Басти, возможно, можно назвать самой сильной из всех процедур панчакармы. Ее хвалят в один голос все аюрведические научные трактаты, включая «Чараку». Считается, что вамана, виречана и насья, вместе взятые, составляют половину пользы панчакармы. Другая половина – это басти, или лечебная клизма. Буквальное значение слова «басти» – «пузырь». Процедура имеет такое название, вероятно, потому, что в старые времена в качестве емкостей для клизмения использовали полые органы (пузыри) животных или сумки из кожи. Другое значение слова – «оставаться на месте». В этом смысле процедуру можно понимать как имеющую отношение к тому, что сохраняется или удерживается внутри. Суть басти (клизмы) состоит во введении лекарственных веществ в толстый кишечник через прямую кишку. Хотя данная процедура непосредственно воздействует на толстый кишечник, ее нельзя считать лишь «местным» лечением. Толстый кишечник редко подвергается лечению для его собственной выгоды. Скорее, басти применяется в силу жизненной связи толстого кишечника с другими органами и тканями. Следовательно, оказывает сильное влияние на состояние
всего тела, на все доши и дхату.
В «Чараке» строение организма сравнивается с большим деревом. На дереве есть цветы, плоды, ветви, ствол и корни. От корней зависит питание всех остальных частей. Через корни в тело дерева поступают вода и питательные вещества (минеральные соли), которые затем циркулируют по всем органам дерева и преобразуются в материю ствола, ветвей и т.д. Поэтому корни можно считать главным органом, поддерживающим жизнь дерева. Аналогично древесным корням толстая кишка поддерживает жизнь организма человека.
Роль толстого кишечника в жизнеподдержании складывается из 3-х факторов:
- он является главным органом всасывания питательных веществ при пищеварении прапака;
- это место сосредоточения ваты – движителя 2-х других дош, и, следовательно, всей физиологической активности;
- он является «первичным получателем» всех отходов.
Басти балансирует и питает вата-дошу. Если вата работает нормально, она способствует выходу токсинов из дхату и их удалению. Вата играет ключевую роль в развитии болезней, так как она переносит аму из мест ее образования к глубоким органам и тканям. Устраняя дисфункцию ваты, мы приобретаем контроль над болезнетворным процессом до того, как он перейдет в фазу распространения (прасара) – 3-ю фазу болезни. Басти похожа на процедуру клизмения. Вместе с тем есть существенные, кардинальные отличия басти от обычной клизмы, или промывания ободочной кишки, по способу проведения, цели и эффектам процедуры. Обычная клизма способствует дефекации и лечит большей частью локальные симптомы запора. Она вымывает кал, который накапливается в прямой и сигмовидной кишках (то есть затрагивает последние 25-30 см толстого кишечника). Промывание толстого кишечника использует большие объемы клизменной жидкости, вычищает фекалии по всей его длине и имеет вид многократного промывания водой. В последние годы люди, практикующие промывание, стали экспериментировать с добавлением в воду разных
веществ.
С точки зрения Аюрведы увеличенное внимание к толстому кишечнику как к главному пути удаления отходов вполне оправдано, однако многократное промывание водой, равно как и введение в нее кислорода, может привести к ослаблению и иссушению слизистой, еще сильнее нарушая нормальную деятельность вата-доши. При проведении промывания и клизм не принимается в расчет питательная способность толстого кишечника. Тем временем, если басти используется как часть панчакармы, она чистит не только толстый кишечник, но и все тело. Обеспечение нормальной деятельности толстого кишечника, помимо избавления от фекалий, предполагает много других аспектов. Вата, склонная к легкому возбуждению и иссушению, должна успокаиваться и подпитываться. Поистине, через толстую кишку можно питать весь организм. Успокаивающие и питательные свойства процедуры басти полностью соответствуют данным потребностям.
