Макара-санкранти (Makar Sankranti), или Санкранти, – фестиваль урожая в Индуизме, который празднуется в день зимнего солнцестояния (Солнце входит в 10-й дом знака Козерог и двигается на север) тамильцами в конце сезона сбора урожая в индийском штате Тамилнад, на союзной территории Пудучерри и на Шри-Ланке; считается традиционным приходом весны. Макара-санкранти – индийский фестиваль, приходящийся по григорианскому календарю на 14 января за некоторым исключением, когда праздник может отмечаться 13 или 15 января.
Согласно индийскому календарю с Макара-санкранти начинается новый год.
Дата и значение
Макара-санкранти имеет астрологическое значение, когда в этот день Солнце входит зодиакальное созвездие Козерога (санск. «makara»). По григорианскому календарю эта дата остается почти постоянной. Тем не менее, прецессия земной оси (ayanamsa) становится причиной сдвига даты Макара-санкранти. Тысячу лет назад Макара-санкранти приходилось на 31 декабря по григорианскому календарю, а в настоящее время на 14 января. Согласно расчетам с 2050 года Макара-санкранти будет 15 января.
Макара-санкранти – основной праздник урожая и отмечается в разных частях Индии как память о начале сезона сбора урожая и прекращения северо-восточного муссона в Южной Индии. Движение Солнца от одного знака зодиака к другому называется «санкранти» (санск. «sankranti»), а когда Солнце переходит в созвездие Козерога – называется «макара» (санск. «makara»). Макара-санкранти – это один из немногих индуистских фестивалей, дата празднования которого приходится на фиксированную дату – 14 января каждого года (или 15 января на високосный год).
Макара-санкранти – это не только праздник урожая, но и начало благоприятной фазы в индийской культуре или «святой этап перехода», который знаменует собой конец неблагоприятной фазы, начинающийся с середины декабря. Считается, что в этот день любой благоприятный и священный ритуал может быть освящен в любой индуистской семье. С научной точки зрения с Макара-санкранти начинаются более теплые и длинные дни по сравнению с ночами. Другими словами, Макара-санкранти – это окончание зимнего сезона и начало весеннего.
По всей стране Макара-санкранти отмечается с большим размахом, используя определенные священные имена и ритуалы, которые могут отличаться в разных частях Индии. В штатах северной и западной Индии праздник отмечается как День Санкранти с особым торжеством. Важность этого дня была описана в древних эпосах, таких как Махабхарата, поэтому помимо социально-географического значения, этот день также имеет историческую и религиозную значимость. Поскольку этот фестиваль посвящен Богу Солнца – символу божественности и мудрости – к нему добавляется некий смысл вечности.
Макара-санкранти и зимнее солнцестояние
Многие индийцы объединяют фестиваль Макара-санкранти с зимним солнцестоянием и считают, что Солнце заканчивает свое южное путешествие (санскр. «dakshinayana») в Тропиках Козерога (Южный тропик) и начинает двигаться на север (санскр. «uttarayaana») к Тропикам Рака (Северный тропик); этот месяц в едином национальном календаре Индии называется «пауша» (pausha), который начинается 22 декабря и оканчивается 20 января.
В Индуизме нет соблюдения зимнего солнцестояния. Кроме того, Солнце начинает двигаться на север на следующий день после зимнего солнцестояния, когда световой день увеличивается. Таким образом, Макара-санкранти означает празднование дня, следующего за днем зимнего солнцестояния.
С научной точки зрения в настоящее время в Северном полушарии зимнее солнцестояние происходит между 21 декабря и 22 декабря. Дневной свет начинает увеличиваться 22 декабря, и в этот день Солнце начинает свое движение на север, так называемая Уттараяна (Uttarayaana). Дата зимнего солнцестояния постепенно меняется из-за прецессии земной оси, наступая раньше приблизительно на 1 день каждые 70 лет. Следовательно, если бы Макара-санкранти в некоторый момент времени действительно отмечал фактическую дату зимнего солнцестояния, то дата в середине января соответствовала бы ей.
Санкранти
Санкранти отмечается по всей Юго-Восточной Азии с некоторыми местными вариациями и известен под разными именами, которые празднуются с другими народными обычаями.
