Проповеди и лекции в Дзэн

В монашеской жизни существует период, который полностью предназначается для умственной дисциплины и не прерывается физическим трудом, за исключением самого необходимого. Он известен как «великий сэссин» (цзянь синь; на каком историческом этапе развития дзэндо появился этот сэссин, неизвестно. В «Правилах» Хякудзе о нем не упоминается. Скорее всего он возник не в Китае, а в Японии во времена Хакуина. Поскольку существует период, называемый обычно «домашним» сезоном, монахи прекращают путешествовать и практикуют сэссин, а также усердно изучают Дзэн, но в течение недели, специально отведенной для этого, изучение носит особенно упорный характер) и длится неделю каждый месяц во время сезонов, называемых «летним домашним периодом» и «зимним домашним периодом». Летний домашний период начинается в апреле и заканчивается в августе, а зимний домашний период начинается в октябре и заканчивается в феврале. «Сэссин» означает «собирание или сосредоточение ума». Пока длится этот период, монахи не покидают дзэндо, встают раньше обычного и ложатся спать позже. В это время каждый день им читают своего рода лекции. Используются учебные пособия, самыми популярными из которых являются «Хэкиган-сю» и «Риндзай-року», считающиеся самыми глубокими книгами школы Риндзая. «Риндзай-року» – это собрание проповедей и высказываний основоположника дзэн-буддийской секты Риндзая. «Хэкиган-сю», как уже раньше упоминалось, есть собрание сотни примеров из дзэн-буддийской практики с критическими аннотациями и стихотворными комментариями. Само собой разумеется, для этой цели также используется множество других книг. Для обыкновенного читателя такие книги, как правило, совершенно непонятны. После целого ряда лекций он также остается в неведении, понимая, что еще не достиг глубокого понимания истин Дзэна.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Ночная прогулка

[Притча] Ночная прогулка

Дзэнский мастер Сенгай учил медитации учеников. Один из них имел обыкновение ночью перелезать через стену храма и уходить в город искать развлечений.

Однажды, осматривая спальню, Сенгай обнаружил отсутствие этого ученика, а также нашел высокий табурет, который тот подставлял, чтобы перелазить через стену. Сенгай отодвинул табурет и стал на его место.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Ничего не существует

[Притча] Ничего не существует

Ямаока Тесю, будучи молодым учеником Дзэн, посещал одного учителя за другим.

Однажды он пришел к Докуону и желая показать свои знания, он сказал:
– Разум, Будда, чувственное бытие – все они на самом деле не существуют. Истинная природа явлений – пустота. Не существует ни воплощения, ни заблуждений, ни мудрости, ни посредственности. Ничто нельзя дать, ничего нельзя взять.

Докуон, который спокойно курил, ничего не сказал.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Ведро, вода и бамбук

[Притча] Ведро, вода и бамбук

Когда монахиня Тенно училась Дзэн у Букко из Энгаку, она долгое время не могла вкусить плоды медитации.

Наконец, однажды лунной ночью она несла воду в старом ведре, обвязанном бамбуком. Бамбук разорвался, и дно ведра отвалилось,- и в этот момент Тенно стала свободной.

(далее…)

Это может быть вам интересно

«Неужели?»

[Притча] «Неужели?»

Дзэнский Мастер Хакуин слыл среди соседей человеком, живущим беспорочной жизнью. Неподалеку жила красивая девушка, родители которой держали продуктовую лавку. В один прекрасный день родители обнаружили, что их дочь беременна. Они были вне себя от ярости. Девушка отказывалась назвать отца ребенка, но после долгих настояний назвала Хакуина. В большом гневе родители пришли к Мастеру. «Неужели?»- единственное, что произнес он в ответ на лавину их упреков.

Читать далее

Униженность, нищета и внутренняя святость - главные идеалы Дзэна

Униженность, нищета и внутренняя святость – главные идеалы Дзэна

Дзэнские монахи, всесторонне развивая свои способности, не получают никакого книжного, то есть формального, образования, которое, как правило, осуществляется посредством абстрактного метода обучения: их дисциплина и знание носят практический и эффективный характер. Основной принцип жизни в дзэндо это «учение в работе». Они презирают так называемое «мягкое» обучение, которое походит на легкую пищу поправляющегося больного. Когда львица производит на свет своих детенышей, то, как многие говорят, через три дня она бросает их в глубокую пропасть и смотрит, сумеют ли они взобраться обратно к ней. Те, что не выдерживают этого испытания, считаются недостойными ее рода. Нечто подобное имеет в виду учитель Дзэна, который обращается с монахами внешне весьма грубо. У монахов нет ни хорошей одежды, ни достаточного количества пищи, которой бы они могли насладиться, нет времени выспаться, и, кроме всего прочего, они должны много работать – и физически, и духовно. Внешняя нищета и внутренние идеалы, при условии гармоничной и безукоризненной работы, приводят, в конечном итоге, к выработке прекрасных характеров, способных к высоким достижением в Дзэне, а также в делах повседневной жизни. Эта уникальная система обучения, которая до сих пор применяется в каждом дзэндо, не очень хорошо известна светскому обществу в нашей стране. Кроме того, беспощадный бич современного коммерческого предпринимательства не оставляет незатронутым ни одного уголка. Скоро может настать время, когда уединенный остров Дзэна окажется погребенным, как и все остальное, в пучине волн грубого материализма. Сами монахи уже перестают понимать великие идеи древних и современных учителей. Хотя некоторые стороны обучения в монастырях и могут быть пересмотрены, их высоко религиозное и благоговейное чувство должно сохраниться во имя сохранения жизни Дзэна.

Теоретически философия Дзэна идет за пределы всякого умозрительного понимания и не связана с законами антитезы. Но сказать так означает поставить Дзэн на очень скользкую почву, идя по которой многие рискуют упасть.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Ренан, вор и луна

[Притча] Ренан, вор и луна

Ренан, дзэнский мастер, жил простой жизнью в маленькой хижине у подножья горы. Однажды вечером в его хижину забрался вор и с недоумением обнаружил, что там нечего украсть. Вскоре вернувшийся Ренан застал вора.

Читать далее

Гасан и Библия

[Притча] Гасан и Библия

Однажды посетивший Гасана студент университета спросил его: «Вы читали когда-нибудь христианскую Библию?» «Нет, почитай мне из нее», – ответил Гасан. Студент раскрыл библию и начал читать из Матфея: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них… Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем…»

Читать далее

[Притча] Не ум

Лин-чи сидел на берегу реки, когда к нему подошел философ, поклонился и задал вопрос:
– Какова суть вашего учения?

Лин-чи посмотрел на него и не произнес ни единого слова. Философ подумал про себя: «Он очень стар, наверное, к тому же и глухой» и крикнул:
– Похоже, вы не слышите меня! Я спрашиваю, какова суть вашего послания?

Лин-чи засмеялся. Философ подумал: «Что-то странное. Сначала он не ответил, теперь смеется! Может быть он притворяется, что услышал меня? Но поскольку он не ответил на мой вопрос, значит он ничего не услышал». И тогда ученый закричал еще громче:
– Я спрашиваю, какова суть вашего учения?
– Сначала я ответил – безмолвие,- сказал спокойно Лин-чи.- Но вы не смогли этого понять, и мне пришлось спуститься немного ниже. Я сказал – смех, радость. Но вы не смогли понять даже этого. Поэтому мне приходится спуститься еще ниже.

(далее…)

Это может быть вам интересно