Почему Дзэн – основа восточной культуры?

В процессе своего развития Буддизм вылился в форму, которая так сильно отличается от первоначальной, или «примитивной», что мы имеем право подчеркнуть его историческое разделение на 2 школы: хинаяна («малый путь спасения») и махаяна («великий путь спасения»). Фактически махаяна во всем своем разнообразии форм представляет собою не что иное, как видоизмененную форму Буддизма и восходит в оригинале к своему индийскому основателю, великому Будде Шакьямуни. Когда эта видоизмененная форма Буддизма появилась в Китае, а затем в Японии, то она получила в этих странах свое дальнейшее развитие. Этим успехом она; несомненно, обязана китайским и японским жрецам, которые знали, как применить принципы своей веры к вечно изменяющимся условиям жизни и религиозным потребностям народа. Такое усовершенствование и приспособление еще больше углубили существующую пропасть между махаяной и хинаяной. Точнее следует сказать, что основные идеи махаяны изложены в буддийской литературе класса «Праджняпарамита». Самая ранняя литература этого класса появилась, вероятно, не позднее, чем через 300 лет после смерти Будды. Зародыши этих идей, несомненно, обнаруживаются и в литературе так называемого «примитивного» Буддизма, однако их развитие, то есть сознательное постижение наиболее существенного в учении Будды, не могло бы быть успешным, если бы его последователи не воплотили этого учения в жизнь и не сообразовали бы его с ее изменяющимися условиями. Таким образом, индийские буддисты, обогащенные опытом и достигшие зрелости в размышлении, создали махаяну, в отличие от примитивной, или первоначальной, формы Буддизма. В Индии известны 2 школы махаяны: мадхьямика Нагарджуны и виджняптиматра, или йогачара, Асанги и Васубандху. В Китае возникло больше направлений: тэндай (тянь-тай), кэгон (хун-ян), дзодо (цзин-ту), дзэн (чань) и т.д. В Японии, кроме этого, у нас есть: хоккэ, сингон, син, дзи и т.д. Все эти школы или секты принадлежат к ветви Буддизма, называемой «махаяна», и являются более примитивной формой Буддизма. Можно сказать, что в настоящее время махаяна уже не обнаруживает (с первого взгляда, по крайней мере) черт, наиболее характерных для раннего Буддизма.

(далее…)

Это может быть вам интересно

День Весак

[Праздник] День Весак

День Весак (Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Сага Дава, Day of Vesak) – это традиция раннего Буддизма, так называемая ранняя колесница (тхеравады). Считается, что 2500 лет назад, 1 июня 623 года до нашей эры появился на свет Гаутама Будда. В эту же дату достиг просветления. Также 1 июня на 80-м году жизни Будда покинул земной мир (ушел в паринирвану).

Буддистский праздник распространен практически во всех странах Южной Азии. Праздник Весак выпадает на день майского полнолуния по древнеиндийскому календарю. На сингальском языке «весак» – это название месяца вайшакха на санскритском.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Будда Пурнима

[Праздник] Будда Пурнима

Будда Пурнима (Buddha Purnima) – самый священный праздник в Буддизме, День рождения Будды.

В «Шримад-Бхагаватам» было предсказано появление Будды в начале века Кали: «Затем, в начале Кали-юги, чтобы обмануть тех, кто враждебно относится к последователям религии, Господь явится в провинции Гайа как Господь Будда, сын Анджаны».

День рождения Будды, основателя Буддизма, приходится именно на майское полнолуние, которое в 2015 году отмечается 4 мая. Будда Пурнима стал государственным праздником в Индии, где многие исповедуют эту религию. Этот праздник объединил 3 самых важных события в жизни Будды: рождение Будды Гаутамы (623 год), достижение просветления и его смерть (ровно через 80 лет – в 543 году).

(далее…)

Это может быть вам интересно

Макха Буча

[Праздник] Макха Буча

Макха Буча, или Маха Буча, – важный буддийский фестиваль, который празднуется в день полнолуния третьего лунного месяца Магха в Камбодже, Лаосе и Таиланде и является государственным праздником. Духовными приоритетами в этот день являются:

  • не совершать зла;
  • делать добро;
  • очищать свой разум.
  • В этот день буддисты, как правило, идут в храм.

    (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Монлам

    [Праздник] Монлам

    Монлам (Монлам Чхемно, Большой молитвенный фестиваль) – большой религиозный фестиваль, принятый в тибетском Буддизме.

    Праздник «Большой молитвы» приурочен к Новому году и длится 15 дней, с первого новолуния до полнолуния, каждый праздничный день посвящен одному из 15-ти чудес Будды Шакьямуни, которые он совершил в Индии (город Шравасти). Проводится 4—11 числа в первом тибетском месяце.

    Первый фестиваль был проведен в 1409 году. Тогда, по приглашению Цзонкапы (1357-1419 годы; тибетский реформатор Буддизма и основатель традиции Гэлуг), съехались гости со всего Тибета. Он же разработал и правила проведения фестиваля. Позднее праздник проходил в присутствии тысяч людей. Службы совершались в храме Джоканге, в городе Лхасы.

    (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Цаган Сар

    [Праздник] Цаган Сар

    Цаган Сар (монг. Цагаан сар; бур. Сагаалган; тув. Шагаа; южноалт. Чага-Байрам) – праздник, знаменующий начало весны и Новый год (по лунно-солнечному календарю) у монголоязычных и тюркских народов.

    История праздника

    Происхождение
    Происхождение Цаган Сара напрямую связано с давними традициями, присущими монгольскому, а также тюркскому народу. Данное торжество – своеобразный символ перерождения не только человеческой сущности, но и всей природы в целом.

    (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Палдэн Лхамо

    [Праздник] Палдэн Лхамо

    Палдэн Лхамо (тиб. Прославленная Богиня; санскр. Шри Дэви) – гневное женское божество в тибетском Буддизме (в традиции Гелугпа), защитница учения и веры, единственная богиня среди 8-ми основных дхармапал, повелительница демонов и искоренительница ядов, хранительница тайн жизни и смерти. Считается, что она исцеляет недуги.

    Она – воплощение гневной формы богини Сарасвати. Имеет общие черты с Кали из тибетских мифов. Монгольские народы почитают ее как Великую Мать (Охин Тэнгри).

    (далее…)

    Это может быть вам интересно