В Индии Санкранти известен под различными региональными именами:
В других странах день Санкранти может отмечается под разными названиями:
Традиции, ритуалы и торжества
В различных регионах Индии Санкранти отмечается по-разному.
Непал
Maghe Sankranti – непальский фестиваль, попадающий на первую половину месяца Magh в Викрам-самват (Самватский календарь), отмечаемый 14 января, и завершает неблагоприятный месяц Poush, когда все религиозные обряды запрещены. Считается, что в этот день солнце, как полагают, покидает свое южное положение и начинает свое движение на север. Maghe Sankranti похож на фестивали солнцестояния в других религиозных традициях.
Индусы принимают ритуальные омовения во время этого фестиваля, в частности, в благоприятных местах у святых рек:
Подаются праздничные продукты: ладду, топленое масло и сладкий картофель. Мать каждой семьи желает крепкого здоровья всех всем членам семьи.
Легенда гласит, что одному успешному купцу было любопытно, почему его поставки семян кунжута никогда не заканчиваются, и когда он заглянул в свою сумку, то обнаружил там идола Бога Вишну.
В Махабхарате описано, что царь Бхишма, который мог контролировать свою собственную смерть, выбрал смерть в день Maghe Sakranti. Поэтому считается, что умирая в этот день, можно достичь мокши – освобождения из круговорота рождений и смертей.
Люди Кирата этот праздник отмечают как начало нового года, который называется «Yele Dhung». Киратский календарь возник, когда король Яламбер завоевал долину Катманду.
Андхра-Прадеш
В штате Андхра-Прадеш фестиваль Санкранти празднуется в течение 4-х дней:
День, предшествующий Makara Sankranti, называется «Bhogi», когда люди выбрасывают старые и заброшенные вещи и концентрируются на новых вещах, способствующих изменениям или преобразованиям. На рассвете люди зажигают костры из дров, различных вещей и деревянной мебели, которые больше не нужны. Вместе с утилизацией заброшенных вещей все старые привычки, пороки, привязанности к отношениям и материальным вещам приносятся в жертву богине Рудре в виде жертвенного огня знаний под названием «Rudra Gita Gyana Yagya». Все это представляет собой реализацию, преобразование и очищение души с помощью впитывания и прививания божественных добродетелей.
Во многих семьях младенцев и детей (не старше 3-х лет) осыпают индийским мармеладом из плодов Зизифуса мавританского под названием «Regi Pandlu». Считается, что это защищает детей от сглаза. Конфеты раздаются в больших количествах. Это время нужно посвящать семье. Братья воздают должное своим замужним сестрам, одаривая подарками, как подтверждение их братской любви. Работодатели дарят: подарки, продовольствия, одежду и деньги – своим сотрудникам.
На второй день (Makara Sankranti) люди одевают новую одежду, молятся Богу и делают традиционное подношение своим умершим предкам. Они также делают у своих домов красивые и богато украшенные рисунки и узоры на земле мелом или мукой под названием «muggu» или «rangoli». Эти рисунки украшаются цветами и небольшими прессованными лепешками из коровьего навоза, которые называются «gobbemma».
Специально для этого фестиваля, как подношение Богу, все семьи готовят ariselu, appalu (сладость, сделанная из пальмового сахара и рисовой муки), dappalam (блюдо из тыквы и разных овощей).
На следующий день после Makara Sankranti чтят животных, в частности коров. Молодые девушки кормят животных, птиц и рыб. В этот день путешествия считаются нецелесообразным, так как эти дни предназначены для воссоединения с семьей. В Санкранти демонстрируются сильные культурные ценности, а также время для перемен и преобразований. И, наконец, гуру ищет своих приверженцев, чтобы даровать им свое благословение.
На третий день отмечается «Kanuma», которая широко не отмечается, но все также является неотъемлемой частью культуры Санкранти.
Четвертый день называется «Mukkanuma», который является популярным среди невегетарианцев.