При басти в нижний отдел кишечника вводятся маслянистые лекарственные субстанции, которые удерживаются там и впитываются в тело. Толстая кишка лечится на всем своем протяжении от илеоцекального сфинктера до ануса. При этом удаляются не только накопленные фекальные массы, но также ама и токсины, подтянувшиеся из дхату. Кроме избавления от токсинов, басти приносит восстановление всех функций толстого кишечника, а также питание и восстановление всем органам тела.
Техника выполнения
Показания для басти
Варианты басти
Варианты басти, используемые при проведении панчакармы
Подготовка к проведению басти
Проведение басти
Схемы лечения
Показания для басти
Басти является наиболее эффективным способом лечения заболеваний, происходящих от дисфункции ваты. К этому кругу проблем относятся запор, поясничные боли, ишиас, ревматизм, подагра, артрит и различные нервно-мышечные заболевания (геми- и параплегии, то есть параличи; полиомиелит, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, множественный склероз, а также дистрофия и атрофия нервов и мышц). Басти помогает при эпилепсии, умственной отсталости и нарушениях деятельности чувственного аппарата.
Второе место пребывания ваты и «подведомственный» ей орган – это кости. Поэтому басти очень благотворно сказывается на заболеваниях астхи-дхату (костной ткани), например, при остеопорозе. Басти приносит огромную пользу многим пациентам, которые не могут получать ваману и виречану. Басти противопоказана младенцам, а также лицам, страдающим диареей, ректальным кровотечением, язвенным колитом, дивертикулитом, раком прямой или толстой кишки, полипами, высокой лихорадкой и некоторыми типами диабета.
В эффективности басти я убедился на опыте в первые месяцы медицинской практики. Ко мне явился человек с сильной икотой. Она продолжалась почти все сутки, независимо от того, в какой позе он находился. Пациент и его семья перепробовали все возможные средства без какого-либо положительного результата. Человек отчаялся, не мог спать и есть твердую пищу. Выяснилось, что, помимо икоты, он страдает от хронического колита и повышенной кислотности.
Свое лечение больной начал с гомеопатии. Икота не прекратилась. Больной обратился к западной медицине, конкретно – к гастроэнтерологу. Обследование показало наличие незначительного гастрита и гастродуоденита. Было назначено медикаментозное лечение этих заболеваний, от которого икота не уменьшилась. В конце концов пациент пошел к натуропатам. В течение двух суток ему ставили припарки, давали рвотные и делали клизмы с кофе, но состояние не улучшилось. В отчаянии семья пациента решилась положить его в далекий бомбейский госпиталь, но там не оказалось мест. Случайно зять пациента услышал о моем существовании и пригласил меня приехать. Честно говоря, мной овладела робость. Много докторов безуспешно пытались помочь человеку. И кто я такой? Молодой человек в начале своей медицинской практики. Однако я оценил брошенный мне вызов и решил испытать силу древнего знания. Во время осмотра я узнал, что больной 6 дней не опорожнял кишечник. Родственники считали, что это – результат отсутствия твердой пищи в его рационе. Я подтвердил для себя наличие всех дисфункций, установленных другими докторами, но также почувствовал, что они проглядели какой-то важный момент. Я задумался и понял, что ответ надо искать в «Чараке», точнее – в описаниях ваты и ее субдош. Вата подразделяется на 5 вайю (субдош). Каждая из субдош управляет в теле одним из направлений движения. Апана-вайю движется сверху вниз, отвечая за удаление мочи и каловых масс. Она явно «сбоила», так как дефекации не было в течение длительного времени. Я понял, что вместо того, чтобы двигаться вниз, она могла двигаться вверх, и это отклонение от естественного движения вмешивалось в деятельность другой субдоши – удана-вайю. От этого возникал кризис взаимодействия, который мог быть причиной икоты.
Я знал, что при всех дисфункциях ваты рекомендуют басти. Я объяснил пациенту, что требовалось сделать, но он не верил в то, что «клизма» может принести облегчение. К счастью, его теща была знакома с Аюрведой и уговорила зятя попробовать. «В конце концов, если это поможет, нам не придется ехать 600 миль до Бомбея».
