Многие практики Крийя‑йоги и медитации связаны с мысленной визуализацией, то есть, способностью по желанию создавать в уме зрительные образы. Без этого практики оказывают меньшее воздействие и не приносят максимальных результатов. Хотя визуализация используется не во всех методах Крийя‑йоги и медитации, большинство из них все же требуют ее в той или иной форме, и потому выработка этого важного умения необходима для будущих занятий. По этой причине на протяжении всей остальной части данной книги мы будем описывать разнообразные практики, позволяющие читателю приобрести навык мысленной визуализации.
Нередко медитации учат людей, не обладающих способностью к визуализации. Поскольку у них нет необходимого предварительного навыка, их медитативные практики становятся формальными и не приносят пользы. Любой человек способен по желанию создавать в уме образы объектов, однако эта наша способность, подобно многим другим, остается неразвитой.
Кое‑кто все же развивает в себе эту способность внутренней визуализации, но, как правило, это бывают те люди, которым она необходима в работе, например, художники. Большинство из нас в течение всей жизни полностью поглощены внешней окружающей средой и не уделяют внимания своему внутреннему миру. Лишь уделяя какое‑то время интроспекции, мы можем развивать свои, по большей части, неиспользованные потенциальные возможности, в том числе, способность к мысленной визуализации.
Поскольку этот предмет имеет столь огромное значение, мы просим вас ежедневно уделять несколько минут занятиям внутренней визуализацией, начиная с метода, с которым мы познакомим вас в этом разделе. На первых порах эта практика может оказаться для вас довольно трудной. Ничего иного и не следует ожидать, ибо большинство людей, к сожалению, пренебрегают этим аспектом своего ума, однако при наличии упорства вы добьетесь успеха. Поначалу, когда мы наблюдаем, как ребенок делает свои первые храбрые, но неуверенные попытки встать, нам кажется невозможным, что со временем он будет не только уверенно и устойчиво стоять на ногах, но ходить и бегать. Хотя эти попытки могут приводить в отчаяние мать и отца, сам ребенок воспринимает их как успех. Так же дело обстоит и с нашими усилиями выработать способность по желанию создавать внутренние образы. Если вы отчаиваетесь, то заранее обрекаете себя на поражение. Будьте решительны и непреклонны как ребенок. Вы просто не можете не достичь своей цели.
Вспоминание посредством повторной визуализации
Этот метод предназначен, в первую очередь, для развития способности вспоминать и зрительно воссоздавать прошлые события. Любой человек вспоминает события прошлого; фактически, они непрерывно осаждают ум – особенно, самые приятные или неприятные. Однако этот процесс вспоминания не зависит от нас; он происходит самопроизвольно, без каких‑либо сознательных усилий. Кроме того, прошлое редко оживает в нашей памяти в виде образов; как правило, воспоминания приходят в форме мыслей и чувств. Данная практика требует сознательных усилий для вспоминания конкретных событий прошлого в форме мысленных образов. Нужно стараться наблюдать прошлое событие, как будто вы видите его на экране телевизора.
Время и место
Этот метод можно использовать практически в любое время и в любом месте. Однако необходимо, чтобы обстановка была спокойной и способствовала интроспекции. Кроме того, это должно быть такое время, когда вы не заняты какой‑либо текущей работой. Например, не пытайтесь заниматься этим, если вы ведете автомобиль по улице с интенсивным движением.
Но вы можете делать это, сидя в автобусе, в поезде или в автомобиле в качестве пассажира. Иными словами, для этой практики подходит любая ситуация, когда ваш ум не занят делами внешнего мира.
