Одна дзэнская притча: Как Ямаоку Тесю передал Дзэн одному рассказчику

[Притча] Как Ямаоку Тесю передал Дзэн одному рассказчику

Энтё был знаменитым рассказчиком. Его истории о любви волновали слушателей. Когда он рассказывал о войне, то слушателям казалось, что они сами побывали на поле битвы.

Однажды Энтё встретил мастера Дзэн Ямаоку Тесю и у них состоялся разговор.

– Я знаю,- сказал Ямаока,- что ты самый лучший рассказчик в нашей стране и что ты можешь заставить людей плакать и смеяться. Расскажи мне мою любимую историю о персиковом мальчике. Когда я был малышом, я обычно спал с матерью, и она часто рассказывала мне эту сказку. Где-то в середине истории я засыпал. Расскажи мне сказку так, как мне рассказывала ее моя мать.

Энтё не отважился сразу приняться за дело.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Старуха с кочергой

[Притча] Старуха с кочергой

Мастер Хакуин имел обыкновение говорить своим ученикам о старухе, державшей неподалеку чайный магазинчик. Он всячески хвалил и подчеркивал ее глубокое понимание Дзэн и, как правило, ученики, заинтригованные его рассказом, вскоре шли в магазин посмотреть на старуху.

(далее…)

Это может быть вам интересно

«Совершенный путь» - это высшая истина любой религии или философии

«Совершенный путь» – это высшая истина любой религии или философии

Дзесю Дзюсин, живший во времена династии Тан, нередко говорил следующее: «Совершенный Путь не сложен, просто на нем нет отбора и выбора. Как только вы начнете что-либо утверждать, имеет место отбор и выбор. Существует прозрачная пустота, но я не пребываю в этой прозрачной пустоте. Достаточно ли вы, однако, уделяете ей внимания?»

Эта проповедь основывается на хорошо известной поэме Сосана «Слова доверия сердцу». Сосан – Третий патриарх Дзэн-Буддизма в Китае. Его поэма начинается следующими строчками:

Великий Путь не сложен,
следует лишь избегать предпочтений.
Когда нет ни приязни, ни неприязни,
все становится ясным и очевидным.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: «Мечи двух мастеров»

[Притча] «Мечи двух мастеров»

Мастер Мурамаса делал самурайские мечи как разящее оружие. Мастер Масамунэ – как оружие, которым защищают свою жизнь.

Чтобы сравнить, их клинки вонзили в дно ручья. По течению плыли опавшие листья.

(далее…)

Это может быть вам интересно

24 сутра: «Наблюдай за своим настроением»

[Вигьяна-бхайрава-тантра] 24 сутра: «Наблюдай за своим настроением»

В этой сутре говорится: «Когда возникает нерасположение или расположение к кому-либо, не возлагай свое отношение на него – или на объект вашего чувства. Оставайтесь центрированными». Помните, что источником являетесь вы, так что не двигайтесь к другим, двигайтесь к источнику. Когда вы чувствуете ненависть, не перемещайтесь к объекту. Направляйтесь к точке, откуда исходит эта ненависть. Идите не к личности, на которую она направлена, но к центру, из которого она исходит. Двигайтесь к центру, двигайтесь внутрь. Используйте вашу ненависть, или вашу любовь, или гнев, или что-либо еще для путешествия к вашему внутреннему центру, к источнику. Двигайтесь к источнику и оставайтесь центрированными в нем.

Читать далее

Единство и многообразие, «бедо» и «сябэцу»

Единство и многообразие, «бедо» и «сябэцу»

Самой важной практической, а также в некотором смысле философской задачей каждого буддиста школы махаяна является непосредственная постановка вопроса о тождественности и различии, единстве и многообразии, «бедо» и «сябэцу» («бедо» буквально означает «ровность и равенство» и соответствует санскритскому термину «самата», «сябэцу» – это «дисгармония и отделенность», на санскрите «бхэда»), на решение его своим особым путем для своего собственного внутреннего удовлетворения.