Я начал с очистительной водной нируха-басти. Через 3 часа я выполнил пациенту питательную масляную анувасан-басти. Еще через 3 часа – вторую нируха-басти. На следующий день я, к огорчению, узнал, что состояние пациента не изменилось. Семья была разочарована тем, что ничего не произошло. Но я почему-то был уверен в правильности выбранного пути. Благодаря этому, мне позволили продолжить лечение. Я произвел анувасан-басти, затем – через 3 часа – нируха-басти и после ушел домой. Когда я вернулся вечером, чтобы поставить еще одну анувасан-басти, пациент встретил меня на пороге. Он был счастлив. «Вы – великий доктор! – сказал он. – После вашего ухода я пошел в туалет. Вышли фекалии, твердые как камень. К моему удивлению, после этого
стула икота прекратилась. Спасибо!» Я был счастлив и немного удивлен успехом такого простого лечения.
Вернувшись домой, я стал раздумывать над тем, как здорово все-таки, что человек получил такие замечательные результаты за считанные часы, с помощью простого лечения. Все предыдущие методы фокусировались на воспалении верхних отделов пищеварительного тракта. Они не принимали в расчет возможность того, что отходы и токсины, пребывая в организме пациента, нарушали нормальную деятельность ваты (нормальное движение).
Я не лечил гастрит или икоту. Я воздействовал на апана-вайю, восстанавливая ее способность к правильному движению сверху вниз, а значит, нормальную перистальтику кишечника. Это уменьшило вздутие живота и количество газов, а также удалило малы, накопившиеся в толстом кишечнике. Как только апана-вайю начала течь в правильном направлении и кишечник освободился от части токсинов, остальные субдоши тоже стали работать правильно. Икота прошла, как только была устранена гиперактивность удана-вайю.
Другой пример эффективности басти – пример мужчины, который на момент обращения страдал последствиями инсульта 6-месячной давности. Левая сторона его тела была полностью парализована. В диагнозе звучала «вялая сгибательная гемиплегия». Его семье было сказано, что кроме как поддерживать жизнь этого пациента, ничего другого не остается. Доктора назначили ему физиотерапию, но сомневались в ее эффективности. Действительно, 6 месяцев физиотерапевтического лечения не принесли никаких улучшений. Его привезли ко мне на кресле-коляске, и он не мог даже приподняться на руках. Согласно текстам Аюрведы, такие состояния ясно приписываются блокировкам в течении ваты. Я разработал для этого пациента специальную программу, включавшую снехану, пинда-сведану, насья и специальную разновидность басти, предназначенную для восстановления мамса-дхату и нервно-мышечных функций. За 2 года лечения пациент почти полностью восстановил подвижность своего тела и координацию движений. Правда, ему приходится концентрироваться на движениях при быстрой ходьбе и вставании. Он живет полноценной жизнью.
По причине неполноценного питания и физических нагрузок многие пациенты в Индии страдают от спондилеза – воспаления шейных и поясничных позвонков, а также от дисковых грыж. Даже после хирургического вмешательства многие люди с этой патологией продолжают испытывать хроническую боль и становятся инвалидами. Наряду с этим я не разубеждался, что панчакарма с акцентом на басти быстро избавляет таких пациентов от боли и мышечных спазмов или хотя бы уменьшает их. В большинстве случаев подвижность позвоночника восстанавливается. Должен отметить, что я пока не знаю, до какой степени могут быть восстановлены разрушенные дегенеративным процессом диски. Чтобы установить это, потребуются годы исследований.
Басти успешно лечит ишиас и люмбаго. Пациенты не только освобождаются от боли и возвращаются к работе, но также избавляются от необходимости хирургического вмешательства. Болезни позвоночника возникают в результате повреждения астхи- либо маджа-дхату. Воспаления позвоночника, обычные при заболеваниях костей и костного мозга, являются результатом накопления амы, которая серьезно блокирует работу ваты в этой области.
