Почему шаолиньские монахи практикуют вайдань?
«Не чувствовал отвращения к пороку и злу,
Не гнался за удовлетворением желаний,
Не жертвовал мудростью ради общества глупцов,
Не отказывался от чуда для сохранения истины,
Стремился к великому Дао без чрезмерности,
Достигал сердца Будды без защищенности,
Не держался пути обыденной святости,
Превосходил собственное творение».
Сунский поэт Лу Ю о философии Да Мо
Вайдань – это практика улучшения циркуляции ци путем стимулирования отдельных частей тела. Накапливаемая в них мощная энергия затем направляется в систему каналов ци. Вайдань буквально означает «внешний (алхимический) эликсир (жизни)» (синоним – «цзиньдань», или «золотой эликсир»). Вероятнее всего, этот термин происходит из алхимии. Большинство китайских алхимических текстов написано даосами, и даосы же много сделали для развития Цигун. Поэтому вполне уместно именовать техники Цигун, способствующие здоровью, силе и долголетию, таким даосским названием.
Принципы вайдань-цигун
Упражнения вайдань делятся на подвижные (динамичные) и неподвижные (статичные). В подвижных упражнениях определенные мышцы поочередно расслабляются и напрягаются. Напряжение должно быть как можно меньшим, поскольку сильное напряжение сужает каналы ци и затрудняет поток энергии. Некоторые практикующие вообще не напрягают мышцы, но лишь мысленно представляют себе это напряжение. Другие напрягаются ровно настолько, чтобы помочь сосредоточению. Когда одна из частей тела упражняется таким образом несколько минут, в этой области накапливается ци, обычно ощущаемая как тепло. Такая накопившаяся под воздействием упражнений энергия ци считается более «высокой». Происходит также приток крови. Когда мышцы расслабляются, кровь и высокоэнергетичная ци оттекают в близлежащие «низкоэнергичные» области тела. Таким образом и улучшается циркуляция ци.