Работа, возложенная на него, не связана с интеллектом, так как человек далеко не всегда может обладать интеллектом, способным справиться с такой задачей,- даже великие философы находят, что действительно трудно решить эту проблему успешно, учитывая все требования логики. От буддиста требуется, чтобы он решил эту проблему практическим образом. Другими словами, он должен навсегда успокоить свое взволнованное сердце, постигнув смысл своего существования. Пользуясь языком философии, тождественность в различии и различие в тождественности, употребляя терминологию Буддизма, «бедо» в «сябэцу» и «сябэцу» в «бедо», или еще точнее, «бедо соку сябэцу» и «сябэцу соку бедо» – это формула решения этой проблемы, данная нам буддийскими философами. Если буддист постигнет истину этой формулы, его сердце навсегда само собой успокоится. То, в чем он фактически нуждается, представляет собой состояние умственного удовлетворения, находясь в котором, он смог бы встретить любое событие в своей жизни, великое или незначительное. Философия для него необязательна. Только в том случае, если его сокровенный разум будет анализироваться философом, последний обнаружит реализацию принципа «бедо соку сябэцу соку бедо». Никакой буддист-практик не превращает этот абстрактный принцип в проблему. Просто он испытывает странное и неприятное волнение и хочет избавиться от него. После продолжительной духовной борьбы он, наконец, обнаруживает, что он каким-то таинственным образом избавился от рабства, которое являлось источником его постоянных волнений. Если потом он, при наличии у него философских наклонностей, исследует себя самого, то обнаружит, что его освобождение шло по линии «бедо соку сябэцу» и «сябэцу соку бедо».

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Два дзэнских мастера и господин

[Притча] Два дзэнских мастера и господин

Два дзэнских учителя, Дайгу и Гуду, были приглашены к господину. Когда они пришли, Гуду сказал господину:
– Вы по натуре мудры и имеете врожденные способности к Дзэн.
– Чепуха,- сказал Дайгу.- Чего ты льстишь этому болвану? Может, он и господин, но в Дзэн ничего не понимает.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Сатори - постижение внутренней природы человека

Сатори – постижение внутренней природы человека

Сатори имеет место, когда вечность выливается во время или приходит в столкновение со временем, другими словами, что, в конце концов, то же самое – когда время появляется из вечности. Время означает «сябэцу», дифференциацию и определение границ, в то время как вечность – это «бедо», все, что не «сябэцу». Вечность, сталкивающаяся со временем, будет означать, таким образом, что «бедо» и «сябэцу» наполняют собою друг друга, или, пользуясь терминологией кэгона, это смешение «ри» (универсального) и «дзи» (индивидуального). Но поскольку Дзэн интересуется не столько умозрительностью, сколько так называемым «экзистенциальным мышлением», сатори, как утверждают, имеет место тогда, когда сознание достигает состояния «одной мысли». «Одна мысль», «итинэе» по-японски и «экаксона» на санскрите,- это наименьшая возможная единица времени. У англичан есть поговорка: «быстрый, как мысль». Мысль (нэн) представляет собой мгновение, то есть время, сведенное к абсолютной точке, не имеющей никакой протяженности. Санскритское слово «ксана» означает как мысль, так и мгновение. Когда время сводится к абсолютной точке без протяженности, мы имеем «абсолютное настоящее» или «вечное теперь». С точки зрения экзистенциального мышления, это «абстрактное настоящее» не является абстракцией или логическим «ничто». наоборот, это есть живая, творческая реальность.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Мастер Дзэн и вор

[Притча] Мастер Дзэн и вор

Однажды вечером, когда дзэнский мастер Ситиро Кодзюн читал сутры, ворвался вор с острым мечом и стал требовать или деньги, или жизнь. Ситиро сказал ему: «Не мешай мне, можешь взять немного денег в этом ящике».

Читать далее