Поскольку вата управляет костями и костным мозгом, басти и особенно – масляная басти являются существенной частью лекарственных программ. Тяжелая, маслянистая природа лекарственных веществ, используемых при таких басти, хорошо противостоит легкой, подвижной природе возбужденной ваты. Эти пациенты нуждаются в тщательном внутреннем и внешнем промасливании. Такое промасливание удаляет аму из позвоночника, корректирует дисфункцию ваты, устраняет боль и восстанавливает подвижность. Я получал замечательные результаты, используя масляную басти при полиомиелите и мышечной дистрофии.
Варианты басти
Басти используется для многих нужд, поэтому конкретный вариант басти подбирается в соответствии с целью лечения. Один тип басти удаляет аму, которая скапливается в толстом кишечнике после подготовительных процедур. Другой вариант басти нормализует деятельность ваты.
По причине своей разносторонности, басти, безусловно, является самой важной процедурой панчакармы. Вамана и виречана также очищают организм от токсинов, но, кроме этого, басти выполняет 2 другие функции:
- Успокаивающая басти успокаивает доши, уменьшает симптомы и улучшает состояние пациента.
- Питательная басти питает и восстанавливает дхату, усиливает их деятельность и укрепляет иммунитет.
Несмотря на то что во всех основных аюрведических текстах басти отводится первое место среди процедур панчакармы, существует несколько систем ее классификации. Наиболее емкой является классификация по месту применения. Другая классифицирует басти по назначению. Третья – по частоте и длительности. Давайте обсудим эти системы.
Классификация басти по месту применения
Это основная классификация басти. Она учитывает место применения и органы, на которые басти воздействует. Различают 4 вида басти:
- Паквашайя-гата-басти – лекарственные вещества вводятся в толстый кишечник через анус и прямую кишку.
- Уттара-басти – лекарственные вещества вводятся в матку через влагалище и шейку матки для питания матки.
- Мутрашайя-гата-басти – лекарственные вещества вводятся в пенис и уретру для лечения мужской мочеполовой системы.
- Врана-гата-басти – очищающие и лекарственные вещества, используемые для орошения и исцеления ран и абсцессов.
В аюрведических текстах упоминается еще один, последний, тип басти для питания и успокоения, которые не вводятся внутрь организма, а применяются наружно на отграниченном участке поверхности тела – например, на пояснице или на глазах. Несмотря на то что эта басти применяется наружно, она сохраняет свое название, так как лекарственное вещество удерживается на поверхности кожи в течение некоторого времени.
По месту применения различают 4 вида наружных басти:
- Нетра-басти (нетра-тарпана) – это аппликация лекарственного гхи к глазам. Гхи удерживается «дамбочкой», построенной вокруг глазниц из теста, замешенного на основе муки из черного грэма. Нетра-басти высокопитательна для глаз. Она устраняет напряжение и улучшает зрение.
- «Катти-басти» означает «удерживаемый на пояснице». При этом варианте процедуры лекарственные масла наливают в кольцо из теста, которое закрепляется на пояснично-крестцовой области. Катти-басти приносит особую пользу при мышечных спазмах и ригидности в нижнем отделе позвоночника. Она также способствует укреплению костной ткани.
- «Уро-басти» означает «удерживаемый на груди, в области сердца». При уро-басти также формируют кольцо из теста, куда потом наливают лекарственное масло, только закрепляют это кольцо в области сердца. Эта процедура уменьшает боли за грудиной и укрепляет сердечную мышцу.
- Широ-басти – это вариант басти, который применяется к голове. В этой процедуре используют специальный кожаный контейнер, напоминающий головной убор (феску с открытой верхней частью). Широ-басти улучшает деятельность прана-вайю и оживляет чувства. Она также стимулирует выделение капхистого секрета в области придаточных пазух, что способствует облегчению спазма сосудов головного мозга. Широ-басти приносит немалую пользу при головных болях сосудистого происхождения, при шизофрении, маниакально-депрессивном психозе и синдроме навязчивых состояний, при потере памяти, дезориентации, глаукоме, а также при головных болях, связанных с воспалительными процессами в пазухах.
