Свойства пищи | Раса, вирья, випак и прабхава | Агни (пищеварительный огонь) | Процесс пищеварения
В Аюрведе к пище уникальный комплексный подход. Понимание некоторых из принципов такого подхода поможет вам определить те продукты, которые будут способствовать восстановлению и удержанию равновесия между дошами.
Свойства пищи
Ниже приведена таблица с перечислением основных свойств, присущих всем дошам, а также пищевым продуктам.
20 основных качеств или дош
Тяжелое | Легкое |
Влажное | Сухое |
Устойчивое | Подвижное |
Скользкое | Шероховатое |
Грубое | Тонкое |
Холодное | Горячее |
Плавное | Резкое |
Мягкое | Жесткое |
Твердое | Текучее |
Мутное | Ясное |
Так же как и доши, каждый вид пищи содержит в себе определенные свойства, качества; например, воздушная кукуруза легкая и сухая, сыр тяжелый и плавный.
Эти свойства воспринимаются организмом и оказывают прямой эффект на переваривание каждого определенного вида пищи. Даже эмоциональное настроение может находиться под прямым влиянием съеденной пищи, как, например, обострение умственного восприятия и болезненная чувствительность после употребления в пищу острого чили.
Обобщая, можно сказать, что когда свойства пищи подобны свойствам доши, то она действует возбуждающе, раздражая дошу. Например, если человек вата-типа (которому присуща сухость) съест воздушную кукурузу (имеющую сухие качества), то это вызовет расстройства вата доши. Противоположные же свойства пищи и доши действуют успокаивающе, пример: человек питта-конституции (огонь) пьет мятный чай (охлаждающее действие). Это фундаментальное положение поможет вам выбрать подходящую именно для вас пищу.
Примеры свойств некоторых продуктов
Тяжелое | сыр, мясо, бобы |
Легкое | рис, воздушная кукуруза, спраутсы, кофеин |
Холодное | мороженое, охлажденное молоко, мята |
Горячее | чили, алкоголь, табак |
Маслянистое, влажное | сыр, авокадо, оливковое масло, кокосовый орех |
Сухое | просо, рожь, злаковые хлопья |
Плавное | мясо, йогурт |
Резкое | лук, чеснок |
Устойчивое | гхи |
Подвижное | алкоголь, спраутсы, воздушная кукуруза |
Раса, вирья, випак и прабхава
Согласно философии Аюрведы, Луна – это богиня воды. Вода в атмосфере в своем чистом виде холодная, легкая, прозрачная и абсолютно безвкусная. Вода попадает в почву, взаимодействует с другими элементами и переходит в растения. Вода – лунный нектар – приносит и создает различные вкусы в каждом растении. Таким образом, вода является матерью всех вкусов. Вкусы воспринимаются языком, нашим органом чувств, определяющим элемент воды.
Каждое вещество, являющееся пищей, каждая лечебная трава имеют свой особенный вкус. В мгновение, когда вещество попадает на язык, мы ощущаем вкус. Вкус – важнейшее свойство, имеющее прямое воздействие на доши в нашем теле. Аюрведа выделяет 6 основных вкусов: сладкий, кислый, соленый, острый, горький и вяжущий.
Все эти виды вкусов присутствуют в плазме. Каждый вид пищи сотворен из комбинации основных 5-ти элементов, из чего следует, что эти элементы присутствуют в шести вкусах. Определенные соединения элементов и создают вкус разной пищи. Связь элементов и вкусов приводится в следующей таблице.
Связь между 5-ю элементами и вкусами
вкусы | элементы |
---|---|
Сладкий | Земля + Вода |
Кислый | Земля + Огонь |
Соленый | Вода + Огонь |
Острый | Огонь + Воздух |
Горький | Воздух + Эфир |
Вяжущий | Воздух + Земля |
Огонь и воздух – легкие элементы и стремятся к движению вверх, таким образом, и вкусы, содержащие эти элементы, тоже движутся вверх, согревая верхние части тела, создавая легкость. Обратно им, земля и вода – тяжелые элементы и движутся вниз, таким образом, сладкий вкус охлаждает нижнюю часть тела, мочевыводящие пути и может создавать тяжесть в теле.
Присутствие элементов в некоторых продуктах
Земля | Пшеница, рис. Мясо. Грибы, корнеплоды, бобовые. Сухофрукты. Кунжут, тыквенное семя и семена подсолнечника. Миндаль, кешью и грецкие орехи. Соли и минералы. |
Вода | Молоко и молочные продукты. Сочные фрукты: слива, арбузы, виноград, апельсин, папайя, персик. Кокосовая вода. Сочные овощи: цуккини и помидоры. Соли. |
Огонь | Специи: острый перец, черный перец, зеленый чили, корица, гвоздика, кардамон, куркума, имбирь, асафетида (хингу), чеснок, лук. Кислые фрукты: ананас, лимон, ягоды (клюква и др). Алкоголь. Табак. |
Воздух | Вещества, вызывающие газообразование: сухофрукты, сырые овощи и пр. Грубые овощи: брокколи, белокочанная капуста, спраутсы и пр. Пасленовые (картофель, помидоры, баклажаны), некоторые бобовые (черные бобы, бобы пинто, нут и др.). |
Эфир | Вещества, вызывающие интоксикацию, гипнотическое состояние, наркотическое опьянение: алкоголь, марихуана, ЛСД, кокаин, табак и пр. |
Раса (вкус)
Вирья (воздействие вкуса)
Випак (эффект после переваривания)
Прабхава (особый эффект, не поддающийся объяснению)
Раса (вкус)
Уникальная комбинация элементов в продукте будет определять его вкус и то действие, которое он оказывает на организм. Концепция вкуса (раса), его воздействия (вирья) и эффекта после переваривания (випак) продвинут ваше понимание основных принципов исцеления с помощью ежедневного питания.
