Одна суфийская притча: Три истины

[Притча] Три истины

Суфии известны как искатели истины, а истина есть знание объективной реальности.

Один невежественный и жадный тиран захотел однажды заполучить эту истину. Его звали Рударигх Родриго, он был великий лорд Мурсии в Испании. Он решил, что истина – это нечто такое, что можно силой выпытать у Омара аль-Алави из Тарагоны.

Омар был схвачен и приведен во дворец. Рударигх сказал:
– Я приказываю тебе немедленно изложить всю истину, которую ты знаешь, понятными мне словами, а не то придется тебе распрощаться с жизнью.
– Соблюдаешь ли ты при своем благородном дворе всеобщий обычай, согласно которому арестованный должен быть отпущен, если он говорит правду, отвечая на поставленные вопросы, и если эта правда не свидетельствует против него?- ответил Омар.
– Да, соблюдаю,- сказал вельможа.
– Я прошу всех присутствующих быть свидетелями слов нашего господина,- сказал Омар.- А теперь я скажу истину и не одну, а целых три!
– Мы должны воочию убедиться, что твои слова представляют собой действительно истину как таковую. Доказательство должно сопровождать твои слова.
– Для такого господина, как ты,- продолжал Омар,- которому мы собираемся открыть не одну, а целых три истины, мы уж постараемся дать истины, которые будут самоочевидными.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна суфийская притча: Три дервиша в поисках Истины

[Притча] Три дервиша в поисках Истины

Давным-давно жили три дервиша: Як, Ду и Си. Первый дервиш пришел с севера, второй – с запада, третий – с юга. У этих людей была общая цель: они стремились к Глубокой Истине и искали Путь. Первый, Як Баба, сидел и размышлял, пока у него не начала болеть голова. Второй, Ду Ага, стоял на голове, пока у него не отнялись ноги. Третий, Си Каландар, читал книги, пока у него не пошла из носа кровь. Наконец, они решили объединить свои усилия. Дервиши удалились в уединенное место и стали сообща выполнять свои упражнения, надеясь таким образом сконцентрировать необходимое количество усилий, чтобы вызвать появление Истины. Сорок дней и сорок ночей искатели упорно добивались своей цели, и вот на сорок первый день, словно из-под земли в вихре белого дыма перед ними возникла голова очень древнего старца.

– Это таинственный Кхидр, страх людей!- воскликнул первый дервиш.
– Да нет же, это Кутуб, столп мира,- возразил второй дервиш.
– Вы оба заблуждаетесь,- вмешался третий,- я убежден, что это никто иной, как Абдель, Измененный.
– Я ни тот, ни другой, ни третий,- могучим глухим голосом проговорил дух.- Но я тот, кого вы можете представить. Сейчас, кажется, вы стремитесь к одной цели, которую вы называете Глубокой Истиной?
– Да, о Мастер,- хором ответили дервиши.
– Приходилось ли вам слышать когда-нибудь изречение «Путей столько же, сколько человеческих сердец»?- спросила голова и, не дожидаясь ответа, продолжала,- во всяком случае, вот ваши пути: первый дервиш должен отправиться в страну глупцов; второй дервиш должен разыскать волшебное зеркало, а третий пусть обратится за помощью к Джинну Водоворота.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна суфийская притча: «не осталось времени»

[Притча] «Не осталось времени»

Байазид Бистами, суфийский мастер, написал в своей автобиографии:
«Когда я был молод, основой всех моих молитв было желание изменить мир. Я просил:
– Господи, дай мне силы, чтобы я мог изменить мир!

Мне все казалось неверным. Я был революционером, я хотел изменить лицо Земли.

Когда я повзрослел, я стал молиться так:
– Это, кажется, многовато; жизнь уходит из моих рук. Прошла половина, а я еще не изменил ни одного человека. Поэтому, позволь, о Господи, изменить мою семью!

(далее…)

Это может быть вам интересно

Истина и факт - разные вещи

[Суфизм] Истина и факт – разные вещи

Тайна жизни обладает огромным очарованием. Каждая душа стремится узнать тайну жизни; но когда кто-то хочет объяснить тайну жизни, слова пропадают, – они становятся недостаточны, неадекватны. Существует множество причин этой немоты, этого безмолвия. Первая причина заключается в том, что когда человек, видевший то, что находится по другую сторону стены, возвращается обратно, то он обнаруживает себя среди детей. Для него все вещи, которым люди придают огромную важность и значение, кажутся теперь никчемными. Для него истина и факт – это две разные вещи; для всех же истина и факт – это одно и то же.

Читать далее

Одна суфийская притча: Султан Махмуд и камень

[Притча] Султан Махмуд и камень

Однажды великий султан Махмуд был на улицах Газны – своей столицы. Он увидел бедного носильщика, изнемогающего под тяжестью огромного камня, который тащил на спине, и, сочувствуя несчастному, султан в порыве благородных чувств, воскликнул:
– Брось камень, носильщик!

Носильщик сразу же послушался.

Камень лежал там несколько лет, мешая прохожим. Наконец горожане обратились к правителю, умоляя его дать указ убрать камень с дороги. Но Махмуд, руководствуясь государственной мудростью, ответил им так: «То, что было сделано однажды по приказу, нельзя отменить равноценным приказом, ибо люди не должны думать, что королевские указы продиктованы случайной прихотью. Камень останется на прежнем месте».

Камень продолжал лежать там, где он однажды был брошен, и после смерти Махмуда из уважения к королевским указам его не убрали.

Эта история всем была хорошо известна, и каждый человек, в соответствии со своими способностями и пониманием, видел в ней одно из трех значений.

Противники монархии считали, что этот случай лишний раз доказывает, до какой глупости может дойти авторитет, пытающийся утвердить себя.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна суфийская притча: Султан и шейх

[Притча] Султан и шейх

Рассказывают, что однажды султан Египта позвал к себе ученых мужей и, как часто бывает в таких случаях, в собрании возник спор. Темой его явилась ночная поездка Мухаммеда. В предании говорится, что пророк был вознесен со своего ложа прямо в небесные сферы. Он успел увидеть рай и ад, девяносто тысяч раз беседовал с Богом, пережил еще многое другое и возвратился на землю в то время, когда его постель еще не остыла, а сосуд с водой, перевернувшийся при его восхождении, даже не успел полностью опустеть.

Некоторые считали это возможным, благодаря различным изменениям времени. Султан же утверждал, что это совершенно невозможно. Мудрецы уверяли, что для божественной силы все возможно. Но этот аргумент ничуть не удовлетворил монарха.

Известия об этом споре разошлись и дошли, наконец, до суфийского шейха Шихабеддина, который тотчас же поспешил во дворец. Султан почтительно приветствовал учителя и оказал ему должное гостеприимство.

(далее…)

Это может быть вам интересно