Классификация басти по функциям
Используя разработанную и описанную Чаракой во всех подробностях терапию басти, хорошо подготовленный аюрведический врач может адаптировать его рекомендации к нуждам конкретного пациента.
Продолжая дело Чараки, 2 других классика Аюрведы: Сушрута и Вагабхата выделили 9 типов басти, основываясь на вызываемых эффектах. У каждого типа есть свои показания, противопоказания и варианты. Приводим их краткое описание.
- Шодхана-басти очищает организм от шлаков и токсинов. Она существует в 2-х вариантах – мягком, поверхностного действия, и усиленном, достигающем глубоких дхату. Хорошим примером этой басти является нируха-басти.
- Утклешана-басти способствует продукции секретов в толстом кишечнике, помогая тем самым разжижению амы и мал и облегчая их изгнание. Аналогично обычной клизме эта басти усиливает перистальтику и обеспечивает быстрое удаление фекалий.
- Шамана-басти обладает успокаивающим действием. Она восстанавливает нормальную деятельность дош, облегчает симптоматику и улучшает общее состояние пациента. При некоторых заболеваниях избавление от симптомов является первой целью, например, при геморрое (кровотечении из прямой кишки) и дизентерии. Для этого используются басти с вяжущими травами, например пичха. Они вызывают сужение шрот (капилляров). Перистальтика уменьшается, кровотечение прекращается. Симптомы уходят.
- Лекхана-басти («сильная и проникающая») напоминает шодхана-басти, с той разницей, что она мощнее по своим эффектам и, как правило, больше по объему. Она особенно полезна при болезнях капхи и меда-дхату, когда требуется удалить избыток жира (например, при ожирении и атеросклерозе).
- Брухан-басти используется для питания. В этой процедуре применяют высокопитательные вещества, которые балансируют и укрепляют дхату, улучшают их метаболизм и повышают устойчивость организма к инфекционным заболеваниям. Хорошим примером брухан-басти является анувасан-басти. В другом варианте басти используют отвар трав, приготовленный на свежем цельном молоке. Это кшир-басти. Она бывает очень действенной для восстановления дхату. Кшир-басти особенно показана для увеличения тонуса мышц (мамсы), борьбы с атрофией и истощением. Существуют варианты брухан-басти с использованием меда, гхи, мясного сока, костного мозга и трав. Все они отличаются высокой питательной ценностью.
- Снехана-басти напоминает анувасан. Она также готовится на основе маслянистых субстанций, но больше по объему. Благодаря своему размеру она лучше смазывает как толстый кишечник, так и организм в целом. Снехана-басти успокаивает вату и особенно полезна при сухих, потрескивающих суставах, чрезмерной сухости кожи и истощении.
- Расаяна-басти оказывает омолаживающее действие. Ее компоненты направлены на восстановление дхату и улучшение деятельности – конкретных дхату или организма в целом. Басти, содержащие комбинацию ашваганды и шатавари, усиливают астхи-дхату и благоприятно действуют при остеопорозе.
- Ваджикарана-басти используется в лечении бесплодия. Она увеличивает мужскую силу и способность к оплодотворению, а также наполняет организм жизненной энергией. Например, дживанеям-басти увеличивает оплодотворяющую способность, улучшая функции шукра-дхату (репродуктивной ткани).
- Матра-басти можно проводить в любое время суток. Она особенно полезна для успокоения ваты, возбужденной в результате путешествия, физической нагрузки или стресса. Это малая басти – около мл. Ее можно выполнить без посторонней помощи.
Классификация басти по частоте и длительности
В своем труде Чарака приводит еще одну классификацию, основанную на частоте сеансов и курсовой длительности. Эта классификация разделяет басти на 3 типа: карма-басти, кала-басти и йога-басти. Они помогают при серьезных состояниях, связанных с нарушением функции ваты, и являются различными вариантами чередования питательных и очищающих басти на протяжении определенного количества дней. В конце каждой из таких последовательностей выполняются несколько питательных басти.
- Карма-басти длится один месяц и предназначена для людей вата-конституции, страдающих болезнями вата-типа.
