Психологическое содержание опыта Дзэна

С начала существования Дзэна многие совершали ошибку, считая практику Дзэна простым квиетизмом или своего рода техникой успокоения разума. Поэтому Эно выступил с опровержением таких воззрений, а Нангаку предостерегал Басе, чтобы последний не впал в заблуждение. Внешняя форма практики Дзэна ограничивается тем, что человек сидит, скрестив ноги, тогда как внутренняя работа сводится к доведению сознания до зрелости. Когда оно достигает действительной зрелости, то непременно происходит взрыв, называемый сатори, которое представляет собой глубокое проникновение в высшее бессознательное. В опыте Дзэна имеется определенный элемент разума. Это обстоятельство определяет весь курс практики Дзэна. Дайэ хорошо понимал это и неутомимо отстаивал свою точку зрения в борьбе с доктриной другой школы.

То, что сатори, или основное переживание, в Дзэне не является продуктом размышления или простой пассивности, с которыми очень часто путают практику Дзэна сами его последователи, может стать ясно из высказываний или жестов, которые сопровождают это кульминационное событие.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Мастер и губернатор

[Притча] Мастер и губернатор

Дзэнский мастер Кейчу возглавлял главный храм в Киото. Однажды послушник принес ему визитную карточку и сказал, что этот человек хочет видеть его. На карточке было написано: «Китагаки, Губернатор Киото». Кейчу посмотрел на визитку и проговорил:
– Скажи, что я не могу принять его.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Отбросьте весь мусор!

[Хайку] Отбросьте весь мусор!

Дзэн хочет, чтобы все люди были уже сами по себе великолепными. Эту славу составляет не достижение, не соревнование, а простая оригинальность. А оригинальность уже есть, вам нужно лишь отбросить весь мусор, который вы накопили в себе от других людей.

Читать далее

Просто сидите и созерцайте

[Хайку] Просто сидите и созерцайте

«Миновали десять лет сновидений в лесу». Дело в том, что медитирующий человек не в один день обретает мастерство медитации. Он годами видит сны. Даже если вы отправитесь в лес, эти сны все равно будут преследовать вас. Но постепенно эти сны рассеются, потому что в них нет смысла. Вы уже не интересуетесь ими. Напротив, вы просто сидите и созерцаете.

Читать далее

Смех подобен цветку

[Хайку] Смех подобен цветку

Безмолвие может открыть перед вами ту глубину, увидеть которую вам достанет мужества. То, что не удается выразить словами, можно выразить безмолвием, смехом, потому что смех исходит из глубины вашего сердца. Смех подобен цветку.

Читать далее

Волны принадлежат океану

[Хайку] Волны принадлежат океану

Дзэн не имеет никакого понятия о суждении. Он никогда не выносит суждения о том, что этот человек грешен, а тот человек свят. Это всего лишь волны, и не нужно понапрасну тратить свое время на волны. Если вы будете знать океан, тогда вам не будет никакого дела до волн. Одна волна катится туда, а другая – сюда, но все они принадлежат одному океану, и все они в конечном итоге непременно растворятся в одном океане.

Читать далее

Просветление может возникнуть сейчас

Просветление может возникнуть сейчас

Где теперь мои друзья,
Когда я так постарел,
Что даже мои древние спутники,
Сосны в Такасаго,
Остались так далеко?

(далее…)

Это может быть вам интересно

4 фактора, определяющие опыт Дзэна

4 фактора, определяющие опыт Дзэна

Основные факторы, относящиеся к внутреннему миру Дзэна:
1. Наличие предварительной умственной подготовки, способствующей созреванию нового сознания;
2. Присутствие сильного желания превзойти самого себя, что означает стремление Дзэна превзойти все ограничения, наложенные на человека, как на индивидуальное существо;
3. На помощь борющейся душе, указывая ей путь, обычно приходит учитель;
4. В конечном итоге происходит переворот, который уходит корнями в неизвестную область и который называется сатори.

1. То, что содержание мироощущения в Дзэне в основном носит умственный характер, легко понять. Ясно также, что Дзэн проявляет тенденцию не теистического, а также не пантеистического характера, если вообще, хотя и с большой осторожностью, здесь можно воспользоваться теологическими терминами. Требование Бодхидхармы – «Принеси сюда свою душу, и я ее умиротворю»; Эно – «Не думай ни о добре, ни о зле, но попытайся сейчас узреть свой лик первозданный»; Нагаку – «Когда говорят, что оно представляет собой нечто, то это совсем далеко от истины»; Басе – «Я скажу тебе, в чем суть, когда ты выпьешь одним глотком всю воду в Западном Озере», все эти высказывания подчеркнуто не сентиментальны, «не религиозны» и, как бы там ни было, просто в высшей степени загадочны и в какой-то мере носят умственный характер, хотя, конечно, не в общепринятом смысле. По сравнению с христианскими выражениями типа «божественная слава», «божественная любовь», «божественная невеста» и т.п., Дзэн должен быть, судя по всему, совершенно лишен человеческих эмоций. Наоборот, в нем присутствует нечто, что может быть названо холодной научной деятельностью или фактичностью.

(далее…)

Это может быть вам интересно