Люди в прибрежном Андхре не употребляют в пищу любое мясо или рыбу в течение первых 3-х дней фестиваля, но могут делать это в день Mukkanuma. Еще одной отличительной особенностью фестиваля в прибрежном Андхра-Прадеш является Харидаса (слуга Господа Хари), который ходит вокруг вместе с красочно наряженной коровой и поет песни для Господа Вишну (Хари). Согласно обычаю, он не должен ни с кем говорить, а может входить в дом каждого и петь песни, посвященные Господу Вишну. По этому поводу в каждом городе люди запускают воздушных змеев и небо наполняется красивыми воздушными красками.
Ассам
В Ассаме отмечается Magh Bihu, который также называется «Bhogali Bihu» («bihu» – наслаждение) или «Maghar Domahi», – праздник урожая, знаменующий конец сезона сбора урожая в месяц Maagha (январь/февраль). Пиршество длится неделю: люди наслаждаются угощениями и разводят костры. Молодые люди возводят временные хижины, известные как meji, из бамбука, листьев и соломы, в которых они едят пищу, приготовленную для праздника, а затем сжигают их на следующее утро. Проводятся традиционные ассамские игры, такие как tekeli bhonga (разбивание кувшинов) и бои быков.
Bhogali Bihu (в середине января также называется «Magh Bihu») происходит от слова «bhog» – удовольствие. Это праздник урожая и знаменует собой окончание сезона. Зернохранилища полны, а значит есть много еды. Накануне этого дня («uruka» – «последний день») мужчины и молодые люди идут в поле, предпочтительно около реки, для того, чтобы построить домик (bhelaghar) из сена собранного урожая (meji) и остаются на ночь, готовят пищу и пируют, одаривают друг друга сладостями и добрыми приветствиями. Люди проводят всю ночь вокруг meji, распевая песни под ударами дхолов – барабанов и играют в игры. Юноши бродят в темноте, воруя дрова и овощи, в свое удовольствие. На следующее утро они принимают омовение и сжигают meji. Люди собираются вокруг meji и бросают pithas (рисовые лепешки) и орехи бетель в огонь, предлагая свои молитвы Богу Огня и отмечают окончание уборочной сезона. После этого они возвращаются домой, взяв с собой куски наполовину сжигаемых дров для того, чтобы положить их среди фруктовых деревьев для благоприятных результатов. Все деревья связаны полосками бамбука или рисовыми стеблями. В течение всего дня проводятся многообразные игры: бои быков, бои яйцами, петушиные бои и пр.
Существуют другие традиционные праздники, наблюдаемые в различных культурно-этнических группах: Me-dam-me-phi, Ali-aye-ligang, Porag, Garja, Hapsa Hatarnai, Kherai. Урука приходится на 13 января, а Биху на 14-15 января.
Музыкальные инструменты, используемые во время празднования Биху:
Бихар и Джаркханд
В штатах Бихар и Джаркханд праздник приходится на 14-15 января.
14 января отмечается как Макара-санкранти, или Sakraat, или Khichdi (по местному диалекту). Как и в других частях страны, люди принимают омовение в реках и прудах и праздник и отмечают празднование хорошего урожая различными лакомствами, которые включают в себя: чура, гур (неочищенный пальмовый сахар), различные сладости, изготовленные из тила (семена кунжута), таких как tilgul, tilwa, maska, и т.д., творог, молоко и сезонные овощи. Также организуются фестивали воздушных змей.
15 января отмечается как Makraat, когда люди смакуют особое кичари (рис с цветной капустой, горохом и картофелем).
Этот фестиваль считается одним из самых важных праздников. Люди начинают свой день, поклоняясь Богу и бросая тил (семена кунжута) в огонь, затем, едят «Dahi-chuda» (dahi-chuda отличается от chuda-dahi тем, что в первом творог преобладает над чуда), Tilkut и Lai.
Как правило, люди утром едят chuda-dahi вместе с красной тыквой (kohada ka bhujiya), которая приготавливается из комбинации соли и сахара без добавления воды с большим количеством lai, то есть ладду, сделанного из til, chuda и chawal (рис). В приготовлении участвуют женщины. После такого обильного приема пищи становится невозможно есть что-либо на обед, так что люди проводят время, приветствуя других людей и запускают воздушных змеев. Ночью готовится специальный кичари. «Khichdi ke 4 yaar, chokha, papad, ghee, achaar» (хинди: «Кичари имеет четырех друзей: chokha – жареные овощные блюда, papad – пластины чечевицы, ghee – топленое масло, achaar – рассол»). Некоторые предпочитают добавлять в этот кичари различные гарниры: chatni, tilauri и т.д. Поскольку такое богатое блюдо делается 1 раз в год, то этот праздник также называется «Khichdi».
