Проповеди и лекции в Дзэн

В монашеской жизни существует период, который полностью предназначается для умственной дисциплины и не прерывается физическим трудом, за исключением самого необходимого. Он известен как «великий сэссин» (цзянь синь; на каком историческом этапе развития дзэндо появился этот сэссин, неизвестно. В «Правилах» Хякудзе о нем не упоминается. Скорее всего он возник не в Китае, а в Японии во времена Хакуина. Поскольку существует период, называемый обычно «домашним» сезоном, монахи прекращают путешествовать и практикуют сэссин, а также усердно изучают Дзэн, но в течение недели, специально отведенной для этого, изучение носит особенно упорный характер) и длится неделю каждый месяц во время сезонов, называемых «летним домашним периодом» и «зимним домашним периодом». Летний домашний период начинается в апреле и заканчивается в августе, а зимний домашний период начинается в октябре и заканчивается в феврале. «Сэссин» означает «собирание или сосредоточение ума». Пока длится этот период, монахи не покидают дзэндо, встают раньше обычного и ложатся спать позже. В это время каждый день им читают своего рода лекции. Используются учебные пособия, самыми популярными из которых являются «Хэкиган-сю» и «Риндзай-року», считающиеся самыми глубокими книгами школы Риндзая. «Риндзай-року» – это собрание проповедей и высказываний основоположника дзэн-буддийской секты Риндзая. «Хэкиган-сю», как уже раньше упоминалось, есть собрание сотни примеров из дзэн-буддийской практики с критическими аннотациями и стихотворными комментариями. Само собой разумеется, для этой цели также используется множество других книг. Для обыкновенного читателя такие книги, как правило, совершенно непонятны. После целого ряда лекций он также остается в неведении, понимая, что еще не достиг глубокого понимания истин Дзэна.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Практика медитации, или как управлять скрытыми и тонкими процессами

Тантрические и йогические основы

Современные требования к внешней и внутренней сторонам жизни нашей личности настолько велики, что у нас порой даже не хватает времени, чтобы допустить само существование тонкой стороны нашей природы. И уж если мы утратили контакт с тонким умом, то едва ли сможем понять законы, управляющие скрытыми и тонкими процессами в нас самих. Принципы Тантры, Йоги, свародая-шастры и других традиционных духовных дисциплин имеют дело почти исключительно с тонким уровнем.

Цветовая медитация

Считают, что цветовая медитация (варна-дхъяна) помогает установить внутреннее спокойствие и понимание тонких влияний жизненных энергий человеческого тела.

Метод цветовой медитации прост. Надо сесть в удобную позу. Обычно рекомендуется падмасана или сукхасана, но возможна любая. Затем возьмите большой кусок материи или бумаги необходимого цвета. Сконцентрируйте взгляд на цветной материи или бумаге и представьте этот цвет частью себя. Пусть ваше тело вбирает в себя этот цвет. Когда вы почувствуете, что полностью покрылись этим цветом, закройте глаза и наблюдайте за цветом внутри себя. Если вам свободно удалось наблюдать этот цвет с закрытыми глазами, значит цветовая медитация удалась и вы почувствуете ее пользу физически и морально. Важно помнить, что цветовая медитация направлена на эмоции и поэтому необходимо разбираться в значении разных цветов.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Зависимости: почему человек страдает от зависимости и как исцелиться

[Духовность] Зависимости: почему человек страдает от зависимости и как исцелиться

Эта статья посвящается миллионам, а может быть, и миллиардам людей, страдающих от всевозможных видов зависимости: алкогольной, наркотической, пищевой, сексуальной и т.д. По сути дела, каждое живое существо страдает от сильнейшей зависимости того или иного рода, и, пока мы не достигнем освобождения, мы будем оставаться «наркоманами».

