Медитирующий – свидетель рождения и смерти
Бабочки любовно сопровождают
Цветочную гирлянду,
Возложенную на гроб.
Мейсецу
Для бабочек нет различия между жизнью и смертью.
«Бабочки любовно сопровождают цветочную гирлянду, возложенную на гроб».
Бабочки любовно сопровождают
Цветочную гирлянду,
Возложенную на гроб.
Мейсецу
Для бабочек нет различия между жизнью и смертью.
«Бабочки любовно сопровождают цветочную гирлянду, возложенную на гроб».
У очага –
Приветная улыбка.
Но также и прощание.
Исса
Он говорит, что начало это также конец, а встреча – также прощание. Нужно понять эту противоречивость, парадоксальную природу существования.
«Приветная улыбка. Но также и прощание».
Разговор о еде не насытит вас.
Шорох одежды не защитит от холода.
Ваш желудок чувствует миску риса.
Чтобы согреться, нужна одежда.
И все же, размышляя об этом,
Ты сетуешь, что Будду тяжело обрести.
Обрати свой ум внутрь!
Он там!
Зачем искать Его вовне?
Кандзан
Вы ищете это вовне веками, на протяжении очень многих столетий. Пора обратиться к своему внутреннему миру. Ищите это внутри. То, что вы не нашли вовне, вы наверняка обретете внутри.
Человек похож на круг без центра. Человеческая жизнь является периферийной; его жизнь протекает только в окрестностях. Вы живете снаружи, вы никогда не живете внутри. У вас это не получится, пока не будет найден центр. Вы не можете жить внутри, вы, на самом деле, не имеете ничего внутреннего. Вы не имеете центра, вы имеете только внешнюю часть. Вот почему мы продолжаем говорить о внутреннем, о том, как продвигаться внутрь, о том, как узнать себя, как проникнуть внутрь, но эти слова не имеют никакого соответствующего значения. Вы знаете значение слов, но вы не можете почувствовать, что они означают, потому что вы никогда не были внутри. Вы никогда не были внутри.
Если вы хотите знать путь
К вершине горы,
Тогда должны спросить человека,
Который взошел на нее и спустился.
Человек, который стал просветленным, достиг высочайшей вершины горы. Затем он спускается вниз и становится простым человеком. Он знает, что вершина существует. Это его собстввенное бытие.
Мои голени узки,
И все же я иду туда,
Где распускаются цветы.
Гора Йосино.
Басё
Но это только символика. Что он говорит: «Хотя мои ноги хрупки, я пойду куда угодно, во внутренний космос, где распускаются цветы. Даже если для этого нужно взобраться на гору Йосино или опуститься в глубину Тихого Океана… Если цветы распускаются там, я иду туда, не обращая внимание на свое хрупкое тело». Внутри тело не двигается. Есть лишь сознание, у которого нет ног, оно нематериально. Но если вы решаете, что достигнете точки в центре вашего существа (Долине Цветов), вы найдете прекрасные цветы, радужные цветы, аромат, которого никогда не знали ранее. Басё говорит: «Не останавливайтесь, что бы ни случилось. Поставьте все на кон и идите туда, где распускаются цветы».
Капли росы –
Как лучше смыть
Пыль мира?
Басё
Опыт истины – это просто устранение пыли, которая все время собирается на вашем сознании, подобном зеркалу.
«Капли росы – как лучше смыть пыль мира?»
Рождение искусства –
Песня тех, кто сажает рис.
Хор из ниоткуда.
Басё
Если вы погружены в безмолвие, тогда все, что происходит в этой тишине, приобретает новый цвет. Рождается искусство. «Песня тех, кто сажает рис». В этой фразе звучит музыка. Бедняки, сажающие рис для развлечения поют хором. Но безмолвный человек мгновенно придает красоту обыкновенным камням.
«Песня тех, кто сажает рис. Хор из ниоткуда».
Упавший лист,
Возвращающийся на ветку?
Бабочка.
Поэт Дзэн говорит: «Что есть эта бабочка? Наверно, это упавший лист, который возвращается к истоку». В этих словах-рисунках поэты Дзэн сказали так много.
«Упавший лист, возвращающийся на ветку? Бабочка».