Дели и Харьяна
Джаты и другие сельские общины Дели и Харьяны, и многие соседние штаты считают Sakraat или Sankranti одним из главных праздников в году. В этот день готовят халву (halwa), и один брат каждой замужней женщины посещает ее дом с подарками в виде какой-либо теплой одежды для нее и ее мужа. Этот ритуал называется «sidha». Женщины дарят подарки родственникам со стороны мужа и ритуал называется «manana». Человек, который собирается получить подарок сидит в Haweli (главный дворец, где люди сидят вместе и курят кальян), а женщины идут к Haweli и поют какую-нибудь народную песню и передают подарок этому человеку.
Гоа
Праздники в Гоа напоминают те, что проходят в штате Махараштра. Женщины из народа празднуют «haldi-kumkum».
Гуджарат
Уттараян (Uttarayan), как и Макара-санкранти, имеет название на языке гуджарати, является крупным фестивалем в штате Гуджарат, который длится в течение 2-х дней:
Гуджаратцы с нетерпением ждут этот праздник, чтобы запускать воздушных змеев, называемых «patang». Воздушные змеи для Уттараян изготавливаются из специальной легкой бумаги и бамбука и, в основном, в форме ромба. Веревка часто содержит абразивы для того, чтобы срезать другие воздушные змеи.
В Гуджарате, с декабря до Макара-санкранти, люди начинают наслаждаться Уттараян. Undhiyu (острая запеченная смесь зимних овощей) и chikkis (из тила, арахиса и пальмового сахара) являются специальными праздничными блюдами, которыми люди наслаждаются в этот день.
В крупных городах Индии: Вадодара, Сурат, Раджкот, Ахмадабад и Бхавнагар – в небе появляются тысячи и тысячи воздушных змеев, за которыми люди наблюдают на своих террасах 2 дня в Уттараян.
Когда люди срезают какую-либо из воздушных змей, они выкрикивают такие слова на языке гуджарати: «kaypo chhe», «e lapet», «phirki vet phirki» и «lapet lapet».
Химачал-Прадеш
Макара-санкранти в городе Шимла в штате Химачал-Прадеш известен как «Magha Saaji». «Saaji» – это слово на языке Пахари, которое обозначает «начало нового месяца». Таким образом, этот день знаменует начало месяца Magha.
Согласно индуистским религиозным текстам, в день Uttarayani Солнце входит в зодиакальный знак Makara (Козерог), именно с этого дня Солнце становится «Uttarayan» и начинает двигаться на север, а значит, перелетные птицы начинают возвращаться к холмам. На Magha Saaja люди просыпаются рано утром и совершают церемониальные омовения в родниковых водах. В дневное время люди посещают своих соседей и вместе наслаждаются приготовленным кичари с топленым маслом и напитком chaas, а также дают милостыню в храмах. Фестиваль завершается пением и народным танцем naati.
Карнатака
В штате Карнатака праздник урожая фермеры называют «Suggi». В этот знаменательный день молодые женщины, дети и подростки одевают новую одежду и посещают родных и близких с различными дарами, которые предлагают на тарелках. Этот ритуал называется «Ellu Birodhu». На тарелках лежат: белые семена кунжута (ellu), смешанные с жареным арахисом, аккуратно нарезанный сухой кокос и мелко нарезанный неочищенный пальмовый сахар (bella). Эта смесь именуется «Ellu-Bella». На тарелке также лежат сахарные конфеты различных форм (Sakkare Acchu) с куском сахарного тростника. На каннада есть поговорка: «Ellu bella thindu olle maathadi» – «Съешь смесь семян кунжута и пальмовый сахар и говори только хорошее».
В некоторых частях штата Карнатака, недавно вышедшая замуж женщина обязана давать замужним женщинам (muthaidhe) бананы в течение 5-ти лет с первого года замужества и увеличивать количество бананов до 5-ти. В некоторых семьях существует также традиция раздавать красные ягоды «Yalchi Kai» вместе с бананами. В северной части штата Карнатака пускание воздушных змеев членами общины также является традицией. Рисование ранголи – еще одно популярное событие среди женщин во время Санкранти.