Техника выполнения
Вы можете создать свою собственную методику, поскольку здесь существует бесчисленное множество возможностей. Каждый раз, когда вы используете этот метод, выбирайте новую ситуацию, чтобы вспомнить и зрительно воссоздать ее. Вот несколько предложений:
- Вспомните свою недавнюю прогулку у реки. Вы одни. Закройте глаза и попытайтесь воссоздать в уме сцену, которую вы видели. Представьте перед своими закрытыми глазами реку и тропинку, деревья и траву, рыбок и птиц. Постарайтесь увидеть, как все эти объекты попадают в поле вашего зрения, по мере того, как вы идете. Ваша мысленная картина должны быть как можно более живой и близкой к тому, что вы действительно наблюдали. Старайтесь видеть всю сцену, но, в то же время, различать отдельные объекты – ветви деревьев, выражения лиц людей, которые вам встретились. Вспоминайте, визуализируйте и снова переживайте каждую подробность.
- Представьте себе, что вы ведете машину или едете на велосипеде к дому своего друга. Увидьте в уме дорогу и автомобили, движущиеся в том же или противоположном направлении. Увидьте пешеходов, цвет неба, и ощутите тепло согревающих вас солнечных лучей. Представляйте себе все это как можно подробнее, как если бы вы действительно это наблюдали.
- Если вы читаете книгу, закройте глаза и попытайтесь увидеть ясную картину ситуации и окружающей обстановки, которые пытается описать и донести до вас автор книги.
- Спокойно сидя в комнате, изучайте окружающие вас объекты и мебель. Внимательно наблюдайте, стараясь зрительно запомнить характер и расположение окружающей обстановки. Затем закройте глаза и зрительно представьте себе эту обстановку как можно подробнее.
Как мы уже указывали, вы можете воссоздавать бесчисленное множество сцен – вы ограничены лишь своей собственной изобретательностью. Мы снова подчеркиваем, что эти практики поначалу могут оказаться более или менее трудными, но они будут становиться все легче и легче по мере того, как вы раскрываете свои внутренние способности. Кроме того, эти занятия будут развивать вашу память, а также усиливать осознание и восприимчивость к окружающей среде. Большинство людей живут как бы с закрытыми глазами и мало осознают, что происходит вокруг, пока внезапно не вступают в конфликт со своим окружением, когда они вынуждены становиться бдительными. Например, если бы нас попросили вспомнить, что мы видели по пути с работы домой, сколь многие из нас смогли бы дать исчерпывающее описание? Лишь единицы. Эта практика развивает наше осознание окружающего мира.
Но помните, что главная цель этой техники – развить вашу способность по желанию создавать мысленные образы и избавляться от них.
Способность к визуализации зависит не только от уровня осознания, но и от его преимущественной ориентации. Как правило, чувственный опыт в большей степени репрезентируется сознанию в какой‑либо одной модальности – зрительной, слуховой, кинестетической и т.д. Некоторые люди не способны зрительно вспомнить какое‑либо прошлое событие, но могут отчетливо воссоздать его звуковую картину или физические ощущения, которые они испытывали. Поэтому при обучении визуализации легче исходить из вашей преобладающей репрезентативной модальности и постепенно добавлять к ней зрительную. Например, вы не можете зрительно представить себе какую‑то сцену на работе, дома, на прогулке, но способны мысленно услышать голоса друзей или родных, пение птиц, шум реки и т.д. Попробуйте увидеть только источник звука – лицо говорящего, птицу, реку и затем постепенно расширяйте поле своего зрения. Или вы не можете вспомнить ни зрительную, ни звуковую картину, но способны воссоздать свои ощущения в другой модальности – тепло солнечных лучей, прохладу ветерка, касающегося вашей кожи, запах цветов и свежей травы и т.д. Постарайтесь для начала увидеть что‑либо, непосредственно связанное с этими ощущениями – солнце в небе, трепетание листьев на ветру, цветы и траву и т.д. Хотя в текстах Йоги и других традиций говорится о визуализации, в действительности речь всегда идет о полимодальном осознании – вы должны не только видеть какую‑либо сцену, но в полном смысле быть ее свидетелем, быть в ней, как будто она происходит здесь и сейчас.
Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Древние тантрические техники Йоги и Крийи. I»