3 закона воспоминания: вспоминать, припоминать и узнавать

3 слова, служащих названием данной статьи, часто употребляются для обозначения одного и того же процесса. Отчасти это верно относительно 2-х первых слов. Но все же каждое из них выражает определенное понятие и обозначает различные процессы, происходящие в памяти.

Словом «вспоминать» обозначается тот процесс, когда сохраняемые впечатления снова возвращаются в сознание без усилия воли, лишь по ассоциации, сходству и проч. «Припоминать» же обозначает тот процесс, когда человек усилием воли старается вызвать сохраняемое впечатление. Вспоминать, на первый взгляд, явление чисто механическое, тогда как припоминать – действие волевое, сопровождаемое нередко громадным усилием. «Узнавать» обозначает процесс, когда мы слышим или видим вещь, которую мы знаем уже, которую слышали или видели раньше. Это сознательное ассоциирование впечатления, получаемого нами в данный момент, с тем, которое мы получили раньше. Если мы видим предмет дважды и во второй раз не «знаем», что видели его раньше, мы не узнаем его, и память сохраняет 2 различных впечатления от одного и того же предмета. Если впоследствии мы признаем тождество этих 2-х впечатлений, они сольются в одно. Авторитетами установлено 3 следующих закона воспоминания.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Чем полезен закон ассоциации для развития памяти?

Многие из нас, вероятно, думают, что наши мысли, не регулируемые волей, возникают беспорядочно, не повинуясь никакому закону. И это понятно, если мы не видим связи между последовательными группами мыслей. Однако такое мнение далеко от истины. Хотя, может быть, на первый взгляд и не вполне ясно, но все-таки есть связующее звено между 2-мя последовательными группами мыслей. Здесь является налицо так называемый закон ассоциаций, который так же неизменен, как закон причины и следствия, и так же постоянен, как закон тяготения. Порядок наших мыслей в такой же степени закономерен, как морские приливы и отливы. Наши мысли всегда, так или иначе, ассоциированы, хотя часто мы и не можем ясно проследить их связь. Они появляются группами, и каждая группа, в свою очередь, связана с другой группой.

Внимание занимает важную роль в деле укрепления и развития памяти. После внимания ассоциация является наиболее деятельным фактором этого развития. Способность памяти удерживать впечатления зависит в высокой степени и от предмета, подлежащего запоминанию, между тем как функции воспроизведения впечатлений зависят от ассоциации, при посредстве которой впечатление связано с другими воспринятыми раньше впечатлениями. Авторитетные психологи доходят до утверждения, что закон ассоциации играет в области психологии такую же роль, как закон тяготения в области физики. Одно из весьма важных условий развития способности памяти – это привычка к правильной ассоциации.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Память и слух

Память и слух

Хотя мы и пользуемся термином «восприятие» для обозначения познавания чего-либо при посредстве органов зрения, но термин этот одинаково пригоден и для обозначения познавания через посредство слуха. В способности удерживать впечатления, получаемые при посредстве зрения и слуха, существует громадная субъективная разница.

Некоторые лица помнят яснее виденное, другие же слышанное. Один узнает старого знакомого, как только его увидит, другой же не узнает лица, но вспомнит человека, услыхав его голос. Нам известны случаи, когда не видавшиеся годами люди узнавали друг друга по телефону. Раз как-то писано было в газетах о каком-то сыщике, который не в состоянии был узнать известного преступника – столь искусно тот переодевался, но как только последний заговорил, он узнал и арестовал его лишь потому, что 10 или более лет тому назад однажды слышал его голос. Нам известны мужчины и женщины, узнававшие по голосу своих бывших школьных товарищей, с которыми не встречались с детства, хотя эти детские голоса и заменились уже более зрелыми звуками.

(далее…)

Это может быть вам интересно

9 упражнений для восприятия зрительных впечатлений и улучшения памяти

9 упражнений для восприятия зрительных впечатлений и улучшения памяти

1 упражнение

Одно из наиболее простых, но лучших упражнений для развития наблюдательности состоит в умении «видеть» точно самые обыденные вещи. Может быть, это и покажется легким, но попробуйте – и вы убедитесь в обратном.

Поставьте перед собою какую-нибудь самую обыкновенную вещь (лучше яркого цвета, ввиду того что так легче запомнить). Положим, что это будет книга, яблоко или чернильница. Смотрите спокойно на этот предмет в продолжение некоторого времени, но внимательно и разумно, стараясь запечатлеть его в своей памяти. Затем закройте глаза и попытайтесь припомнить эту вещь с наивозможной точностью. Постарайтесь припомнить ее размер, подробности и запечатлейте все это в уме. Затем откройте глаза, взгляните на вещь еще раз и посмотрите, чего еще не хватает вашему умственному образу. Внимательно отметьте эти упущенные подробности, потом снова закройте глаза и постарайтесь усовершенствовать запомненное изображение; снова смотрите на вещь и продолжайте таким образом до тех пор, пока вам не удастся составить вполне ясный умственный образ данной вещи во всех подробностях. Небольшая практика даст вам удивительный навык в подобных упражнениях; она вознаградит вас вполне за труд и подготовит к дальнейшей работе.

