Бодрствование, сон, сновидения и Йога-нидра

Бодрствование, сон, сновидения и Йога-нидра

В то время, как природа сознания в состоянии бодрствования известна всем, природа сна и сновидения еще требует изучения. И все же современные исследования проливают определенный свет на природу психофизиологических функций сна, что закладывает основу для дальнейших научных изысканий и анализа Йога-нидры. Сон является естественным регулярным процессом нашей жизни, и человек нуждается в периодическом отдыхе и расслаблении ума и тела, чтобы отключить сознательную активность мысли, ощущений и движений. Иными словами, сон – это пратьяхара, то есть естественное отвлечение чувств, при которой наше сознание спонтанно отделяется от органов восприятия и действия и, следовательно, не накапливает опыта. Когда происходит отвлечение сознания от органов чувственного восприятия (гьянендрий) и от органов действия (кармендрий), автоматически исчезает контакт между внешним миром, с одной стороны, и внутренним возбуждением в чувственно-двигательной области в коре головного мозга – с другой. В этот важный момент сознание, отвлеченное от внешнего мира, направляет свою активность на поиск внутреннего источника. Исследования показали, что во время этого отвлечения сознания чувственные возможности резко сокращаются вследствие того, что сознание погружается в более глубокие уровни ума. Ум цепенеет и обволакивается сном… Согласно тантрической философии вхождение в сон есть ни что иное, как постепенное движение сознания вверх по чакрам вплоть до своего космического источника сахасрары. Так, например, ощущение запаха (обоняние) – это первое разобщение сознания с муладхарой, которая олицетворяет среди таттв землю. Запах возбуждает вкус, пробуждающий таттву воды, которая олицетворена в свадхистхане. Процесс удовлетворения вкуса указывает на огонь пищеварения, восходящий к манипуре. Прикосновение – это анахата, таттва воздуха, и, наконец, слух – это таттва эфира или вишуддха чакра.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Восемнадцатая сутра из Вигьяна-бхайрава-тантры: «Смотри на объект с любовью»

[Вигьяна-бхайрава-тантра] Восемнадцатая сутра: «Смотри на объект с любовью»

Восемнадцатая техника из ста двенадцати методов Вигьяна-бхайрава-тантры: «Гляди с любовью на какой-нибудь объект. Не переходи к другому объекту. Здесь, в середине объекта – благословение».

«Гляди с любовью на какой-нибудь объект…»

Слова с любовью являются ключом. Смотрели ли вы когда-нибудь с любовью на какой-нибудь объект? Вы можете сказать «да», потому что вы не знаете, что это значит – смотреть на объект с любовью. Вы можете смотреть на объект с вожделением, с желанием – это совсем другое. Это совершенно другое, это диаметрально противоположное. Поэтому, сначала разница; попытайтесь почувствовать разницу.

Прекрасное лицо, прекрасное тело – вы смотрите на него и вы чувствуете, что вы смотрите на него с любовью. Но почему вы смотрите на него? Вы хотите что-то получить от него? Тогда это страстное желание, а не любовь. Вы хотите использовать его? Тогда это вожделение, а не любовь. Тогда вы, на самом деле, думаете о том, как использовать это тело, как обладать им, как сделать это тело инструментом для своего счастья.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Тантра: 3 техники для проникновения во внутреннее

[Тантра] Тантра: 3 техники для проникновения во внутреннее

Человек похож на круг без центра. Человеческая жизнь является периферийной; его жизнь протекает только в окрестностях. Вы живете снаружи, вы никогда не живете внутри. У вас это не получится, пока не будет найден центр. Вы не можете жить внутри, вы, на самом деле, не имеете ничего внутреннего. Вы не имеете центра, вы имеете только внешнюю часть. Вот почему мы продолжаем говорить о внутреннем, о том, как продвигаться внутрь, о том, как узнать себя, как проникнуть внутрь, но эти слова не имеют никакого соответствующего значения. Вы знаете значение слов, но вы не можете почувствовать, что они означают, потому что вы никогда не были внутри. Вы никогда не были внутри.

Читать далее

Центрирование: пупок, третий глаз и позвоночник

Основное, что следует понять об этих трех центрах: пупок, третий глаз и позвоночник – заключается в следующем – всегда, когда вы центрированы внутри них – внутри любого из них,- в тот момент, когда вы окажетесь центрированными, вы провалитесь к пупку. Если вы центрированы в сердце, само сердце не имеет значения – значение имеет сам факт центрирования. Или если вы центрированы в третьем глазе, основным является не третий глаз; основным является то, что ваше сознание центрировано. Так что, что бы ни было точкой центрирования, раз вы центрированы – где угодно,- то вы провалитесь к пупку.

