Намеренное действие согласно своим планам
Эти действия бывают трех типов:
- Если человек имеет возвышенные планы и действует согласно им, соблюдая святой закон, то он находится под влиянием гуны благости.
- Если планы человека связаны с наживой, и он, осуществляя их, соблюдает законы, принятые в его стране, то он находится в гуне страсти.
- Если все действия не санкционированы ни писаниями, ни законодательством страны, то он поступает в гуне невежестве.
Прарабдха карма, состоящая из зрелых плодов наших прошлых поступков, готова помешать осуществлению наших планов в любой момент. Что же нужно для того, чтобы мы осуществили свои планы и действовали согласно своему решению? Для этого необходимо, чтобы неожиданные побуждения, идущие из активизированного прошлыми событиями ума, были или не очень сильными, или соответствовали нашим планам. Например, я решил вставать до 6:00. Если мое решение сильное, а это зависит от силы разума и его вкуса к раннему вставанию, а также от благоприятного внешнего социального окружения, то вряд ли что-то может мне помешать это сделать. Однако бывает и так, что прарабдха карма приносит в наш ум очень сильный импульс, мешающий осуществлению наших планов. Так, если рано утром в ум пришло сильное побуждение спать, возникшее из-за моих прошлых поступков, то внутри меня начнется сражение между умом и разумом. Разум будет говорить: «Вставай, иначе весь день пройдет в страсти или невежестве». Ум же скажет: «Спи, ведь ты больной и уставший. Ты исключение из общего правила раннего вставания, и вообще такого правила нет».
Таким образом, как нам сейчас поступать? Наша свобода выбора складывается из наших возможностей разума и ума, а также из их способности преодолевать очень сильные прошлые побуждения.
Вопрос: А может ли так случиться, что мудрец твердого и непреклонного разума поддастся влиянию очень сильного побуждения и, поменяв решение, не сможет сделать задуманное?
Ответ: Да, такое может быть, особенно если речь касается самых сильных побуждений, приходящих в наш ум из прошлого — половых желаний. В этом случае все будет зависеть от окружения этого мудреца. Если вдруг где-то рядом невзначай будет очень привлекательная девушка, интересующаяся им, то есть вероятность, что он совершит неблагочестивый поступок. Поэтому настоящие мудрецы стараются оградить себя от нежелательного общения с противоположным полом и следуют этому принципу очень строго.
Вопрос: А может ли случиться, что, несмотря на строгое следование принципам, все же его чистота будет сломлена половым желанием, идущим из плохой судьбы?
Ответ: Да, это возможно. Но чаще всего падение возвышенного мудреца не бывает полным, а имеет нестойкий и случайный характер. В этом случае, если кто-то о нем в момент слабости подумает, как о падшем человеке, сломанным судьбой, то этого несчастного оскорбителя ждет длительный период деградации, который наступит незамедлительно.
Вопрос: Что же может помешать будущей деградации оскорбителя святого человека?
Ответ: Только одно — если этот оскорбитель искренне попросит у святого прощения. Если же у мудреца есть последователи, то даже этого недостаточно и необходимо также попросить прощения и у его учеников. Если же человек не понимает, как надо себя вести в подобных случаях, то он обречен на длительную деградацию сознания.
Вопрос: Как же определить, кого ты оскорбил: мудрого человека или нет?
Ответ: Для многих из нас это определить практически невозможно, поэтому нужно взять за правило просить прощения у всех подряд, кого мы оскорбили. Это очень целесообразно сделать своим правилом, так как оскорбление любого человека влечет за собой плохую карму.
Вопрос: Может ли мудрец определить уровень сознания другого человека?
Ответ: Мудрец может это сделать, но и он не должен доверять своему видению разума другого человека в полной мере. Даже самый мудрый человек, если он замечает в себе признаки деградации, должен немедленно попросить прощения у всех, кого он мог невзначай оскорбить.
