Вопрос-ответ. Какие 2 типа побуждений человека существуют?

  1. Намеренное действие согласно своим планам;
  2. Ненамеренное действие согласно своим планам.

Намеренное действие согласно своим планам

Эти действия бывают трех типов:

  1. Если человек имеет возвышенные планы и действует согласно им, соблюдая святой закон, то он находится под влиянием гуны благости.
  2. Если планы человека связаны с наживой, и он, осуществляя их, соблюдает законы, принятые в его стране, то он находится в гуне страсти.
  3. Если все действия не санкционированы ни писаниями, ни законодательством страны, то он поступает в гуне невежестве.

Прарабдха карма, состоящая из зрелых плодов наших прошлых поступков, готова помешать осуществлению наших планов в любой момент. Что же нужно для того, чтобы мы осуществили свои планы и действовали согласно своему решению? Для этого необходимо, чтобы неожиданные побуждения, идущие из активизированного прошлыми событиями ума, были или не очень сильными, или соответствовали нашим планам. Например, я решил вставать до 6:00. Если мое решение сильное, а это зависит от силы разума и его вкуса к раннему вставанию, а также от благоприятного внешнего социального окружения, то вряд ли что-то может мне помешать это сделать. Однако бывает и так, что прарабдха карма приносит в наш ум очень сильный импульс, мешающий осуществлению наших планов. Так, если рано утром в ум пришло сильное побуждение спать, возникшее из-за моих прошлых поступков, то внутри меня начнется сражение между умом и разумом. Разум будет говорить: «Вставай, иначе весь день пройдет в страсти или невежестве». Ум же скажет: «Спи, ведь ты больной и уставший. Ты исключение из общего правила раннего вставания, и вообще такого правила нет».

  • Человек, который способен победить ум вместе с его неожиданными побуждениями, является мудрецом стойкого разума.
  • Если человека чаще всего побеждает свой сопротивляющийся ум, то это значит, что он обладает большим благочестием.
  • Если же побеждает не разум и наш правильный настрой, а ум и мимолетное желание, значит человек находится в страсти. Такого человека ведет за собой упрямый и своенравный ум.
  • Если всегда побеждает то побуждение, которое приходит в ум из прошлого, то и ум и разум слабы, и такого человека следует считать невежественным.
  • Таким образом, как нам сейчас поступать? Наша свобода выбора складывается из наших возможностей разума и ума, а также из их способности преодолевать очень сильные прошлые побуждения.

    Вопрос: А может ли так случиться, что мудрец твердого и непреклонного разума поддастся влиянию очень сильного побуждения и, поменяв решение, не сможет сделать задуманное?
    Ответ: Да, такое может быть, особенно если речь касается самых сильных побуждений, приходящих в наш ум из прошлого — половых желаний. В этом случае все будет зависеть от окружения этого мудреца. Если вдруг где-то рядом невзначай будет очень привлекательная девушка, интересующаяся им, то есть вероятность, что он совершит неблагочестивый поступок. Поэтому настоящие мудрецы стараются оградить себя от нежелательного общения с противоположным полом и следуют этому принципу очень строго.

    Вопрос: А может ли случиться, что, несмотря на строгое следование принципам, все же его чистота будет сломлена половым желанием, идущим из плохой судьбы?
    Ответ: Да, это возможно. Но чаще всего падение возвышенного мудреца не бывает полным, а имеет нестойкий и случайный характер. В этом случае, если кто-то о нем в момент слабости подумает, как о падшем человеке, сломанным судьбой, то этого несчастного оскорбителя ждет длительный период деградации, который наступит незамедлительно.

    Вопрос: Что же может помешать будущей деградации оскорбителя святого человека?
    Ответ: Только одно — если этот оскорбитель искренне попросит у святого прощения. Если же у мудреца есть последователи, то даже этого недостаточно и необходимо также попросить прощения и у его учеников. Если же человек не понимает, как надо себя вести в подобных случаях, то он обречен на длительную деградацию сознания.

    Вопрос: Как же определить, кого ты оскорбил: мудрого человека или нет?
    Ответ: Для многих из нас это определить практически невозможно, поэтому нужно взять за правило просить прощения у всех подряд, кого мы оскорбили. Это очень целесообразно сделать своим правилом, так как оскорбление любого человека влечет за собой плохую карму.

    Вопрос: Может ли мудрец определить уровень сознания другого человека?
    Ответ: Мудрец может это сделать, но и он не должен доверять своему видению разума другого человека в полной мере. Даже самый мудрый человек, если он замечает в себе признаки деградации, должен немедленно попросить прощения у всех, кого он мог невзначай оскорбить.

    Поэтому в ведическом знании уделяется серьезное внимание изучению вопроса о тех факторах, которые могут вызвать неожиданную быструю деградацию сознания. Чаще всего такими факторами бывают всевозможные оскорбления в уме, словом или поступком. Самыми сильными из них являются:

  • оскорбление Святого Имени Бога;
  • оскорбление преданного Бога (отреченного или проповедника);
  • оскорбление своего наставника (духовного учителя или его уполномоченного);
  • оскорбление священных писаний;
  • оскорбление святого места (храма, святой территории, водоема, святого места захоронения, алтаря);
  • оскорбление процесса поклонения Богу;
  • оскорбление освященной пищи;
  • оскорбление религии, указывающей на поклонение Богу;
  • оскорбление безгрешного человека;
  • оскорбление родителей;
  • оскорбление старших.
  • Мудрец Чанакья Пандит предостерегает нас по поводу оскорблений: «Оскорбляя родственника, потеряешь жизнь, оскорбляя других, потеряешь богатство, оскорбляя царя, потеряешь все, а из-за оскорбления брахмана (святого) гибнет вся семья».

