15 советов Дзэнгецу своим ученикам

15 советов Дзэнгецу своим ученикам

Дзэнгецу, китайский мастер времен династии Тан, написал следующие советы своим ученикам.

  1. Живя в мире, не привязывайся к праху его – таков путь настоящего ученика Дзэн.
  2. Когда видишь, как другой совершает хорошее, поддержи его, следуя его примеру. Услышав об ошибках другого, старайся не превзойти его.
  3. Даже если ты один в темной комнате, будь таким, как перед лицом благороднейшего гостя. Выражай свои чувства, но не более чем это свойственно твоей истинной природе.
  4. Бедность – твое сокровище. Не меняй его на легкую жизнь.
  5. Человек может выглядеть глупцом, но не быть им. Он может просто беречь свою мудрость.
  6. Добродетели – плоды самодисциплины, они не падают с неба, как дождь или снег. Скромность – основа всех добродетелей.
  7. Пусть твои соседи откроют тебя до того, как ты сам откроешься им.
  8. Благородное сердце никогда не принуждает себя. Его слова как редкостные жемчужины, они редко появляются, но имеют большую ценность.
  9. Для чистосердечного ученика каждый день – счастливый.
  10. Время идет, но оно никогда не запаздывает. Ни слова, ни стыд не могут управлять им.
  11. Осуждай себя, а не другого.
  12. Не суди правого и виноватого.
  13. Некоторые вещи, хотя и верные, могут казаться неправильными какому-нибудь поколению. Так как цена правоты может быть установлена через многие века, нет нужды требовать немедленной оценки.
  14. Живи делом, а результаты оставь великому закону Вселенной.
  15. Проводи день в мирных размышлениях.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Монастырская жизнь, трудолюбие и служение

Монастырская жизнь, трудолюбие и служение

Трудолюбие монахов Дзэн служит образцовым примером для всех. За исключением тех дней, которые отводятся для занятии дома, обычно их можно видеть – с половины пятого утра летом и с половины шестого зимой – на монастырских огородах, в окрестностях, где они всегда собирают подаяние, или на прилегающем к дзэндо земельном участке, который они возделывают. Монастырь как внутри, так и снаружи, содержится в образцовом порядке. У нас есть поговорка: «Здесь как в дзэн-буддийском монастыре». Это означает, что место, о котором говорят, отличается исключительной чистотой и порядком. За подаянием им иногда приходится идти несколько верст. Обычно вблизи дзэндо находятся какие-нибудь покровители, чьи дома монахи регулярно посещают и получают там рис и овощи. Их можно часто встретить на проселочной дороге с телегой, груженной тыквами или картофелем. Они работают так же усердно, как простые рабочие. Иногда ходят в лес за дровами. В сельском хозяйстве они также разбираются. Поскольку им необходимо себя таким образом обеспечивать, они сочетают профессии фермеров, рабочих и квалифицированных мастеров. Часто они сами строят свой зал для медитации под руководством архитектора.

Монашеская община – это самоуправляемая организация. У нее есть свои повара, администраторы, управляющие, пономари, церемониймейстеры и т.д. Во времена Хякудзе, кажется, было 10 таких должностей, хотя детально о них ничего не известно, потому что написанные им «Правила» были утеряны. Хотя наставник или учитель является душой дзэндо, он не имеет непосредственного отношения к его управлению. Этим занимаются старшие члены общины, чьи характеры закалились за многие годы суровой дисциплины. Когда заходит речь о принципах Дзэна; можно удивляться, насколько глубока и утонченна метафизика их, если она вообще не отсутствует, насколько серьезны эти бледнолицые, изнуренные и отрекшиеся от мира мыслители. Но в повседневной жизни – это, в конце концов, обыкновенные смертные, занимающиеся физическим трудом, причем это жизнерадостные люди, не лишенные чувства юмора, помогающие друг другу и не считающие никакую работу ниже достоинства образованного человека. Идеалы Хякудзе вечно живут в их сердцах.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: «Я не хочу оставлять за собой следов»

[Притча] «Я не хочу оставлять за собой следов»

Умирая, дзэнский монах Бокудзю попросил своих учеников принести все его книги, все, что он написал, и все, что он сказал. Все это было сложено, но они не могли понять, что он собирается делать. А он начал сооружать из книг костер.

Ученики начали кричать и вопить.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Не в деньгах счастье

[Притча] Не в деньгах счастье

Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Размышления о еде в Дзэн

Размышления о еде в Дзэн

Поскольку в обыденном этикете монахов есть нечто, свойственное Дзэну, здесь будет дано описание некоторых его особенностей.