Поэтому в ведическом знании уделяется серьезное внимание изучению вопроса о тех факторах, которые могут вызвать неожиданную быструю деградацию сознания. Чаще всего такими факторами бывают всевозможные оскорбления в уме, словом или поступком. Самыми сильными из них являются:
Мудрец Чанакья Пандит предостерегает нас по поводу оскорблений: «Оскорбляя родственника, потеряешь жизнь, оскорбляя других, потеряешь богатство, оскорбляя царя, потеряешь все, а из-за оскорбления брахмана (святого) гибнет вся семья».
Если человек несерьезно относится к тому, чтобы не оскорблять все перечисленные объекты нашего естественного поклонения, то его неминуемо ждет неожиданная деградация. Таким образом, только те люди, которые способны научиться относиться ко всем окружающим неоскорбительно, терпимо и смиренно, способны бороться с неожиданными казусами своей судьбы. Такие люди постепенно получат все, что необходимо для неуклонной деятельности согласно своим планам. Разберем все эти необходимые для стойкой борьбы с плохой судьбой факторы.
Действия согласно своим планам
Чтобы действовать согласно своим планам, нужно иметь:
- Усиленный писаниями, чистый разум, понимающий, как правильно поступать.
- Послушный разуму смиренный ум.
- Чувства, которые усмирены и контролируются умом.
- Наставника (истинного святого), который может дать совет в трудную минуту.
- Хорошее окружение.
- Режим дня, в который входит:
— ежедневная практика, направленная на самоосознание;
— режим сна;
— режим питания;
— режим работы и самооздоровления;
— режим отдыха. - Хорошую судьбу.
Последний пункт, как мы понимаем, не зависит от нашей настоящей свободы выбора. Поэтому нужно всегда понимать, что мы выбирали какие-то поступки еще и в прошлом, и поэтому следует относиться к ударам своей судьбы смиренно.
Судьба может влиять на все перечисленные выше пункты:
Однако, все это невозможно без изучения священных писаний и молитвенного правила. Поэтому самый первый шаг человека — это выбрать себе писания, второй — это выбрать повторение каких Имен Бога практиковать. Затем все остальное, начиная с режима дня и заканчивая чистым разумом, постепенно придет.
Тот, кто способен проделать над собой всю эту работу, становится властелином своей судьбы. Если человек осуществляет свои планы, то следствием этого у него будет хороший или плохой результат.
Ненамеренное действие согласно своим планам
Даже слабый умом и разумом человек, не веря в то, что он может сделать хороший поступок, иногда в силу каких-то положительных особенностей его ума, все же планирует его. И бывает так, что судьба благосклонна к такому человеку и неожиданно для себя он делает этот запланированный поступок только потому, что в этот момент в ум пришло хорошее побуждение из прошлого. Таким образом, мы видим, что прарабдха карма может нам подбрасывать еще и хорошие плоды. В целом ненамеренное действие согласно своим планам говорит о том, что судьба благосклонна к нам. Однако к этому ни в коем случае не стоит привязываться и думать, что так будет всегда.
Таким образом, разумный человек планирует то, что он реально может сделать и никогда не будет уповать на судьбу.
Вопрос: Чем может нам помешать надежда на благосклонность судьбы?
Ответ: Если такая надежда есть, это значит, что человек хочет от судьбы больше, чем он заслужил. В результате, если вдруг действительно повезет, то в следующий раз автоматически захочется больше, чем заслуживаешь. Кроме того, настроенный подобным образом человек вызывает у всех окружающих сопротивление, и тем самым социум становится помехой к осуществлению его планов. Например, если студент сдает экзамен и надеется на отметку 6oльшую, чем он заслужил, то автоматически он неосознанно оказывает психическое давление на своего преподавателя. В результате преподавателю не хочется ставить даже ту отметку, на которую тот ответил.
Если человек сделал что-то просто волей судьбы, так как он желал этого поступка, то ему все равно придется пожинать плоды совершенных дел. Даже делая ненамеренное действие, но согласно своим планам, человек, в зависимости от поступка, получает благочестивую или неблагочестивую карму.
Автор: Олег Геннадьевич Торсунов
Источник: книга «Закон кармы»