9 упражнений для восприятия зрительных впечатлений и улучшения памяти

9 упражнений для восприятия зрительных впечатлений и улучшения памяти

1 упражнение

Одно из наиболее простых, но лучших упражнений для развития наблюдательности состоит в умении «видеть» точно самые обыденные вещи. Может быть, это и покажется легким, но попробуйте – и вы убедитесь в обратном.

Поставьте перед собою какую-нибудь самую обыкновенную вещь (лучше яркого цвета, ввиду того что так легче запомнить). Положим, что это будет книга, яблоко или чернильница. Смотрите спокойно на этот предмет в продолжение некоторого времени, но внимательно и разумно, стараясь запечатлеть его в своей памяти. Затем закройте глаза и попытайтесь припомнить эту вещь с наивозможной точностью. Постарайтесь припомнить ее размер, подробности и запечатлейте все это в уме. Затем откройте глаза, взгляните на вещь еще раз и посмотрите, чего еще не хватает вашему умственному образу. Внимательно отметьте эти упущенные подробности, потом снова закройте глаза и постарайтесь усовершенствовать запомненное изображение; снова смотрите на вещь и продолжайте таким образом до тех пор, пока вам не удастся составить вполне ясный умственный образ данной вещи во всех подробностях. Небольшая практика даст вам удивительный навык в подобных упражнениях; она вознаградит вас вполне за труд и подготовит к дальнейшей работе.

2 упражнение

Овладев вполне первым упражнением, возьмите один из изученных вами предметов и, получив точное умственное изображение его, постарайтесь нарисовать его форму и детали. Не страшитесь того, что вы не художник. Мы и не хотим пытаться сделать из вас художника, но хотим развить только вашу наблюдательность и способность запоминать виденное вами. Для первого раза задайте себе что-нибудь легкое, и вы вряд ли разочаруетесь. Успешность ваших рисунков будет зависеть не от художественного дарования, а от подробностей, которые вы запомнили и занесли на бумагу. Изумительно, как эти 2 упражнения развивают наблюдательность и способность запоминания. Через короткое время вы будете способны взглянуть на вещь только раз, а затем сделать ее набросок со всеми главными деталями.

(далее…)

Это может быть вам интересно

У животных и неразвитых людей - плохая память

У животных и неразвитых людей – плохая память

Предсознательная способность нашего разума принимает каждое впечатление и складывает его в свою огромную кладовую. Но получаемые впечатления по существу очень различны. Некоторые очень ясны и сильны; другие несколько слабее; третьи совсем неясны и поверхностны. Сила впечатления зависит от интереса, с которым к нему относится наш разум в момент его восприятия, и от количества волевого внимания, сосредоточенного на нем. Предмет интересный или же тот, к которому отнеслись со вниманием, оставляет более резкое впечатление, нежели предмет, мало или даже совсем не возбуждающий интереса; и впечатление это при надобности воспроизводится гораздо скорее.

Внимание определяет размер, интерес же – окраску

Сравнивая предсознание с кладовой, можно сказать, что внимание, с которым мы относимся к предмету, воспринимаемому нашим разумом при посредстве органов чувств, определяет размер и ценность вещи, отдаваемой на сохранение. Интерес же, пробуждающийся в момент получения впечатления, придает ему окраску.

Когда человек желает вынести наружу спрятанную в кладовой вещь, то ему гораздо легче разыскать большой предмет, чем маленький, и легче рассмотреть ярко-красный, чем бесцветный. Понятно, что хорошие вещи сложены в порядке и систематично, а прочие свалены кое-как и лежат в беспорядке. Тщательное и заботливое сохранение имущества облегчает, конечно, и розыск требуемого предмета, но все-таки размер и окраска сделают вещь саму по себе более заметной.

(далее…)

Это может быть вам интересно

В слабой памяти слабое внимание

В слабой памяти слабое внимание

Интенсивность первоначального впечатления определяет степень последующих воспоминаний или припоминаний и пропорциональна вниманию, с которым относятся к предмету, производящему впечатление,- это является психологическим законом.

Самюэль Джонсон формулирует эту проблему вполне однозначно: «Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным». Константин Дмитриевич Ушинский продолжает ту же мысль: «Внимание – это та единственная дверь нашей души, через которую все, что есть в сознании, непременно проходит». Если внимание, если сила восприятия падают, то, с одной стороны, ухудшается память, а с другой – время летит для нас быстрее, но проходит бессодержательно и неэффективно.

Испытания, оставляющие наиболее постоянные и резкие впечатления в нашем мозгу, суть именно те, на которые мы обратили наиболее сильное внимание. Однако многие авторитеты идут дальше, утверждая, что внимание – наиболее важная умственная привычка и что каждый человек имеет возможность развить известную степень гениальности, развивая силу сосредоточенного внимания, способного к неограниченному возрастанию при непрестанном упражнении.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Взаимоотношение между памятью и предсознанием

Взаимоотношение между памятью и предсознанием

Предсознательная область разума – вместилище памяти и хранилище впечатлений, получаемых от 5-ти внешних чувств.

Многочисленные примеры как доказательство тому, что ничто и никогда не забывается и что забытое всегда может припомниться при соответствующих условиях. Все наши впечатления, скрываясь и накопляясь вне нашего обыденного сознания, ждут лишь подходящего момента для своего пробуждения.

Вполне ясных представлений о природе памяти или о законах, управляющих способностью помнить и вспоминать, мы еще не имеем, хотя нам и известно нечто в отношении обширной области разума, называемой психологами предсознательным полем мышления. Прежде думали, что разум сознает все в нем происходящее, но теперь лучшие современные мыслители признают, что в процессе мышления самосознание является лишь незначительной частью. Весьма существенная роль в сфере мышления отводится также бессознательным идеям, впечатлениям, чувствам и мыслям. В настоящее время установили вполне, что всякий сознательный акт имеет за собою многое, что лежит в сфере предсознательной; иначе говоря, за каждым сознательным действием скрывается что-то другое, относящееся к предсознанию или надсознанию. Не следует путать эти понятия мистической психологии с подсознанием, которое является областью действия истинктов и роднит человека с животным. Разница между сознанием (интеллектом), подсознанием (инстинктом) и надсознанием (интуицией, наитием) уже достаточно объяснена в различной литературе.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Память: что мы знаем

[Йога] Память: что мы знаем

Память – самый высший и самый ценный дар разума, его самый острый инструмент, а мы ее совсем не ценим и не бережем. Хуже того, иные и рады бы вести себя по-другому, да не знают, как подступиться, ибо руководство взять негде.

Читать далее