Важным ритуалом является показ на открытом поле коров и крупного рогатого скота в красочных костюмах. Коров по этому случаю разукрашивают и водят в процессии. Они также должны пройти сквозь погребальный костер. Этот ритуал является обычным в сельских районах штата Карнатака и называется «Kichchu Haayisuvudu».
Керала
Макара-санкранти празднуется в штате Керала в Сабаримале как «Makara Jyothi», переходящий в «Makaravilakku».
Кумаон в штате Уттаракханд
В регионе Кумаон штата Уттаракханд, Макара-санкранти празднуется с большим размахом. Согласно индуистским религиозным текстам, в день Uttarayani, который в Кумаоне называется «Ghughuti», Солнце входит в зодиакальный знак Makara (Козерог) и с этого дня Солнце становится «Uttarayan», начиная двигаться на север. Сказано, что с этого дня начинает происходить смена сезона и перелетные птицы начинают возвращаться к холмам. На Макара-санкранти люди преподносят милостыню в виде кичари (смесь бобовых и риса), совершают церемониальные омовения в святых реках, участвуют в ярмарках и фестивалях. Во время фестиваля Kale Kauva («Черный ворон») люди делают сладости из подслащенной муки, обжаренные во фритюре на растительном масле, и предают им различные формы, такие как барабаны, гранаты, ножи и мечи. Затем их связывают воедино и носят как ожерелье, а посередине крепится апельсин. Рано утром дети надевают эти ожерелья и поют «Kale Kauva», чтобы привлечь ворон и других птиц и предложить им угощения из ожерелья в знак приветствия всех перелетных птиц, которые в настоящее время возвращаются после зимнего пребывания.
Махараштра
В штате Махараштра на Макара-санкранти люди обмениваются разноцветной сахарной халвой и Til-Gul Laadoo (леденцы, сделанные из семян кунжута и пальмового сахара). На обед подается блюдо Gulachi Poli – это плоский хлеб с начинкой, состоящей из тертого мягкого неочищенного пальмового сахара и поджаренных белых семян кунжута (til). Люди обмениваются til-gul и приветствуют друг друга словами: «til-gul ghyaa, aani goad-goad bolaa» – «Примите этот til-gul и произносите ласковые слова». Основная идея при обмене til-gul – это забыть прошлые неприязни и враждебность, помириться.
В штате Махараштра это особый день для замужних женщин, когда они могут встретиться друг с другом («Haldi-Kunku» – букв. Куркума-Вермиллион) и обменяться подарками. Для Haldi-Kunku женщины надеваются в черное. Значение носить наряды черного цвета не случайно, Санкранти приходится на пик зимнего сезона, черный цвет сохраняет и поглощает тепло, помогая согреться.
Макара-санкранти является одним из самых благоприятных дней для индусов и празднуется почти во всех частях Индии в огромном разнообразии культурных форм, с искренней преданностью. Миллионы людей принимают омовения в священных реках: Ganga Sagar (место, где река Ганга впадает в Бенгальский залив) и Prayag – и молятся Богу Солнца (Сурья).
В западном индийском штате Гуджарат торжеств больше, чем в других штатах. Люди предлагают тысячи своих красочных подношений Солнцу в виде красивых воздушных змеев. Это своего рода метафора – тот, кто предложит лучшее подношение – достигнет Бога быстрее. В сельских и прибрежных районах проводятся петушиные бои. Макара-санкранти проводится также для того, чтобы выразить поклоны и дань уважения Сарасвати (Богине Знания). В начале этого знаменательного события также поклоняются умершим предкам.
Макара Санкранти отождествляется с периодом просвещения, мира, благополучия и счастья, за которым следует период темноты, невежества, жестокости и скорби.
Так как праздник отмечается в середине зимы, пища, приготовленная для этого фестиваля, сохраняет тепло в теле и дает мощную энергию. Laddu из белого кунжута (til) и неочищенного пальмового сахара является особенным блюдом фестиваля. В западном индийском штате Махараштра это называется «Tilgud». В штате Карнатака это называется «Yellu-Bella». В некоторых штатах рогатый скот разукрашен в разные цвета и приспособлен для того, чтобы перепрыгнуть через костер.
