Первый аспект Нияма садханы – шаоча. Он означает чистоту или очищение. Он может быть разделен на две части: одну, относящуюся к внешней сфере, то есть внешнюю чистоту, и другую, относящуюся к умственной сфере, то есть внутреннюю чистоту.
Шаочанту двидхампроктамбахъябхъянтарантатха
Мриджалабхаямсмритамбахъямманахшудхистатхантрам.
Надлежащее использование мыла, воды и других чистящих средств для поддержания чистоты тела, одежды или окружения – это внешнее очищение. Так же очищаются и становятся пригодными для использования физические объекты, с которыми люди связаны непосредственно.
Когда люди, руководимые инстинктами, слепо направляют свой разум к объектам удовольствия, не советуясь со своей совестью, или когда разум, в конечном счете, огрубляется, будучи постоянно побуждаемым эгоистичными мотивами, независимо от того, хотят эти люди причинить другим вред или нет, их разум становится искаженным. Комплексы, из-за которых возникают такие искажения, являются грязью разума. Например, если какой-нибудь знакомый неожиданно прославился или разбогател, у многих людей возникнет зависть к нему. Люди не находят себе места, когда преуспевают другие. Они даже не задумываются о том, как много у них самих возможностей заслужить те же вещи или достичь такого же положения. И хотя этот удачливый человек не сделал им ничего дурного, люди из зависти чинят ему неприятности или плохо о нем думают.
Даже у так называемых честных людей, которые подавляют свои эгоистические интересы, разум может внезапно искажаться. Подобно тому, как одежда и дом мгновенно становятся грязными в пыльную бурю, разум становится гораздо более грязным из-за вспышки даже незначительных страстей. Следовательно, необходимо поддерживать чистоту тела, одежды и дома, но еще важнее сохранять чистоту разума. Очищение разума значительно более трудоемкая работа по сравнению с очищением тела, одежды, дома и т.д.
(далее…)
Это может быть вам интересно