[Дзэн] Дзэн: 6 аспектов
Когда все эти 6 аспектов Дзэна утверждены, мы видим определенное отношение Дзэна к жизни вообще. Когда он выражает себя в искусстве, он составляет то, что может быть названо духом дзэн-буддийской эстетики.
Когда все эти 6 аспектов Дзэна утверждены, мы видим определенное отношение Дзэна к жизни вообще. Когда он выражает себя в искусстве, он составляет то, что может быть названо духом дзэн-буддийской эстетики.
данного умственным различением и эмоциональным загрязнением; это открытие духовного мира неразличения, которое включает в себя достижение точки зрения абсолютной. Однако Абсолют ничем не отличается от мира разграничения, так как думать иначе означало бы противопоставить его различающему разуму и, таким образом, создать еще одну двойственность. Когда мы говорим о каком-то абсолюте, мы склонны думать, что он, являясь отрицанием противоположностей, должен быть противопоставлен разграничивающему разуму.
Тейко, воин, живший в Японии перед эрой Токугава, изучал ча-но-ю – чайный этикет у Сен-Но Рикун, учителя этого эстетического выражения спокойствия и удовлетворенности.
Нан-Ин, японский мастер Дзэн, живший в эру Мэйдзи (1868-1912), принимал как-то у себя профессора университета, пришедшего порасспросить его о Дзэн.
Монахиня, искавшая просветления, сделала статую Будды и покрыла ее золотом. Она носила золотого Будду с собою повсюду.
Проходили годы, и, все еще таская с собой Будду, монахиня пришла жить в маленький храм в деревню, где было много Будд: каждый со своею святыней.
В нынешние времена говорится много чепухи о мастерах и учениках, о наследовании учения мастера любимыми учениками, которое давало им право передавать истину последователям. Конечно, учение Дзэн должно было передаваться таким путем, от сердца к сердцу, и в прошлом такое совершалось часто. Господствовали не формулировки и утверждения, а молчание и скромность.
Ученик спросил:
– Что есть Нирвана?
– Не вверять себя порочному кругу рождения и смерти или удовольствия и боли – есть великая Нирвана,- ответил мастер.
– Что есть порочный круг рождения и смерти, и удовольствия, и боли?
– Желание Нирваны!- сказал мастер.- Сейчас будь молчалив и почувствуй, что я имею в виду, говоря: «Желание Нирваны». И обрати внимание, я не говорю: «Думай об этом». Потому что думать – значит упустить. Чувствуй это! Чувствуй это! Чувствуй это!
Наставники Дзэн учат своих учеников непосредственно выражать свои чувства.
Один мальчик жил неподалеку от монастыря. Он часто встречал Кейтю, своего сверстника из монастыря, каждый день ходившего на рынок за овощами. И как-то раз он спросил:
– Кейтю, а куда ты идешь?
– Куда ноги несут!- мгновенно последовал ответ.
Мальчик был озадачен, и вечером пришел советоваться к отцу и тот ему сказал:
– Завтра задай ему тот же вопрос. Он ответит также, а ты тогда спроси: «А если бы у тебя не было ног, куда бы ты шел?». Это застанет его врасплох!
Кто-то спросил Бокудзю: «Что вы делаете? Какова ваша религиозная дисциплина?» Бокудзю ответил: «Я живу обычной жизнью – это моя дисциплина. Когда я чувствую голод, я ем. Когда я чувствую, что хочу спать, я сплю».