Орисса
В штате Орисса люди готовят makara chaula (на языке ория): сырой рис свежего урожая, банан, кокос, пальмовый сахар, кунжут, расгулла, Khai/Liaa и пудинги chhena для найведья богам и богиням. Конец зимы влечет за собой перемены в привычках питания и употреблении питательной и жирной пищи. Поэтому этот фестиваль несет собой традиционную культурную значимость. Это астрономически важно для преданных, которые поклоняются Богу Солнца в Храме солнца в Конараке, пока Солнце начинает свое ежегодное движение к северу. По данным различных индийских календарей, дни становятся длиннее и теплее, а Богу Солнца поклоняются как великому благодетелю. Многие люди в начале этого дня выполняют ритуальные омовения. Макара-мела (ярмарка веселья) проводится в индуистском храме Дхабалесвар в городе Каттак, в храме Макара Муни в городе Баласоре и прочих местах, которые есть в каждом городе штата Орисса. В городе Пури проводятся специальные ритуалы в храме Shri Jagannath. В округах Маюрбхандж, Корапут, Калаханди и городах Кендуджхар и Сундаргарх, где племенные группы составляют большую часть населения штата, праздник отмечается с большей радостью. Они празднуют этот фестиваль с большой радостью, пением, танцами и проводят время с удовольствием. Многие из традиционных календарей в штате Орисса начинают свой Новый год со дня Санкранти. Различные племенные группы собираются вместе и празднуют у костров с традиционными танцами, едят вкусные блюда.
Пенджаб
В штате Пенджаб Макара-санкранти празднуется как «Maghi». В день Maghi важно омовение в священных реках в ранние часы. Индусы зажигают лампы с кунжутным маслом, так как считают, что это приносит процветание и отгоняет все грехи. Пенджабцы танцуют свой знаменитый танец под названием «bhangra», а затем садятся и едят роскошную пищу, специально приготовленную для этого случая. Стало традицией есть «kheer» – рис, приготовленный в молоке и соке сахарного тростника. Еще одной традицией является употреблять кичари и неочищенный пальмовый сахар.
Декабрь и январь являются самыми холодными месяцами года в Пенджабе. Maghi несет с собой смену сезона с более теплой погодой и больше дневного света. Накануне Maghi зажигаются огромные костры, и празднуется Лори (Lohri).
Раджастхан
Макара-санкранти является одним из главных праздников в штате Раджастхан. Этот день празднуется с особыми деликатесами и сладостями, такими как pheeni (со сладким молоком или сахарным сиропом), til-paati, gajak, kheer, ghevar, pakodi, puwa, и til-laddoo.
Что характерно, незамужние женщины участвуют в ритуале, в котором они дают любую вещь, связанную с домашним хозяйством, косметикой или едой, 13-ти замужним женщинам. Замужние женщины со своими мужьями навещают своих родителей и устраивают большой пир. Люди приглашают друзей и родственников (особенно сестер и дочерей) в свои дома, чтобы отведать особые праздничные блюда («Sankrant Bhoj»). Кроме того, люди дарят небольшие подарки: til-gud (неочищенный пальмовый сахар), фрукты, сухой кичари и т.п. – брахманам или нуждающимся.
В рамках этого фестиваля традиционно пускают воздушных змеев и небо в городе Джайпур заполнено змеями, а дети, участвующие в конкурсах, пытаются срезать веревки у других участников.
Тамилнад
Это четырехдневный фестиваль в Тамилнад:
Фестиваль празднуется 4 дня с последнего дня тамильского месяца Maargazhi до третьего дня тамильского месяца Thai.
Первый день фестиваля – «Bhogi Pandigai». В этот день положено выбрасывать старую одежду в огонь – это знаменует конец старого и возникновение нового. Кроме того, в селах проводится простая церемония «Kappu Kattu» («kappu» означает «сохранение»). Растелают листья дерева ним вдоль стен и на крышах домов, чтобы изгнать злых духов.