    Если человек несерьезно относится к тому, чтобы не оскорблять все перечисленные объекты нашего естественного поклонения, то его неминуемо ждет неожиданная деградация. Таким образом, только те люди, которые способны научиться относиться ко всем окружающим неоскорбительно, терпимо и смиренно, способны бороться с неожиданными казусами своей судьбы. Такие люди постепенно получат все, что необходимо для неуклонной деятельности согласно своим планам. Разберем все эти необходимые для стойкой борьбы с плохой судьбой факторы.

    Действия согласно своим планам

    Чтобы действовать согласно своим планам, нужно иметь:

    1. Усиленный писаниями, чистый разум, понимающий, как правильно поступать.
    2. Послушный разуму смиренный ум.
    3. Чувства, которые усмирены и контролируются умом.
    4. Наставника (истинного святого), который может дать совет в трудную минуту.
    5. Хорошее окружение.
    6. Режим дня, в который входит:
      — ежедневная практика, направленная на самоосознание;
      — режим сна;
      — режим питания;
      — режим работы и самооздоровления;
      — режим отдыха.
    7. Хорошую судьбу.

    Последний пункт, как мы понимаем, не зависит от нашей настоящей свободы выбора. Поэтому нужно всегда понимать, что мы выбирали какие-то поступки еще и в прошлом, и поэтому следует относиться к ударам своей судьбы смиренно.

    Судьба может влиять на все перечисленные выше пункты:

  • На первых этапах самоосознания она особенно сильно влияет на режим дня.
  • Если человек все же научился бороться с собой в плане режима дня, то у него немедленно улучшается его окружение.
  • При хорошем окружении он рано или поздно получает себе наставника.
  • Получив наставника, он уже способен контролировать чувства.
  • Когда чувства под контролем, то ум становится смиренным, и затем разум тоже очищается.
  • Однако, все это невозможно без изучения священных писаний и молитвенного правила. Поэтому самый первый шаг человека — это выбрать себе писания, второй — это выбрать повторение каких Имен Бога практиковать. Затем все остальное, начиная с режима дня и заканчивая чистым разумом, постепенно придет.

    Тот, кто способен проделать над собой всю эту работу, становится властелином своей судьбы. Если человек осуществляет свои планы, то следствием этого у него будет хороший или плохой результат.

    Ненамеренное действие согласно своим планам

    Даже слабый умом и разумом человек, не веря в то, что он может сделать хороший поступок, иногда в силу каких-то положительных особенностей его ума, все же планирует его. И бывает так, что судьба благосклонна к такому человеку и неожиданно для себя он делает этот запланированный поступок только потому, что в этот момент в ум пришло хорошее побуждение из прошлого. Таким образом, мы видим, что прарабдха карма может нам подбрасывать еще и хорошие плоды. В целом ненамеренное действие согласно своим планам говорит о том, что судьба благосклонна к нам. Однако к этому ни в коем случае не стоит привязываться и думать, что так будет всегда.

  • Люди в благости не доверяют своей судьбе и не придают большого значения неожиданным хорошим событиям, которые в их жизни происходят.
  • Люди в страсти считают, что судьба обязательно должна быть благосклонна к ним, и ждут хороших незапланированных событий. Поэтому они планируют дорогие покупки, а затем, как сумасшедшие, работают только для того, чтобы осуществить эти свои необдуманные планы.
  • Люди в невежестве подчиняют всю свою жизнь воле случая, и постоянно подвержены влиянию ожидания чуда. Они часто играют в азартные игры и искренне думают, что таким образом добьются успеха. Кроме того, вся их деятельность основана на азарте. Так они воруют, обманывают и грабят людей, надеясь на благосклонность судьбы.
  • Таким образом, разумный человек планирует то, что он реально может сделать и никогда не будет уповать на судьбу.

    Вопрос: Чем может нам помешать надежда на благосклонность судьбы?
    Ответ: Если такая надежда есть, это значит, что человек хочет от судьбы больше, чем он заслужил. В результате, если вдруг действительно повезет, то в следующий раз автоматически захочется больше, чем заслуживаешь. Кроме того, настроенный подобным образом человек вызывает у всех окружающих сопротивление, и тем самым социум становится помехой к осуществлению его планов. Например, если студент сдает экзамен и надеется на отметку 6oльшую, чем он заслужил, то автоматически он неосознанно оказывает психическое давление на своего преподавателя. В результате преподавателю не хочется ставить даже ту отметку, на которую тот ответил.

    Если человек сделал что-то просто волей судьбы, так как он желал этого поступка, то ему все равно придется пожинать плоды совершенных дел. Даже делая ненамеренное действие, но согласно своим планам, человек, в зависимости от поступка, получает благочестивую или неблагочестивую карму.

    Автор: Олег Геннадьевич Торсунов
    Источник: книга «Закон кармы»

    Это может быть вам интересно
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    0 комментариев
    старее
    новее большинство голосов
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии