День преподобного Илии Печерского

[Праздник] День преподобного Илии Печерского

Илия Печерский, или Илья Муромский, – святой Русской Православной церкви, инок Киево-Печерского монастыря, почитается в лике преподобных.

День преподобного Илии Печерского – празднуется по церковному календарю 19 декабря (1 января), а в юлианском календаре памятной датой считается 28 сентября согласно Собору преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах.

Былинный Илия Муромец или святой Илия Киево-Печерский

Существует мнение, что Илия Печерский и есть, известный по русским былинам, Илья Муромец. Прототипом этого персонажа ученые считают силача по прозванию «Чоботок», который родился в Муроме/Муровске. Силач Илия был воином во времена князя Владимира Мономаха и служил Отечеству. Всю свою жизнь Илия ходил в военные походы, а в конце жизни ушел в монастырь, принял монашеский постриг под именем Илия и затворился в Киево-Печерской лавре. Скончался он в 1188 году. В 1643 году был канонизирован и причислен к лику святых как «преподобный Илия Муромец».

(далее…)

Это может быть вам интересно

Щедрый вечер

[Праздник] Щедрый вечер

Щедрый вечер, или Шедрец, – славянский народный праздник на Руси, празднуется 31 декабря (13 января), который приходится на Большие зимние святки (Большие Велесовы святки) – один из самых любимых периодов года для славян, длящийся 12 дней – с 24 декабря по 5 января. День Коляды (25 декабря) не входил в число святочных дней. Сами Святки делились на две шестидневные части – светлую и темную, первую часть которой завершал Щедрый вечер. Празднование Щедреца идет еще с языческих времен и связан с зарождением нового Солнца после того, как власть Корочуна начинает слабеть.

В христианской Руси этот день имел название преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки).

Другие названия праздника

  • Авсень
  • Багатая куцця (белор.)
  • Богатый вечер
  • Васильева каляда
  • Васильева каша
  • Васильевская коляда
  • Жирная кутья
  • Каза (белор.)
  • Кесаретский поросенок
  • Конiкi (белор.)
  • Куготы (белор.)
  • Куцця з каўбасой (белор.)
  • Куцця святого козліка (полес.)
  • Ласточки (полес.)
  • Маланья
  • Маланья толстая
  • Меланка (укр.)
  • Меланьи-желудочницы
  • Оготуха (полес.)
  • Овсень
  • Окончание праздника Рождества (христ.)
  • Порезуха
  • Сільвестр (белор.)
  • Сировари (серб.)
  • Сочельник (словак.)
  • Щедрец
  • Щедрий Вечір (укр.)
  • Щедровки (полес.)
  • Шчодрая куцця
  • Шчодры вечар (белор.)
  • Шчодрык (белор.)
  • (далее…)

    Это может быть вам интересно

    День святого Сильвестра

    [Праздник] День святого Сильвестра

    День святого Сильвестра, или Селиверстов день – религиозный праздник. В странах с католическим устроем отмечается в самый канун Нового года 31 декабря, в православных – 2 (15) января, в частности в странах Европы. Известно, что с каждым годом праздник становится все интересней, ярче, красочнее и веселее. В этот день люди радуются, веселятся, шутят, много едят, пьют и с огромным интересом ждут наступления Нового года. Как известно, День святого Сильветра не является нерабочим днем.

    История и празднование

    Папа римский Сильвестр I родился в III веке в Риме в христианской семье. Из исторических источников известно о жизни святого проповедника очень мало. Согласно легенде, дошедшей до наших дней, известно, что в 314 году н.э. святой Сильвестр изловил древнейшего морского монстра – змея Левиафана. Считали, что библейское чудище в 1000 году сможет вырваться на свободу и уничтожить весь мир. Стараниями и отвагой Сильвестра, к всеобщей радости людей, этого не произошло. Сильвестр уничтожил змея и спас весь мир от катастрофы, тем самым не дав людей в обиду. Согласно этой легенде, воедино слились образы Сильвестра I, который убил дракона в 314 году, и Сильвестра II – мага, который боролся с кознями дьявола и был Папой Римским в 999–1003 годах.

    (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Три отрока в пещи огненной

    [Праздник] Три отрока в пещи огненной

    Три отрока в пещи огненной (VI век до н.э.) – иудейские юноши по имени Анания, Азария и Мисаил (ивр. Хананья, Азарья, Мишаэль‎), дружившие с пророком Даниилом, были брошены в огонь по приказу царя Навуходоносора II за отказ поклониться идолу, но архангел Михаил сохранил их, и они вышли оттуда невредимыми.

    В VI веке до н.э. Иерусалим был завоеван вавилонским царем Навуходоносором II. Соломонов храм был жестоко разрушен, христианская вера ассимилирована. Население Иерусалима царь взял в плен, принуждая к иноверию. В числе пленников находились четверо прекрасных юношей: Даниил, Азария, Анания и Мисаил. Им дали новые имена: Даниил стал Валтасаром, Азария – Авденаго, Анания – Седрахом, а Мисаил – Мисахом.

    Юноши строго хранили заповеди своей веры, не преклоняя колен перед языческими идолами. За отказ повиновения Навуходоносор II приказал бросить троих отроков в «огненную пещь». Архангел Михаил остудил пламя и спас верных Богу пленников. Царь, став свидетелем «чуда в пещи», сохранил им жизнь и «обратился к Богу истинному».