Второй день фестиваля – «Thai Pongal». Это главный день фестиваля и попадает на первый день тамильского месяца Thai. Он отмечается кипящим рисом со свежим молоком и пальмовым сахаром в новых горшках. Все это потом покрывается коричневым сахаром, орешками кешью и изюмом и подается рано утром. При этом кипящая масса может выливаться из посуды. Вот почему этот праздник зовется Понгал (Pongal). В момент выкипания риса с пузырями из сосуда стало традицией кричать «Ponggalo Ponggal!» и дуют раковину как ознаменование того, этот год благословлен хорошими вестями. Во время восхода солнца свежеприготовленный вареный рис предлагается природе через пуджу – жест, который символизирует благодарность солнцу и природе за изобилие и процветание. Позже все это предлагается присутствующим в доме в виде церемонии. Люди также готовят закуску и сладости, такие как vadai, murukku, payasam и навещают друг друга, приветствуя.
Третий день фестиваля – «Maattu Pongal». В этот день благодарят скотину, так как она во многом помогает фермеру в сельском хозяйстве. В этот день скот разукрашивается красками, цветами и колокольчиками. Ей разрешают свободно перемещаться, ее кормят сладким рисом и сахарным тростником. Рога украшаются под золото или другими металлическими покрытиями. В этот день проводятся Jallikattu – соревнование по укрощению диких быков, являющийся главным событием этого дня в деревнях.
Четвертый день фестиваля – «Kaanum Pongal» (слово «kaanum» означает «смотреть»). В этот день люди посещают своих родственников, друзей, наслаждаясь праздничным сезоном. Этот день благодарности родственникам и друзьям за их поддержку в урожайном сезоне. Он начинается как праздник фермеров, называемый на тамильском «Uzhavar Thirunaal». Украшения под названием колам выполнены на передней части домов во время Понгала.
Уттар-Прадеш
В индуистской мифологии это первый из больших дней омовения. Более 2 млн. человек собираются в своих священных местах для этого святого ритуала в городах Аллахабад и Варанаси в штате Уттар-Прадеш и в городе Хардвар в штате Уттаракханд. Если же люди не могут пойти к реке, то принимают омовение у себя дома. Омовение должно совершаться утром, затем следует кушанье сладостей (til ladoo и gud laddo). В некоторых местах в этот день надевается новая одежда.
Воздушные змеи являются обязательной частью фестиваля в штате Уттар-Прадеш, как и во многих штатах Индии, таких как Гуджарат и Махараштра. В песнях, поющихся в этот день, есть упоминания сладостей (Til и gud).
Западная Бенгалия
В Западной Бенгалии Санкранти называют «Poush Sankranti», названный в честь бенгальского месяца, в котором он состоит, отмечается как праздник урожая Poush Parbon. Он всегда выпадает на 14 января английского календаря. Свежий урожай риса вместе с сиропом финиковой пальмы в виде Khejurer Gur и Patali используются в приготовлении множества традиционных бенгальских сладостей с добавлением кокосового ореха, молока и фиников. К Санкранти готовятся за 3 дня. В день Санкранти поклоняются богине Лакшми. В округе Дарджилинг фестиваль известен как «Magey Sakrati», празднование которого связано с поклонением богу Шиве. Традиционно, люди совершают омовение перед восходом солнца, а затем приступают к подношению. Пища, которую едят, в основном состоит из сладкого картофеля и ямса
Миллионы людей окунаются в воду в таких местах, как Ganga Sagar. В день Макара-санкранти поклоняются индуистскому богу Дхарме, предлагая рис. Следующий день после Макара-санкранти – первый день месяца Magh в бенгальском календаре, когда нужно поклоняться богине Лакшми.
Меласы
Много меласов или ярмарок проводятся на Макара-санкранти. Наиболее известными из них являются Кумбха-мела, которая проводится один раз в 12 лет в одном из 4-х святых мест, а именно в городах Хардвар, Аллахабад, Удджайн и Насик. Магха-мела (или маленькая Кумбха-мела) проводится ежегодно в Аллахабаде и Гангасагар-мела, которая проводится у истока реки Ганги, впадающий в Бенгальский залив. Макара-мела проводится в штате Орисса. Тусу-мела также называют «Tusu Porab» и отмечается во многих частях штата Джаркханд и Западной Бенгалии.