[Притча] Изгнание
Кто-то сказал Бахауддину Накшбанди: «Изгнание ученика, должно быть, причиняет вам страдание?»
Кто-то сказал Бахауддину Накшбанди: «Изгнание ученика, должно быть, причиняет вам страдание?»
Однажды хан встретил мудрого дервиша. Хан был в хорошем настроении и разговорился со странником.
– Видишь ли, в молодости я тоже все искал истину,- доверительно поделился хан с дервишем.- Но теперь все дела и заботы, придворные с их интригами… Да и интерес к поискам куда-то подевался, хотя прекрасны они были когда-то. В чем же здесь дело?
– Смотри, хан, как великолепна вершина горы, правда?
– Да, очень красива…
– Видишь тот валун при дороге? Зайдем-ка за него и на гору полюбуемся.
– Да ты что, дервиш, в своем ли уме?! Ведь если мы за него зайдем, то никакой горы не увидим. Валун ее загородит.
– Вот и ты, хан, сам зашел туда, где не только истину не видно, но даже и желания ее искать не заметно.
Джалалиддин Руми – великий мастер Суфизма. Многие люди приходили к нему за советом и мудрым словом. Однажды к нему пришла соседская женщина с мальчиком и сказала:
– Я уже испробовала все способы, но ребенок не слушается меня. Он ест слишком много сахара. Пожалуйста, скажите вы ему, что это нехорошо. Он послушается, потому что он вас очень уважает.
Руми посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал:
– Приходите через три недели.
Дервиш постучал в дом попросить кусок хлеба.
– Это не пекарня,- сказал владелец.
– Может, тогда есть кусочек хрящика?
– Разве это похоже на мясную лавку?
– Немного муки?
– Ты слышишь мельничные жернова?
– Воды?
– Это не колодец!
Однажды султан со свитой объезжал город и вдруг заметил, что на мосту через реку сидит дервиш и любуется течением вод. Султан приказал немедленно доставить дервиша к себе. Хотелось ему отчитать этого бродягу и бездельника за то, что тот загородил собой проход. Стражники подбежали к человеку на мосту и приказали ему подойти к султану. Тот отказался. Стража схватила дервиша, но он уцепился за перила моста, с криками отпихивая стражников ногами. Наконец стража за руки и за ноги приволокла дервиша к султану.
Некий Шах однажды пришел к мудрому Бахауддину Накшбанди, «Мастеру узора», и сел, наблюдая за собранием его учеников.
Однажды один принц унаследовал трон и было решено, что пришло время коронации. Когда при дворе встал вопрос о дате коронации, вперед выступили астрологи, и сказали: «Дата должна быть назначена только после того, как гороскоп события будет составлен, иначе ваше правление может быть несчастным».
Повстречались однажды глупец и верблюд. Увидев верблюда, глупец воскликнул:
– Что за урод! Какой ты горбатый!
– Ты судишь, и тем самым создаешь мнение,- ответил верблюд.- Знаешь ли ты, что своими речами ты приписываешь ошибку Создателю? Горб – не изъян. Таким я создан по определенной причине и для некой цели. Лук не может не быть согнутым, тетива должна быть прямой. Ты просто глупец! И понимаешь не больше осла!
Как-то шли вместе и в согласии четыре человека: турок, перс, араб и грек – и где-то они раздобыли динар. Этот динар стал причиной ссоры между ними, потому что, получив его, они стали решать, как его потратить.