- Кала-басти длится 15 дней и используется для людей питта-конституции, страдающих болезнями вата-типа. Она начинается с анувасан-басти, которая чередуется с нируха-басти в течение 10-12дней. Далее следуют 3-5 дней анувасан-басти.
- Йога-басти длится 8 дней и подходит пациентам с капха-конституцией с болезнями вата-типа. Она начинается с анувасан-басти, которая 3 раза чередуется с нирухой. Далее следуют 2 дня анувасан-басти.
Варианты басти, используемые при проведении панчакармы
Учитывая важность выделительной и омолаживающей функций толстого кишечника, в панчакарме в основном используют паквашайя-гата-басти. Мы обсудим 2 основные разновидности этой басти. Как
уже говорилось, они называются анувасан-басти и нируха-басти. Другие басти используются только в качестве вспомогательных процедур.
- Нируха-басти – очистительная басти. «Нируха-басти» означает «то, что удаляется». Она вычищает токсины из дхату и удаляет естественные скопления мал из толстого кишечника. Чарака пишет, что этот вариант шодхана-басти способен очистить весь организм. Нируха-басти, как правило, выполняется с использованием водных отваров очищающих трав. Объем такой басти – около 400 мл (1,5-2 чашки) с незначительными вариациями для разных людей. Количество жидкости, которое используют в басти, меньше объема клизмы, так как ее действие основано не на промывании», а на силе лекарственных трав. В нируха-басти лекарственная жидкость находится в толстом кишечнике в течение 48 минут. За это время некоторые ингредиенты всасываются и оказывают системное очищающее действие. Остаток басти удаляется вместе с каловыми массами и токсинами. Нируха-басти проводится курсами, длительностью в несколько дней. Вместе с подготовительными процедурами, эти басти позволяют процессу очищения с каждым днем достигать все более глубоких тканей. По своим эффектам нируха имеет сходство с промасливанием (снеханой).
- В 1-й день нируха-басти очищает толстый кишечник от амы и мал.
- Во 2-й день происходит уравновешивание и подпитка ваты. Пациент начинает испытывать ясность ума и внутреннее спокойствие.
- На 3-й день, поскольку зона ваты уже очищена, сюда собираются ама и токсины из зоны питты. Это уравновешивает и питает питту, что приводит к укреплению раса- и ракта-дхату. По мере укрепления раса-дхату пациент испытывает прилив сил; по мере укрепления ракты улучшаются цвет и состояние кожи.
- На 4-5-й день процедуры начинается выход токсинов из зоны капхи. Кроме желудка, местами пребывания капхи являются мамса (мышцы) и меда (жировая ткань). В ходе очистительных процедур происходит автоматическое усиление обеих дхату.
- На 6-7-й день басти работает с астхи- (кости) и маджа-дхату (костный мозг).
- На 8-й день воздействует на шукру (семя, яйцеклетки). Последовательный очистительный процесс стимулирует всасывательную и эвакуаторную функции толстого кишечника, таким образом обеспечивая эффективное удаление амы и мал по окончании процедуры. Толстый кишечник проявляет удивительную способность к всасыванию разных веществ. По этой причине омолаживающие и очищающие травы легко проникают в организм и распространяют целительное влияние от поверхностных его структур до самых глубоких.
«Басти чистит с головы до ног».
