Одна дзэнская притча: Последний щелчок

[Притча] Последний щелчок

Танген с детства учился у Сенгая. Когда ему исполнилось 20 лет, он захотел оставить своего учителя и посетить других учителей, чтобы сравнить обучение. Но Сенгай не позволил ему сделать это. Каждый раз, когда Танген просил об этом, Сенгай щелкал его по лбу. Наконец, Танген попросил своего старшего брата уговорить Сенгая дать разрешение. Брат выполнил просьбу и сказал Тангену:
– Все улажено. Я договорился, что ты отправляешься немедленно в паломничество.

Танген пошел к Сенгаю поблагодарить за разрешение. Мастер в ответ щелкнул его по лбу. Когда Танген рассказал об этом старшему брату, тот сказал:
– В чем же дело? Сенгаю нечего делать, если он сначала дает разрешение, а потом передумывает. Пойду поговорю с ним.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Гадзан и Текисун

[Притча] Гадзан и Текисун

Гадзан сидел у кровати Текисуна за три дня до смерти учителя, Текисун уже выбрал его своим продолжателем.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Священник и дзэнский мастер

[Притча] Священник и дзэнский мастер

Беседы мастера Банкея посещали не только ученики Дзэн, но и вообще лица всякого звания и разных сект. Он никогда не цитировал сутр, не вступал в схоластические обсуждения. Но слова шли прямо из его сердца в сердца слушателей.

Его многолюдные собрания очень раздражали священника секты Нитирэн, последователи которой также ходили слушать о Дзэн. Самолюбивый священник пришел в храм, решив поспорить с Банкеем.
– Эй, дзэнский учитель!- позвал он,- подожди-ка минутку. Всякий, кто тебя уважает, будет повиноваться твоим словам, но вот если человек вроде меня, тебя не уважает, сможешь ли ты заставить его подчиниться?
– Подойди ко мне, и я это покажу,- сказал Банкей. Священник принялся горделиво расталкивать толпу, пробиваясь к учителю.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Повар

[Притча] Повар

Мастер Дзэн решил послать ученика основать новый монастырь и объявил, что назначен будет тот, кто лучше всех ответит на вопрос. Поставив на землю вазу с водой, он спросил: «Кто сможет сказать что это, не называя его?»

Читать далее

Дзэн против фальши

Дзэн против фальши

Последователи Дзэна не согласны с христианами – даже с мистиками – в том, что они слишком много внимания уделяют Богу, создателю и центру всей жизни и всего бытия. Отношение к Будде носит в Дзэне характер полного отождествления с объектом мысли. По этой причине в разговоре они очень не любят употреблять слова «Будда» или «Дзэн». И это не потому, что они против Будды, а вследствие того, что не существует, в общем, ничего такого, чтобы можно было бы назвать именем Будды. Послушайте, какое деликатное замечание делает Госсо Кэгэн своему ученику Эно:

– В тебе все хорошо, есть только один маленький недостаток,- сказал Госсо Кэгэн своему ученику Эно.

Эно спросил два или три раза, в чем он выражается. Учитель сказал:
– В тебе слишком много Дзэна.
– Позволь,- запротестовал ученик,- если человек изучает Дзэн, то разве не естественно, что он говорит о нем? Почему этого следует избегать?
– Если это простой, обыденный разговор, тогда не так страшно,- ответил Госсо.

Один монах, которому случайно довелось присутствовать при этом разговоре, спросил:
– Почему вы так не любите говорить о Дзэне?
– Потому что от этого тошнит,- закончил учитель.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Дровосек и мастер

[Притча] Дровосек и мастер

Император, желая повидать Нан-Ина, мастера Дзэн, приехал в монастырь. Встретив там дровосека, коловшего дрова, он спросил:
– Монастырь большой, где я могу найти Учителя Нан-Ина?

Человек подумал несколько мгновений с закрытыми глазами и сказал:
– Прямо сейчас вы не можете найти его.
– Почему я не могу найти его сейчас?- сказал император.- Он уехал?
– Нет, он здесь,- ответил дровосек.
– Он что, занят каким-то срочным делом?- спросил император.- Какой-нибудь церемонией? Или уединился?
– Он сейчас перед вами рубит дрова,- сказал дровосек.- А когда я рублю дрова, я – дровосек. Учителя Нан-Ина сейчас нет, вам придется подождать. Пройдите, пожалуйста, в помещение.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: «Первооснова»

[Притча] «Первооснова»

Каждый приходящий в храм Обаку в Киото видит вырезанную на воротах надпись: «Первооснова». Необычно большие иероглифы надписи всегда восхищают ценителей каллиграфии. Эти иероглифы двести лет назад нарисовал Косэн.

Мастер изобразил иероглифы на бумаге, а резчик их увеличил и вырезал на дереве. Косэн рисовал в присутствии ученика, который сделал несколько галлонов чернил для каллиграфии и был настолько смел, что никогда не упускал случая покритиковать работу мастера.

– Нехорошо,- сказал он Косэну после первого рисунка.
– А как вот это?
– Плохо. Еще хуже прежнего.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Бескорыстие в Дзэн

Бескорыстие в Дзэн

В некоторых отношениях тот вид обучения, который превалирует в дзэндо, несомненно, отстает от времени. Но основные принципы такие, как упрощение жизни, борьба с праздностью, ленью, независимость личности и то, что называют «тайной добродетелью», вечно живы. Последнее в особенности является самым характерным признаком дисциплины Дзэна. «Тайная добродетель» означает совершение добра без мысли о признании его другими и самим собой. Христиане могут назвать это выполнением воли Всевышнего. Я прыгаю в воду, чтобы спасти утопающего ребенка. Что было нужно сделать, сделано. И думать об этом больше не надо, я иду дальше, не оборачиваясь. Проплывает облако, и небо снова чистое и голубое. Дзэн называет это «поступком без заслуги» и сравнивает его с работой человека, который пытался наполнить колодец снегом. Таков психологический аспект «тайной доктрины». С религиозной точки зрения, она состоит в том, чтобы относиться к миру с почтением и благодарностью, чувствуя, будто несешь на своих плечах все грехи мира.

Одна пожилая женщина спросила Дзесю:
– Я являюсь представительницей пола, который встречает пять преград в достижении совершенства Будды, каким образом я смогу когда-либо избавиться от них?
– О, пусть все остальные люди родятся на небе, и пусть будет так, чтобы я, эта скромная личность, один продолжал страдать в этом океане боли,- сказал учитель.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: «Открой свою сокровищницу»

[Притча] «Открой свою сокровищницу»

Дайдзю навестил учителя Басе в Китае. Басе спросил:
– Чего ты ищешь?
– Просветления,- ответил Дайдзю.
– У тебя есть собственная сокровищница. Почему ты ищешь на стороне?- спросил Басе.
– Где же моя сокровищница?
– То, что ты спрашиваешь, и есть твоя сокровищница.

(далее…)

Это может быть вам интересно