    На основе истории сложена поговорка: «Ввержен в пещь огненную, яко три отрока».

    (далее…)

    Это может быть вам интересно

    День памяти пророка Аггея

    [Праздник] День памяти пророка Аггея

    Аггей (ивр. Хаггай – праздничный) – в Ветхом Завете один из последних пророков. Свою проповедническую деятельность он начал в 520 году до н.э. во времена царя Дария Гистапара. Миру известны 3 самых главных пророчества Аггея, которые составляют 10-ю книгу 12-ти малых пророков (Тре-Ассар).

    Почти все речи Аггея были адресованы первосвященнику Исусу и иудейскому царю Зоровавелю, которых обвинял в бездействии. Речи его были так смелы и порой настолько дерзки, что окружающие поражались, как это простой человек, неизвестный за пределами города, берет на себя такую ответственность и угрожает таким именитым людям. Но Аггея не смущало это. По всей видимости, он был уверен, что на его стороне истина, а значит, Господь защитит его «ото всякой руки злой». Также Аггей выступает за то, чтобы был реставрирован Иерусалимский храм. Его постройка была заморожена предшественниками Дария по наветам самаритян. Пророк утверждал, что восстановить храм следует для восстановления веры.

    (далее…)

    Это может быть вам интересно

    День святых Невинных Младенцев Вифлеемских

    [Праздник] День святых Невинных Младенцев Вифлеемских

    Избиение младенцев – это история из Нового Завета, описанная в Евангелии от Матфея, предание которой имеет переносное значение чрезмерной, неоправданной жестокости по отношению к беззащитным и беспомощным.

    Убитые младенцы являются святыми мучениками в христианской церкви, а День святых Невинных Младенцев Вифлеемских отмечается по православной традиции 29 декабря (11 января), по католической – 28 декабря.

    Повествование из Евангелия

    Эпизод про избиение младенцев имеется только в Евангелии от Матфея. Согласно ему, когда родился Иисус к нему на поклон пришли волхвы. Ирод Великий, незаконный царь Иудеи, просил их рассказать о месте, где находится новорожденный Иисус, его соперник. Но они этого не сделали, так как по высшему откровению узнали про замысел Ирода. Ирод в ответ на это направил своих людей найти и избить всех младенцев мужского пола в Вифлееме и в его окрестностях, возраст которых не больше двух лет (Мф. 2:16). Однако, согласно еврейскому историку и военачальнику Иосифу Флавию, современнику Ирода, Ирод Великий умер через 34 года после смерти Антигона (после взятия Иерусалима) и 37 лет спустя после того, как стал царем по мнению римлян. Это описание историка может свидетельствовать о том, что реальная дата смерти Ирода примерно 2 год до н.э. или начало 1 года до н.э., то есть еще до момента рождения Иисуса Христа. Таким образом, историк явно что-то недоговаривает, замалчивает злодейство царя, так как ему было свойственно льстить и угождать.

    (далее…)

    Это может быть вам интересно

    День святого Стефана Первомученика

    [Праздник] День святого Стефана Первомученика

    Святой Стефан – первый христианский мученик из диаспоры евреев, проповедовавший Христианство в Иерусалиме, архидиакон и апостол от 70-ти. Он погиб за христианскую веру от камней, которыми его забили по решению Синедриона около 33—36 года. Жизнь первомученика Стефана описана в Деяниях святых апостолов.

    К моменту гибели святому Стефану было всего 30 лет. Астерия по этому поводу сказал, что это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».

    Память в Православной церкви отмечается – 27 декабря (9 января), а в западной традиции – 26 декабря.

    (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Коляда

    [Праздник] Коляда

    Коляда – рождественский сочельник у славян, праздник Рождества Христова, и Святок от Рождества до Крещения. Обязательные атрибуты праздника: веселые переодевания (укрощать себя могли масками, рогами или шкурами), колядование, колядные песни, обязательное вручение подарков колядовщикам, игры для молодежи и мистические гадания.

    Этимология

    Д. Щепкин увидел в указанном слове «колед», который значит «вокруг идущий», или «коледа» в значении «круговые яства». П. Бессонов говорил «колоду» – «зажженный пень». Н. Костомаров утверждает, что это слово происходит от существительного «коло» (колесо).

    По мнению А. Б. Страхова, не существует оснований для отнесения заимствования слова «коляда» к периоду праславянской древности. Этот термин славяне заимствовали в качестве аргонизма или профессионализма в сфере священнослужения. В глубокой древности это слово означало «подарки, подаяние, которые собираются духовенством». Однако существует мнение, прямо противоположное мнению А. Б. Страхова. Авторы академического издания «Славянские древности: Этнолингвистический словарь» (1995-2012) утверждают, что обычай осуществлять колядование имеет корни в языческой традиции.

    (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Нардуган

    [Праздник] Нардуган

    Нардуган (тюрк. «рожденный солнцем») – языческий праздник, символизирующий Солнце. В период зимнего солнцестояния с 25 декабря по 7 января у народов Приуралья и Среднего Поволжья особое время. Этот период крещеные татары называют «Нардуган» или «шайтан туе» (свадьба дьявола). У русских называют Святки. Нардуган имеет языческие корни, поклонение Солнцу или Яриле. Празднуют от начала прибавления светового дня и до Рождества Христова. Упоминание о празднике относится ко второй половине XIX века.

    (далее…)

    Это может быть вам интересно