спокойно и сосредоточьте все свое внимание на дыхании. Постарайтесь определить, через какую ноздрю проходит больший поток воздуха. Затем ощутите легкое чувство касания воздушного потока внутренней поверхности ноздри. Через правую ноздрю происходит вдыхание мужской, солнечной энергии; через левую ноздрю входит женская, лунная энергия. Смена пути проникновения потоков через левую или правую половину носа происходит каждые полтора часа. Когда при вдохе и выдохе есть ощущение более сильного касания воздушным потоком внутренней поверхности ноздрей ближе к небу, это означает преобладание вибраций элемента земли, что создает чувство приземленное и стабильности. Когда же превалируют вибрации элемента воды, и при дыхании воздушный поток больше ощущается на внутренней поверхности ноздрей ближе к щекам, человек чувствует наплыв эмоций сострадания и любви. Если, однако, дыхание больше касается краев ноздрей, то преобладают вибрации элемента огня, и человек готов вспылить, настроен критически, осуждает все окружающее, в нем обостряется амбициозность и дух соперничества. При активизации элемента воздуха воздушный поток ощущается ближе к кончику носа, это сопровождается непостоянством, отсутствием ясности и гиперактивностью ума. Когда же преобладает действие эфира, дыхание становится легким, не касающимся ни внешней, ни внутренней стороны ноздрей. Оно проходит по центральным осям ноздрей, принося покой и умиротворение. Таким путем можно на собственном опыте частично ощутить, как вселенские элементы эфира, воздуха, огня, воды и земли связаны посредством вишва-нади с индивидуальной жизнью.
Другая нади, встречающаяся в шастрах, называется «гуру-нади». Слово «гуру» означает «мастер», «учитель», «просвещенный». В момент посвящения гуру «всматривается» в третий глаз посвящаемого, делая при этом определенные жесты, называемые мудрами, и большим пальцем руки дает шактипат, то есть передает энергию, которая пробуждает в человеке гуру нади, или интуицию. Когда гуру нади начинает пульсировать, пракрити и викрити приходят в равновесие. При таком состоянии раскрывается центральный канал в позвоночнике, вызывая процесс трансформации. Счастлив тот, чья гуру-нади пробудилась. Это духовный опыт, который получают лишь с помощью гуру. Когда гуру-нади включается в работу, происходит пробуждение кундалини шакти. Гуру-нади является основой полярности вселенной, она уравновешивает противоположные начала в пределах индивидуума.
Когда гуру-нади пробуждается, человек начинает ощущать свой собственный пульс и, «вглядываясь» посредством своего пульса в третий глаз другого человека, может чувствовать то, что происходит с этим человеком. «Смотрите» прямо в третий глаз человека, чье состояние вы пытаетесь оценить. Полностью освободите свой ум и в этой пустоте постарайтесь отчетливо увидеть все, что возникнет. Это состояние пассивного, не требующего усилий осознавания. Почувствуйте, что произойдет, если вы перенесете осознавание в кончики своих пальцев. Искусство создавать пустоту – это искусство осознавания, и гуру-нади задействуется в этом вневременном состоянии. Необходимо видеть целое, не выделяя фрагментов. Истина цельна, реальность фрагментарна. Охватите целое и войдите в коренную причину. Такой подход выглядит иррациональным. Однако Аюрведа дает нам логику и затем помогает выйти за ее пределы.
Слова-синонимы, о которых рассказывалось в этой статье, отражают различные стороны пульса. Существуют еще слова на санскрите, относящиеся к пульсу и встречающиеся в литературе – праначарья и дханвантари, то есть тот, кто использует прану и высшие состояния сознания для исцеления людей. В ведической литературе на протяжении тысячелетий наиболее обычным словом для обозначения пульса был термин «нади», в этом значении он чаще других используется в Аюрведе, а наука распознавания (прочтения) пульса называется нади-виджнянам.
Автор: Васант Лад
Источник: книга «Диагностика по пульсу»