Основным экзистенциальным центром, основным жизненным центром является пупок, но ваш функциональный центр может быть расположен где угодно. Из этого центра вы опускаетесь автоматически. Об этом нет необходимости думать. И это так не только с сердечным центром и с третьим глазом. Если вы действительно центрированы в рассудке, в голове, то вы также опуститесь в пупочный центр.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Шестнадцатая сутра из Вигьяна-бхайрава-тантры: «Поглоти чувства своим сердцем»

[Вигьяна-бхайрава-тантра] Шестнадцатая сутра: «Поглоти чувства своим сердцем»

Шестнадцатая техника из ста двенадцати методов Вигьяна-бхайрава-тантры: «Благословенная, когда чувства поглощены сердцем, достигни центра лотоса».

Каждая тантрическая техника может оказаться полезной для определенного типа ума

Пятнадцатая техника – «закрывание отверстий головы» – может быть использована многими. Она очень проста и не очень опасна. Вы легко можете ее использовать и совсем необязательно закрывать отверстия руками. Какое-то закрывание необходимо, так что вы можете использовать затычки для ушей и маску для глаз. На самом деле все отверстия следует закрывать лишь на несколько мгновений, на несколько секунд. Попробуйте. Не практикуйте эту технику – может помочь только внезапное ее использование. Когда она внезапна, она помогает. Лежа в постели, закройте внезапно все отверстия головы на несколько секунд и посмотрите, что получится.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Пятнадцатая сутра из Вигьяна-бхайрава-тантры: «Закрой все отверстия головы»

[Вигьяна-бхайрава-тантра] Пятнадцатая сутра: «Закрой все отверстия головы»

Пятнадцатая техника из ста двенадцати методов Вигьяна-бхайрава-тантры: «Если закроешь руками семь отверстий головы, то пространство между глазами станет все в себя включающим».

Это одна из наиболее старых техник – одна из простейших и много используемых. Закройте все отверстия головы – глаза, уши, нос, рот. Когда все отверстия головы закрыты, ваше сознание, которое непрерывно вытекает наружу, внезапно останавливается; оно больше не может вытекать наружу.

Вы, возможно, не наблюдали, но если вы прекратите на мгновенье только дыхание, то внезапно ваш ум остановится – потому что ум движется вместе с дыханием. Это обусловленность, связанная с умом. Вы должны понять, что такое обусловленность – только тогда будет легко понять эту сутру.

(далее…)

Это может быть вам интересно

4 уровня состояния ума: мышление, созерцание, концентрация, медитация

Созерцание означает направленное мышление

Мы все думаем; это не созерцание. Это думанье является ненаправленным, нечетким, никуда не ведущим. Наше мышление, на самом деле, является не созерцанием, а тем, что Фрейд называл ассоциациями. Одна мысль ведет к другой мысли без всякого направления вами. Сама мысль по ассоциации приводит к другой мысли.

Пересекая улицу, вы видите собаку. В тот момент, когда вы видите собаку, ваш ум начинает думать о собаках. К этой мысли вас привела собака, а затем уже ум использует много ассоциаций. Когда вы были ребенком, вы боялись какой-то конкретной собаки. В ваш ум пришла собака, а затем в него пришло детство. Затем собаки забыты; тогда просто по ассоциации начинается сон наяву о вашем детстве. Затем детство продолжает соединяться с другими вещами, и вы движетесь кругами.

Когда вы находитесь в покое, попытайтесь вернуться назад от того, о чем вы сейчас думаете, к тому месту, где эта мысль возникла. Вернитесь назад, отследите все шаги. Тогда вы увидите, что первоначально была другая мысль, и она привела к этой, последней. И они логически не связаны, потому что как собака на улице может быть связана с вашим детством?

(далее…)

Это может быть вам интересно

IX сеанс, сокращенная схема

[Йога-нидра] IX сеанс, сокращенная схема

Каким образом Йога-нидра влияет на тело и ум? При помощи психофизического расслабления Йога-нидра воздействует на физический субстрат мозга, вызывая не только мышечную релаксацию и изменение кровяного давления, но и постепенное преобразование всей личности. Занимаясь Йога-нидрой, мы пытаемся превзойти скудные возможности заурядного ума и заурядного поведения, так как данная тантрическая практика постоянно стимулирует различные центры мозга, вызывая те или иные ощущения и переживания.

Читать далее

Самореализация - основная потребность человека

[Тантра] Самореализация – основная потребность человека

Прежде всего, постарайтесь понять, что подразумевает слово самореализация. Этот термин использовал А. Г. Мэслоу. Человек рождается как потенциальная возможность. Он не является реальным – он только потенциальный, возможный. Человек рождается как возможность, а не как реальность. Он может стать чем-нибудь; он может достичь реализации своих потенциальных возможностей, а может и не достичь. Возможности могут быть использованы или не использованы. А природа не принуждает вас к реализации. Вы свободны. Вы можете выбрать путь реализации; вы можете выбрать путь бездействия. Человек рождается как семя. Таким образом, никто не рождается исполненным – только с потенциальной возможностью исполнения.

Читать далее