Чарака
- Анувасан-басти – питательная басти. Анувасан-басти – второй основной вариант паквашайя-гата-басти. Ее смысл в глубоком питании, которое происходит под действием питательных масляных настоев лекарственных трав. Масло смазывает и питает дхату, противодействуя иссушающему и опустошающему влиянию избыточной ваты. Поэтому этот вариант басти очень помогает при болезнях вата-типа. Поскольку деятельность ваты нарушается практически при всех заболеваниях, смазывающий и укрепляющий эффект анувасан-басти проявляется всегда, когда показана басти. Чтобы обеспечить правильную работу дош, анувасан-басти обычно проводится после курса очистительной нируха-басти или в чередовании с последней. Она не только очищает толстый кишечник, но смазывает и питает все дхату. Это повышает их устойчивость к разрушительному влиянию амы и токсинов и позволяет восстановить естественное здоровье, что является основной задачей басти. «Анувасан-басти» означает «то, что некоторое время остается в организме». Для достижения полного эффекта эту басти следует удерживать в организме как можно дольше – в идеале от 3 до 6 часов. Если она ставится вечером, то лучше всего оставить ее на ночь. Тем не менее случается, что из-за повышенной чувствительности кишечника пациент не способен удержать даже маленькую анувасан-басти – в этом случае пациенты не должны напрягаться и сдерживать естественные позывы. Достаточно повторить басти сразу после туалета. При выполнении любых басти лекарственные вещества вводятся медленно. Это верно вдвойне для анувасан-басти, которую рекомендуется вводить по капле, особенно тем пациентам, которые страдают синдромом раздраженной кишки (СРК). Медленное введение снижает вероятность рефлекторного опорожнения толстого кишечника в ответ на введение басти. Кроме этого, питательные компоненты басти получают время для успокоения толстого кишечника и восстановления его нормальной реактивности. Существуют разнообразные способы приготовления веществ для анувасан-басти, в зависимости от того, каких питательных веществ недостает организму. Эта процедура облегчает нервно-мышечные расстройства, при которых идет поражение всех дхату, включая мышцы, кости, костный мозг и нервную ткань.
Подготовка к проведению басти
Правильная подготовка чрезвычайно важна для успеха басти, как и для всех остальных процедур панчакармы. Сначала, посредством снеханы и сведаны, необходимо открепить аму и раскрыть каналы тела для ее выведения. Это значительно повышает эффективность обоих типов басти – как очистительной, так и питательной. Басти всегда проводят сразу после промасливания и прогревания. Благодаря подготовительным процедурам пациент не испытывает беспокойства. Его каналы остаются открытыми. Это облегчает работу дош, которые должны изгнать аму из толстого кишечника и доставить питательные вещества в дхату.
Компоненты басти готовят непосредственно перед процедурой. Типичная анувасан-басти состоит из 60 мл кунжутного масла с травами. Нируха-басти состоит преимущественно из отвара травяной смеси под названием дашамула (400 мл), приготовленного на воде, с небольшой добавкой кунжутного масла (30 мл). Дашамула – это стандартная смесь из корней 10-ти растений, куда, в соответствии с нуждами пациента, могут добавляться другие травы Кроме того, в смесь для басти традиционно добавляют немного меда и щепоть черной соли (саиндхава). Черная соль увеличивает секрецию в толстом кишечнике. Конкретное содержание басти, пропорции воды и масла, а также общий объем лечащий врач подбирает в зависимости от конституции больного, состояния толстого кишечника, силы пищеварительного огня и специфики заболевания, против которого направлено лечение.
Проведение басти
Чтобы облегчить прохождение басти через прямую кишку в нисходящую петлю ободочной кишки, пациент должен лечь на левый бок. Пациент вытягивает левую ногу, а правую сгибает в колене и подтягивает к груди. Это облегчает доступ к анальному отверстию. Под головой больного должна лежать подушка. Пациенту должно быть тепло, он должен быть расслаблен. Чтобы повысить восприимчивость организма к процедуре, смесь для басти должна иметь температуру, близкую к температуре тела. Отвар набирают в ректальный шприц и вводят в прямую кишку через тонкую резиновую трубку-катетер, предварительно смазав трубку и анус. С разрешения пациента врач или сестра вводят ему катетер на глубину 15 см. Это следует делать медленно и мягко, во время глубокого вдоха. После введения басти пациент переворачивается на спину и отдыхает 10-20 мин. Это время позволяет организму эффективно использовать лекарственную смесь.
Благодаря небольшому объему анувасан-басти легко удерживается в организме долгое время. Напротив, при нируха-басти пациент с большой вероятностью через 45-60 мин после введения, или ранее чувствует позыв к дефекации. Эта дефекация служит изгнанию амы, которая накопилась в толстом кишечнике во время подготовительных процедур. Ама удаляется с каловыми массами и большей частью жидкости басти.
