Одна дзэнская притча: Реальность, а не сон

[Притча] Реальность, а не сон

Однажды утром Бокудзю проснулся, и сразу же позвал старшего ученика:
– Послушай, мне приснился странный сон. Не мог бы ты растолковать его значение?
– Подождите! Сначала я принесу вам воды, чтобы вы могли умыть свое лицо,- ответил ученик.

Он принес полный горшок воды и помог Бокудзю умыться. В это время мимо проходил другой ученик. Бокудзю подозвал его и сказал:
– Послушай, мне приснился сон. Не можешь ли ты дать его толкование?
– Лучше я принесу вам чашечку чая!- сказал ученик, и ушел.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Пустая лодка

[Притча] Пустая лодка

Лин-чи рассказывал: «Когда я был молодым, мне нравилось плавать на лодке; у меня была маленькая лодка: в одиночестве я отправлялся плавать по озеру и мог часами оставаться там.

Однажды я сидел с закрытыми глазами и медитировал. Была прекрасная ночь. Какая-то пустая лодка плыла по течению и ударилась о мою. Во мне поднялся гнев!

(далее…)

Это может быть вам интересно

Зачем нужен дух вопрошения в Дзэн?

Зачем нужен дух вопрошения в Дзэн?

Предварительная подготовка последователя Дзэна перед тем, как он приступает к упражнению коан, преследует следующие цели:
1. Пробуждение самого искреннего желания освобождения от рабства кармы, от боли рождения и смерти.
2. Признание того, что цель жизни буддиста состоит в достижении просветления, в доведении до зрелости, до состояния сознания, называемого сатори.
3. Понимание тщетности всех попыток рассудка достичь этой цели, то есть решить самым живым образом главную проблему существования.
4. Вера в то, что достижение сатори означает пробуждение природы Будды, которая скрыта в тайнах всякого разума.
5. Обладание сильным духом вопрошения, который будет постоянно побуждать человека испытать в себе самом присутствие природы Будды.

Не обладая этими пятью качествами, он не может надеяться даже на успешное доведение до конца упражнения коан.

Даже если он будет обладать всеми этими качествами, то он может сомневаться в том, что коан является самым эффективным средством достижения цели. Например, его может больше привлекать метод школы тэндай или сингон или повторение имени Будды, как это делают последователи секты Чистой земли, или повторение даймоку в секте нитирэн. Здесь вступает в силу то, что можно назвать его религиозными особенностями, обусловленными предыдущей его кармой. В этом случае он не может быть истинным последователем Дзэна и тогда должен каким-нибудь другим способом достигать своего освобождения. Даже среди последователей Дзэна имеются люди, не верящие в коан и считающие его чем-то искусственным; в действительности они идут даже дальше и утверждают, что и само сатори является некоторого рода наростом, который не принадлежит истинной системе Дзэна. Большинство приверженцев японской дзэн-буддийской школы Сото принадлежит к этой категории противников коана. Такое расхождение во взглядах на эффективность упражнения коан и опыт сатори объясняется, пожалуй, различным философским истолкованием Дзэна последователями Сото и Риндзая. Что же касается практики Дзэна, то и те и другие следуют за Бодхидхармой и Эно.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Тецуген и публикация сутр

[Притча] Тецуген и публикация сутр

Тецуген, проповедник Дзэн в Японии, решил опубликовать сутры, доступные в то время лишь в Китае. Книги должны были печататься с деревянных блоков в количестве семи тысяч экземпляров, – чудовищное предприятие.

Читать далее

Одна дзэнская притча: «смотри прямо сейчас»

[Притча] «смотри прямо сейчас»

У Дого был ученик, которого звали Сошин. Сошин пришел научиться медитации, и терпеливо ждал, когда же, наконец, начнется обучение. Он ждал уроков, подобных школьным, но их не было, и это сбивало его с толку и разочаровывало. И вот однажды он решился и сказал мастеру:
– Много времени прошло с тех пор, как я пришел сюда, но ни единого слова не было сказано мне о сути медитации.
– О чем ты говоришь, мой мальчик?- улыбаясь, тихо сказал Дого.- С тех пор, как ты пришел, я постоянно даю тебе уроки медитации!

Эти слова смутили бедного ученика еще больше. Некоторое время он размышлял над ними, но ничего так и прояснилось. И, набравшись храбрости, он вновь обратился к мастеру:
– Скажите, что это были за уроки?
– Когда ты приносишь мне чашку чая, я принимаю ее; когда ты приносишь мне еду, я принимаю ее; когда ты кланяешься мне, я киваю в ответ,- ответил Дого ответил.- Как еще ты хочешь обучиться медитации?

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Ученик, мастер и противоречие

[Притча] Ученик, мастер и противоречие

К дзэнскому мастеру пришел ученик и спросил:
– Почему одни люди красивы, а другие безобразны, одни умны, а другие глупы? Почему существует такое противоречие? Почему Бог создал одних красивыми, а других безобразными? И не говорите мне о кармах, что все это из-за прошлых жизней. Как появилась разница с самого начала, когда прошлого еще не было?

(далее…)

Это может быть вам интересно

Коаны: практические инструкции

[Дзэн] Коаны: практические инструкции

В этой статье последуют некоторые практические наставления учителей Дзэна различных эпох, касающиеся упражнения коан. По ним мы можем судить, какую роль играет коан в развитии Дзэна, а также какие тенденции обнаружились в этом упражнении с течением времени. Развитие упражнений коан явилось причиной появления нового движения среди учителей Дзэна династии Мин, которые стали связывать его с нэмбуцу, то есть с повторением имени Будды.

Читать далее

Одна дзэнская притча: «просто стою»

[Притча] «просто стою»

Один адепт Дзэн-Буддизма стоял на вершине холма рано утром в одиночестве. Он стоял, не двигаясь, одинокий, как холм. Мимо проходили трое, которые вышли на утреннюю прогулку. Они посмотрели на этого человека и пришли к разным выводам по поводу того, что он делает.

– Я знаю этого монаха,- начала первый.- Когда-то у него потерялась корова. Вот он стоит здесь, смотрит с холма, где она.
– Но, судя по тому, как он стоит, он вообще не смотрит,- сказал второй.- Он не движется, его глаза, похоже, почти закрыты. Таким образом, человек не ищет что-то. Я думаю, он совершал утреннюю прогулку с приятелем, и тот отстал. Он ждет, пока приятель подойдет.
– Похоже, что причина не в этом, так как если кто-нибудь ждет кого-то, он иногда оглядывается, чтобы посмотреть, идет ли приятель или нет,- сказал третий.- Но он совсем не двигается, он не оглядывается. Он не ожидает, это не поза ожидающего человека. Я думаю, он молится или медитирует.

Они настолько разошлись во мнениях и настолько возбудились по этому поводу, что решили, подойти и спросить его самого.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Повар-монах и мастер Дзэн

[Притча] Повар-монах и мастер Дзэн

Повар-монах Дейрио в монастыре Банкея решил, что он должен как следует заботиться о здоровье своего старого учителя и давать ему только свежее мисо – тесто из соевых бобов, смешанных с пшеницей и дрожжами, которое очень быстро скисает. Банкей, заметив, что ему дают лучшее, чем ученикам, мисо, спросил:
– Кто сегодня готовит?

Дейрио послали к нему, и Банкею было разъяснено, что из-за его возраста и положения ему необходимо есть свежее мисо.

Банкей сказал повару:
– Тогда я совсем перестану есть.

Он вошел в свою комнату и закрыл дверь.

(далее…)

Это может быть вам интересно