[Притча] Как Бокудзю следовал своему учителю
Один человек пришел к Бокудзю и спросил: «Вы действительно следовали своему учителю?». Бокудзю ответил: «Да, я следовал ему».
Один человек пришел к Бокудзю и спросил: «Вы действительно следовали своему учителю?». Бокудзю ответил: «Да, я следовал ему».
Мастер Дзэн Хосин много лет прожил в Китае. Вернувшись потом, он поселился на северо-востоке Японии, где наставлял учеников. Уже совсем состарившись, он рассказал им историю, слышанную им в Китае. Вот она:
– Как-то двадцать пятого декабря совсем уже состарившийся Тофуку сказал своим ученикам: «Я не собираюсь жить в следующем году, так что вы, ребята, ведите себя со мной хорошо в этом».
Ученики решили, что он шутит, но поскольку он был великодушным учителем, то в оставшиеся дни уходящего года каждый по очереди приглашал его на праздничный обед. В канун Нового Года Тофуку заявил: «Вы были ко мне добры. Я покину вас завтра днем, когда кончится снегопад».
Ученики засмеялись, полагая, что он говорит старческую чепуху, так как ночь была ясная и бесснежная. Но в полночь снег повалил, и на следующий день они нигде не могли найти своего учителя. Когда они пришли в зал для медитаций, они увидели, что он умер там.
Гадзан сидел у кровати Текисуна за три дня до смерти учителя, Текисун уже выбрал его своим продолжателем.
Храм недавно сгорел и Гадзан торопился восстановить его. Текисун спросил его:
– Что ты собираешься делать, когда храм будет восстановлен?
– Когда ты выздоровеешь, мы хотим, чтобы ты говорил здесь,- сказал Гадзан.
– А если я не доживу до тех пор, тогда что?
– Тогда у нас будет кто-то другой,- ответил Гадзан.
– А если вы никого не найдете, тогда что?- продолжал Текисун.
Беседы мастера Банкея посещали не только ученики Дзэн, но и вообще лица всякого звания и разных сект. Он никогда не цитировал сутр, не вступал в схоластические обсуждения. Но слова шли прямо из его сердца в сердца слушателей.
Его многолюдные собрания очень раздражали священника секты Нитирэн, последователи которой также ходили слушать о Дзэн. Самолюбивый священник пришел в храм, решив поспорить с Банкеем:
– Эй, дзэнский учитель!- позвал он,- Подожди-ка минутку. Всякий, кто тебя уважает, будет повиноваться твоим словам, но вот если человек вроде меня, тебя не уважает, сможешь ли ты заставить его подчиниться?
– Подойди ко мне, и я это покажу,- сказал Банкей.
Мастер Дзэн решил послать ученика основать новый монастырь и объявил, что назначен будет тот, кто лучше всех ответит на вопрос. Поставив на землю вазу с водой, он спросил:
– Кто сможет сказать, что это, не называя его?
Басе написал следующее письмо одному из своих учеников, который был близок к смерти: «Сущность твоего разума не была рождена и поэтому никогда не умрет. То, что тленно – не жизнь. Пустота – это не вакуум. У нее нет цвета, нет формы. Она не получает наслаждения от удовольствий и не страдает от боли. Я знаю, ты очень, болен. Как хороший дзэнский студент, ты мужественно встречаешь эту болезнь. Ты не можешь точно знать, кто страдает, но спроси себя: “Что является сущностью этого разума?” Думай только над этим. Больше тебе ничего не надо. Не делай ничего. Твой конец, который не имеет конца, похож на хлопья снега, тающего в чистом воздухе».
Однажды император посетил дзэнского мастера Нан-Ина. В знак своего уважения он преподнес ему великолепную мантию, расшитую драгоценными камнями, из самой дорогой ткани.
Когда Банкей проводил свои недели в медитации, с разных концов Японии собирались ученики, чтобы учиться у него. Во время одного из таких собраний поймали ученика-воришку. Об этом сообщили Банкею и попросили его прогнать преступника.
Настоятелем монастыря Кэннин был Мокурай – Безмолвный Гром. У него был любимец по имени Тое, которому было всего 12 лет. Тое видел, как другие ученики каждое утро и каждый вечер приходят к учителю за указаниями по сандзэн – индивидуальному наставлению, когда ученику задается коан, упражнение для остановки блужданий ума.