Читать далее

Медитация - эффективный метод исцеления серьезных заболеваний

Медитация – эффективный метод исцеления серьезных заболеваний

Медитация предполагает как физическое, так и ментальное расслабление, которое отчасти известно каждому из нас по опыту сна. Кто серьезно практиковал медитацию, тот знает, что она способна не только избавить человека от болезни, но и наделить превосходным здоровьем.

Однако, прежде, чем мы приступим к обсуждению данной темы, необходимо понять, что нет принципиальной разницы между телом и умом: физический недуг вносит беспокойство в ум, а беспокойный ум вносит напряженность в тело человека. Эта органичная связь между телом и умом была осознана сравнительно недавно, а между тем ум/тело представляют единый комплекс. Недаром физическое расслабление приводит к расслаблению умственному и наоборот – умственное расслабление расслабляет и физическое тело. Читатель должен уяснить эту неразрывную взаимосвязь и помнить, что когда мы говорим о каком-либо заболевании, то имеем в виду как болезнь тела, так и болезнь ума.

Медитация вентилирует и просветляет все существо человека, так как представляет более эффективный метод исцеления, чем снабжение организма лекарствами, которые могут выгнать болезнь из определенного органа, но вызвать болезнь, порой более тяжелую, в другом органе или частях тела. Тому есть много примеров. Медитация устраняет страдание и позволяет пациенту сохранить больше сил для противостояния и устранения недуга из всего комплекса ум/тело. Медитация способна помочь каждому овладеть искусством устранения недуга, но вначале необходимо знать, как медитировать и контролировать энергии, управляющие телом и умом. Кто понимает механизм внутренних процессов, происходящих в уме и теле, тот сможет непосредственно направлять свои усилия туда, где они особенно необходимы, чтобы внутренние энергии приливали к больному органу, исцеляя его.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Униженность, нищета и внутренняя святость - главные идеалы Дзэна

Униженность, нищета и внутренняя святость – главные идеалы Дзэна

Дзэнские монахи, всесторонне развивая свои способности, не получают никакого книжного, то есть формального, образования, которое, как правило, осуществляется посредством абстрактного метода обучения: их дисциплина и знание носят практический и эффективный характер. Основной принцип жизни в дзэндо это «учение в работе». Они презирают так называемое «мягкое» обучение, которое походит на легкую пищу поправляющегося больного. Когда львица производит на свет своих детенышей, то, как многие говорят, через три дня она бросает их в глубокую пропасть и смотрит, сумеют ли они взобраться обратно к ней. Те, что не выдерживают этого испытания, считаются недостойными ее рода. Нечто подобное имеет в виду учитель Дзэна, который обращается с монахами внешне весьма грубо. У монахов нет ни хорошей одежды, ни достаточного количества пищи, которой бы они могли насладиться, нет времени выспаться, и, кроме всего прочего, они должны много работать – и физически, и духовно. Внешняя нищета и внутренние идеалы, при условии гармоничной и безукоризненной работы, приводят, в конечном итоге, к выработке прекрасных характеров, способных к высоким достижением в Дзэне, а также в делах повседневной жизни. Эта уникальная система обучения, которая до сих пор применяется в каждом дзэндо, не очень хорошо известна светскому обществу в нашей стране. Кроме того, беспощадный бич современного коммерческого предпринимательства не оставляет незатронутым ни одного уголка. Скоро может настать время, когда уединенный остров Дзэна окажется погребенным, как и все остальное, в пучине волн грубого материализма. Сами монахи уже перестают понимать великие идеи древних и современных учителей. Хотя некоторые стороны обучения в монастырях и могут быть пересмотрены, их высоко религиозное и благоговейное чувство должно сохраниться во имя сохранения жизни Дзэна.

Теоретически философия Дзэна идет за пределы всякого умозрительного понимания и не связана с законами антитезы. Но сказать так означает поставить Дзэн на очень скользкую почву, идя по которой многие рискуют упасть.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Подлинность: как быть

[Тантра] Подлинность: как быть

Вы сказали, что современный человек перестал быть подлинным в выражении гнева, насилия, секса. Вы сказали, что в Индии студенты и младшее поколение более сдержаны в своих эмоциональных выражениях, чем молодежь Запада. Означает ли это, что западная молодежь становится более подлинной в проявлении своих чувств. Является ли свободное проявление секса или гнева шагом вперед по направлению к подлинности выражения своих чувств?