2 упражнение

Овладев вполне первым упражнением, возьмите один из изученных вами предметов и, получив точное умственное изображение его, постарайтесь нарисовать его форму и детали. Не страшитесь того, что вы не художник. Мы и не хотим пытаться сделать из вас художника, но хотим развить только вашу наблюдательность и способность запоминать виденное вами. Для первого раза задайте себе что-нибудь легкое, и вы вряд ли разочаруетесь. Успешность ваших рисунков будет зависеть не от художественного дарования, а от подробностей, которые вы запомнили и занесли на бумагу. Изумительно, как эти 2 упражнения развивают наблюдательность и способность запоминания. Через короткое время вы будете способны взглянуть на вещь только раз, а затем сделать ее набросок со всеми главными деталями.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Развитие памяти через зрительные впечатления

Справедливо и совершенно правильно говорят, что «глаза – окна души», потому как через эти окна разум получает наибольшее число впечатлений. Вы без труда убедитесь, что вопрос об уходе за памятью ближе всего примыкает к приучению разума правильно воспринимать впечатления, полученные при посредстве глаз, нежели при посредстве каких-либо других органов чувств.

Нам нет надобности доказывать нашим читателям первостепенную важность упражнения глаза в получении правильных, ясных и точных впечатлений. Такое упражнение и соответственное развитие дадут прекрасные результаты во всяком деле, во всякой профессии или предприятии. Не только художник и ваятель нуждаются в развитом глазе, но и всякий ремесленник, деловой человек или занимающийся вольной профессией, не развив его, ежедневно страдает от такой небрежности.

Художник не в состоянии творить, не умея правильно наблюдать; писатель не сможет обрисовать наружность героев, характеры и сцены, не обладая острой наблюдательностью; не нужно напоминать ремесленнику о необходимости хорошо видеть предмет. Нет такого занятия, которое не усовершенствовалось бы при развитой способности наблюдения.

(далее…)

Это может быть вам интересно

У животных и неразвитых людей - плохая память

У животных и неразвитых людей – плохая память

Предсознательная способность нашего разума принимает каждое впечатление и складывает его в свою огромную кладовую. Но получаемые впечатления по существу очень различны. Некоторые очень ясны и сильны; другие несколько слабее; третьи совсем неясны и поверхностны. Сила впечатления зависит от интереса, с которым к нему относится наш разум в момент его восприятия, и от количества волевого внимания, сосредоточенного на нем. Предмет интересный или же тот, к которому отнеслись со вниманием, оставляет более резкое впечатление, нежели предмет, мало или даже совсем не возбуждающий интереса; и впечатление это при надобности воспроизводится гораздо скорее.

Внимание определяет размер, интерес же – окраску

Сравнивая предсознание с кладовой, можно сказать, что внимание, с которым мы относимся к предмету, воспринимаемому нашим разумом при посредстве органов чувств, определяет размер и ценность вещи, отдаваемой на сохранение. Интерес же, пробуждающийся в момент получения впечатления, придает ему окраску.

Когда человек желает вынести наружу спрятанную в кладовой вещь, то ему гораздо легче разыскать большой предмет, чем маленький, и легче рассмотреть ярко-красный, чем бесцветный. Понятно, что хорошие вещи сложены в порядке и систематично, а прочие свалены кое-как и лежат в беспорядке. Тщательное и заботливое сохранение имущества облегчает, конечно, и розыск требуемого предмета, но все-таки размер и окраска сделают вещь саму по себе более заметной.

(далее…)

Это может быть вам интересно

В слабой памяти слабое внимание

В слабой памяти слабое внимание

Интенсивность первоначального впечатления определяет степень последующих воспоминаний или припоминаний и пропорциональна вниманию, с которым относятся к предмету, производящему впечатление,- это является психологическим законом.

Самюэль Джонсон формулирует эту проблему вполне однозначно: «Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным». Константин Дмитриевич Ушинский продолжает ту же мысль: «Внимание – это та единственная дверь нашей души, через которую все, что есть в сознании, непременно проходит». Если внимание, если сила восприятия падают, то, с одной стороны, ухудшается память, а с другой – время летит для нас быстрее, но проходит бессодержательно и неэффективно.

Испытания, оставляющие наиболее постоянные и резкие впечатления в нашем мозгу, суть именно те, на которые мы обратили наиболее сильное внимание. Однако многие авторитеты идут дальше, утверждая, что внимание – наиболее важная умственная привычка и что каждый человек имеет возможность развить известную степень гениальности, развивая силу сосредоточенного внимания, способного к неограниченному возрастанию при непрестанном упражнении.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Взаимоотношение между памятью и предсознанием

Взаимоотношение между памятью и предсознанием

Предсознательная область разума – вместилище памяти и хранилище впечатлений, получаемых от 5-ти внешних чувств.

Многочисленные примеры как доказательство тому, что ничто и никогда не забывается и что забытое всегда может припомниться при соответствующих условиях. Все наши впечатления, скрываясь и накопляясь вне нашего обыденного сознания, ждут лишь подходящего момента для своего пробуждения.

Вполне ясных представлений о природе памяти или о законах, управляющих способностью помнить и вспоминать, мы еще не имеем, хотя нам и известно нечто в отношении обширной области разума, называемой психологами предсознательным полем мышления. Прежде думали, что разум сознает все в нем происходящее, но теперь лучшие современные мыслители признают, что в процессе мышления самосознание является лишь незначительной частью. Весьма существенная роль в сфере мышления отводится также бессознательным идеям, впечатлениям, чувствам и мыслям. В настоящее время установили вполне, что всякий сознательный акт имеет за собою многое, что лежит в сфере предсознательной; иначе говоря, за каждым сознательным действием скрывается что-то другое, относящееся к предсознанию или надсознанию. Не следует путать эти понятия мистической психологии с подсознанием, которое является областью действия истинктов и роднит человека с животным. Разница между сознанием (интеллектом), подсознанием (инстинктом) и надсознанием (интуицией, наитием) уже достаточно объяснена в различной литературе.

(далее…)

Это может быть вам интересно