Бывают случаи, когда после басти пациент не чувствует позыва к дефекации в течение 6-8 часов. Это нежелательно, так как цель неруха-басти – очищение. Однако при сильных нарушениях деятельности ваты кишечник может оказаться сильно обезвоженным. Чтобы компенсировать недостаток влаги, значительная часть жидкости всасывается, несмотря на применение очищающих и слабительных трав. В этих случаях перед повторением басти следует выполнить снехана-басти (басти с большим объемом масла). Снехана-басти обеспечит питание вата-доши, смажет толстую кишку и запустит перистальтику.
Необходимо отмечать время начала басти, а также время каждого последующего стула. Если это не может сделать врач, то пациент должен сам отмечать частоту, цвет, консистенцию, запах и другие признаки, по которым врач может судить о наличии и типа удаляемой амы.
Схемы лечения
Аюрведический врач всегда следит за ответом пациента на басти Это позволяет ему корректировать виды применяемых басти, соотношение воды и масла, компонентный состав отваров и число процедур. Большинство пациентов получают максимальную пользу от чередования нируха- и анувасан-басти на протяжении курса.
В «Чарака-самхите» упоминается несколько схем чередования водных и масляных басти. Схема выбирается в зависимости от конституции пациента и состояния толстого кишечника. В течение первых 2-х дней выполняется нируха-, затем, на третий, – анувасан-басти. Если кишечник сильно загрязнен, вместо 2-х можно выполнить 3 нируха-басти (в течение 3-х дней) В большинстве случаев, если следовать такой схеме на протяжении 8-10 дней, происходит очищение дхату от амы и мал и восстановление структуры дхату. Эта схема восстанавливает равновесие дош и дхату.
Очень важно, чтобы последней процедурой курса была анувасан-басти. Это гарантирует в дальнейшем нормальную деятельность ваты, а также то, что кишечник останется в смазанном и «сытом» состоянии. Если басти выполняется правильно, она не повреждает ни кишечную флору, ни слизистую оболочку кишечника.
Есть большой опыт успешного применения басти при заболеваниях, устойчивых к другим видам лечения. Однако ее эффективность и потенциал мало признается современной медициной. Без понимания жизненных функций вата-доши трудно оценить всасывательную способность толстого кишечника по достоинству. По этой причине медицина не использует кишечник в качестве органа для введения питательных веществ в должной степени.
Современная практика басти подтверждает выводы древних трактатов: из всех слизистых, через которые возможно введение лекарственных веществ, слизистая оболочка толстого кишечника впитывает их с наибольшей готовностью. В дополнение к этому, вследствие тесной связи толстого кишечника со всеми органами тела он является лучшим посредником для удаления токсинов и мал.
Вот пример эффективности басти из практики.
Несколько лет назад родители привели ко мне молодую девушку. У нее был рак. Больная получила химиотерапию, но без успеха. Девушка ослабла до такой степени, что ее тело не принимало пищу и лекарства через рот. Ко времени, когда она попала в мою клинику, ее состояние сильно ухудшилось. В качестве последнего средства я решил напитать ее с помощью басти. Курс состоял из чередующихся питательных брухан и промасливающих снехана-басти. Результат был отличным. Девушка вскоре окрепла и стала питаться самостоятельно.
Этот опыт еще раз убедил меня, что толстая кишка является органом ассимиляции. Даже если другие органы уже отказали, можно рассчитывать, что она впитает лекарства и питательные вещества. Мой подход не только предоставил телу девушки питание, но и исправил ее метаболизм, успокоив вату и изгнав аму. Это быстро восстановило способность усваивать пищу через рот.
Каждый раз в подобных случаях я прихожу в восторг от мысли, что решения сложных медицинских проблем последовательно и ясно изложены в текстах 5-тысячелетней давности.
Автор: Сунил В. Джоши
Источник: книга «Аюрведа и панчакарма: методы исцеления и омоложения»