Читать далее

Как достичь освобождения от цикла перерождений?

Ида (левый канал) подобна священной реке Ганге, пингала (правый канал) – священной реке Ямуне (Джамне), а сушумна (центральный канал) подземной реке Сарасвати. Тело, сквозь которое струятся 3 этих потока, подобно Праяге (современному Аллахабаду), царю всех святых мест. Как паломник, совершающий омовение в месте слияния трех святых рек, очищается от всех грехов, так и йогин, способный контролировать потоки тонкой энергии в этих трех каналах, достигает освобождения от цикла перерождений и достигает состояния мукти.

Сядьте в падмасану и выполняйте практику контроля дыхания, известную как пранаяма, а также занимайтесь очищением как физического, так и тонкого тела.

Вот 3 ступени пранаямы:

  1. Закрыв правую ноздрю глубоко вдохните через левую. Это действие называется пурака (вдох);
  2. Удерживайте вдохнутый воздух столь долго, сколько сможете, не ощущая дискомфорта. Это кумбхака (задержка);
  3. Медленно выдохните через правую ноздрю. Это известно как речака (выдох).

(далее…)

Это может быть вам интересно

Размышления о еде в Дзэн

Размышления о еде в Дзэн

Поскольку в обыденном этикете монахов есть нечто, свойственное Дзэну, здесь будет дано описание некоторых его особенностей.

Когда наступает время, отведенное принятию пищи, звучит гонг, и монахи выходят по очереди из зала для медитации и направляются со своей собственной посудой в столовую. Там их ожидают пустые низкие столики. Когда руководитель позвонит в колокольчик, все садятся. Расставляются тарелки, которые, между прочим, сделаны из дерева или бумаги и хорошо отполированы. Набор состоит из четырех или пяти тарелок, одна в другой. Пока расставляются тарелки и монахи-официанты разносят суп и рис, читается Праджняпарамита-хридая-сутра.

Следует отметить, что после чтения Хридая-сутры произносятся следующие имена будд и других учителей:
1. Вайрочана-будда в своем безупречном существе закона;
2. Вайрочана-будда в своем совершенном существе блаженства;
3. Шакьямуни-будда в своих бесчисленных проявлениях существа преобразования;
4. Майтрея-будда, который должен явиться в будущем;
5. Все будды прошлого, настоящего и будущего в десяти частях света;
6. Великий Бодхисаттва Манджушри;
7. Великий идеал нравственности Бодхисаттва Шаманабхадра;
8. Великий сострадательный Бодхисаттва Авалокитешвара;
9. Все почтенные Бодхисаттвы Махасаттвы;
10. Махапраджаняпарамита

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна дзэнская притча: Как нужно побеждать?

[Притча] Как нужно побеждать?

Немецкий профессор Герригель учился в Японии стрельбе из лука. Он был лучшим лучником в своей стране. Но в Японии стрельба из лука – это не просто спорт, это – искусство, это – медитация.

Иностранец был растерян, поскольку в его представлении, если вы всегда попадаете быку в глаз, вы – великий лучник. А он всегда попадал в цель.

Но его мастер говорил:
– Нет, главное неверно! Нас не интересует бычий глаз; для нас не главное попадать в цель; лучник должен сосредоточиться на себе. Ты не должен ничего делать, ты должен позволить стреле двигаться самой. Ты должен создать условия, а затем ждать и позволить этому случиться.

Для европейского ума это было совершенно непостижимо. Как это может случиться, если вы не натягиваете лук, если вы ничего не делаете? Как же это может случиться само собой? И даже если это может случиться, то как стрела попадет в цель?

(далее…)

Это может быть вам интересно