Когда наступает время, отведенное принятию пищи, звучит гонг, и монахи выходят по очереди из зала для медитации и направляются со своей собственной посудой в столовую. Там их ожидают пустые низкие столики. Когда руководитель позвонит в колокольчик, все садятся. Расставляются тарелки, которые, между прочим, сделаны из дерева или бумаги и хорошо отполированы. Набор состоит из четырех или пяти тарелок, одна в другой. Пока расставляются тарелки и монахи-официанты разносят суп и рис, читается Праджняпарамита-хридая-сутра.

Следует отметить, что после чтения Хридая-сутры произносятся следующие имена будд и других учителей:
1. Вайрочана-будда в своем безупречном существе закона;
2. Вайрочана-будда в своем совершенном существе блаженства;
3. Шакьямуни-будда в своих бесчисленных проявлениях существа преобразования;
4. Майтрея-будда, который должен явиться в будущем;
5. Все будды прошлого, настоящего и будущего в десяти частях света;
6. Великий Бодхисаттва Манджушри;
7. Великий идеал нравственности Бодхисаттва Шаманабхадра;
8. Великий сострадательный Бодхисаттва Авалокитешвара;
9. Все почтенные Бодхисаттвы Махасаттвы;
10. Махапраджаняпарамита

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Как нужно побеждать?

[Притча] Как нужно побеждать?

Немецкий профессор Герригель учился в Японии стрельбе из лука. Он был лучшим лучником в своей стране. Но в Японии стрельба из лука – это не просто спорт, это – искусство, это – медитация.

Иностранец был растерян, поскольку в его представлении, если вы всегда попадаете быку в глаз, вы – великий лучник. А он всегда попадал в цель.

Но его мастер говорил:
– Нет, главное неверно! Нас не интересует бычий глаз; для нас не главное попадать в цель; лучник должен сосредоточиться на себе. Ты не должен ничего делать, ты должен позволить стреле двигаться самой. Ты должен создать условия, а затем ждать и позволить этому случиться.

Для европейского ума это было совершенно непостижимо. Как это может случиться, если вы не натягиваете лук, если вы ничего не делаете? Как же это может случиться само собой? И даже если это может случиться, то как стрела попадет в цель?

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Настоящая дружба

[Притча] Настоящая дружба

Давным-давно в Китае жили два друга, один из них искусно играл на арфе, другой – искусно слушал. Когда первый играл и пел о горах, второй говорил: «Я вижу горы перед нами». Когда первый играл о воде, слушатель восклицал: «Я вижу бегущий поток».

Но вот второй заболел и умер.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Наблюдай

[Притча] Наблюдай

Кто-то спросил у Мастера Риндзая:
– Как прийти к познанию Изначального?

Риндзай совершал утреннюю прогулку с посохом в руке. Он поднял посох перед глазами вопрошающего и сказал:
– Наблюдайте! Это посох. Если вы можете его наблюдать, нет никакой нужды никуда идти.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Девиз дзэн-буддийских монахов - нищета и простота

Девиз дзэн-буддийских монахов – нищета и простота

Зал для медитации (дзэндо) в том виде, как он существует в Японии, обычно представляет собой прямоугольное сооружение, величина которого варьирует в зависимости от числа размещающихся в нем монахов. Одно из них в Энкагудзи, в Камакуре (этот древний храм наряду со многими другими зданиями был, к несчастью, разрушен землетрясением в 1923 г.), занимало площадь в 65х36 футов. Полы шириною в 8 футов возвышаются на 3 фута вдоль по длине здания, а в середине от начала до конца зала остается пустое место. Это место используется для практики упражнения, называемого «кинхин», что буквально означает «хождение по сутрам». Место, которое отводится каждому монаху на выстланном соломенными матами (татами) полу, не превышает площади одного мата. Там он сидит, размышляет и спит ночью. Постелью служит не что иное, как одно большое ватное одеяло, и летом и зимой. Он не имеет специальной подушки, кроме той, которую он делает на время сна из своего личного имущества. Последнее, однако, почти отсутствует. Оно состоит из «касы» (кашайя на санскрите) и «коромо» (рясы), нескольких книг, бритвы и набора чашек. Все это хранится в ящике, примерные габариты которого 13х10х3,5 дюйма. Путешествуя, монах несет этот ящик, прикрепив его перед собой при помощи ленты, перекинутой через голову. Его имущество движется таким образом вместе с хозяином. «Одно платье и одна чаша» – гласит описание монашеской жизни в Индии. По сравнению с этим, следует сказать, что современный монах дзэн-буддист имеет много имущества. Однако его потребности сведены до минимума, и никто не может вести более простой жизни, чем этот монах дзэн-буддист.

(далее…)

Это может быть вам интересно