- Сладкий. Сладкий вкус присутствует в таких продуктах, как сахар, молоко, рис, пшеница, финики, кленовый сироп, солодковый корень. Сладкий вкус возникает от соединения элементов земли и воды. Обычно ему присущи увлажняющие, охлаждающие и тяжелые свойства. Сладкий вкус повышает жизненную энергию. Если употреблять продукты со сладким вкусом умеренно, то действие его на организм будет благотворным, анаболическим, способствующим росту плазмы, крови, мышц, жировой ткани, костей, костного мозга и репродуктивных жидкостей. Правильное употребление сладкого вкуса приносит пользу и увеличивает продолжительность жизни, обостряет чувства и улучшает цвет лица, оздоравливающе действует на кожу, волосы и голос. Он приносит стабильность и излечивает истощение.
- Но несмотря на все эти прекрасные свойства, неумеренное употребление сладкого может привести к расстройствам всех дош. Сладкая пища особенно ухудшает капху и вызывает простуду, кашель, застойные явления, тяжесть, потерю аппетита, леность, ожирение, а также ненормальное разрастание мышечной ткани, застой в лимфатической системе, опухоли, отеки и диабет.
- Кислый. Кислый вкус характерен для таких продуктов, как цитрусовые, сметана, йогурт, уксус, сыр, лимон, незрелые манго, зеленый виноград, и для пищи, приготовленной с помощью бродильных процессов. Кислые продукты текучие, легкие, с согревающим эффектом, влажные по своей природе и анаболические по своему действию. При умеренном употреблении эти продукты действуют освежающе, они вкусны, возбуждают аппетит, улучшают пищеварение, заряжают тело энергией, питают сердце, просветляют ум и способствуют слюноотделению.
- При неумеренном употреблении продуктов с кислым вкусом зубы становятся хрупкими, появляется повышенная жажда, быстрое, рефлексивное мигание, повышается кислотность желудочного сока, появляется изжога, кислотное несварение, язвы и перфорации. Так как кислый вкус вызывает бродильные процессы, он токсичен для крови и может стать причиной таких заболеваний кожи, как дерматит, акнэ, экзема, отеки, фурункулез и псориаз. Его горячие свойства приводят к сдвигу кислотно-щелочного равновесия в сторону закисления, ацидозу, что выражается в ощущении жжения в горле, грудной клетке, в области сердца, мочевом пузыре и мочеиспускательном канале.
- Соленый. Морская соль, каменная соль, фукус – привычные примеры веществ с соленым вкусом, доминирующими элементами которого являются Вода и Огонь. Соленый вкус обладает согревающим действием, он тяжелый, влажный и гидрофильный по своей природе. При умеренном употреблении он уменьшает вату и стимулирует капху и питту. Благодаря элементу воды он оказывает слабительное действие, а элемент огня уменьшает спазм и боли в толстом кишечнике. Так же как и сладкий и соленый вкусы, он оказывает анаболическое действие. В умеренных количествах он способствует сохранению водно-электролитного баланса. Соленый вкус настолько сильный, что «затмевает» все другие вкусы. Он стимулирует слюноотделение, улучшает вкус пищи, помогает пищеварению, всасыванию и выделению отходов.
- Однако слишком большое количество соли в питании ведет к возбуждению питты и капхи. Она делает кровь густой и вязкой, вызывает повышение кровяного давления и ухудшает состояние кожи. При неумеренном употреблении соли могут возникнуть ощущения жара, обмороки, преждевременное появление морщин и облысение. Благодаря своим гидрофильным свойствам она может вызвать отеки и задержку в организме воды. Островковое выпадение волос, язвы, кровоточивость, трещины на коже, повышенная кислотность и повышенное артериальное давление могут быть результатом избыточного употребления соли.
- Острый. Острый вкус присутствует в таких продуктах, как лук, редис, кайенский перец, черный перец, перец чили, чеснок, горчица, имбирь, асафетида. Главными элементами, составляющими острый вкус, являются огонь и воздух. По своей природе он легкий и сухой, оказывающий согревающее действие. Он действует успокаивающе на капху, но возбуждает питту и вату. При умеренном использовании он стимулирует пищеварение, всасывание и очищает рот, а также освобождает синусы, стимулируя секрецию в носу и слезотечение. Острый вкус помогает циркуляции, разрушает тромбы, помогает выделению отработанных продуктов и убивает паразитов и микробов. Он устраняет помехи и приносит ясность восприятия.
- Однако, кроме положительного эффекта, острый вкус при его неумеренном употреблении в повседневном питании может приводить к негативным реакциям. Он может губительно действовать на сперматозоиды и яйцеклетки, приводя к половой слабости как мужчин, так и женщин, вызывать жжение, удушье, обмороки, утомление с жаром и жаждой. Если при этом происходит возбуждение питты, могут появиться диарея, тошнота и изжога. При возбуждении ваты от злоупотребления острой пищей возможны головокружения, тремор, бессонница и боли в мышцах ног. Пептические язвы, колиты, поражения кожи также могут стать результатом избытка острого в питании.
- Горький. Примеры горького вкуса мы найдем в горькой дыне, куркуме и одуванчике, алоэ, желтом щавеле, пажитнике, сандаловом дереве, ревене и кофе. Меньше всего горький вкус встречается в североамериканской кухне. Он состоит из элементов воздуха и эфира и по своей природе обладает охлаждающими, легкими и сухими свойствами. Он увеличивает вату и уменьшает питту и капху. Будучи невкусным в своем чистом виде, горький вкус усиливает, подчеркивает другие вкусы. Он оказывает противотоксическое действие, убивает микробов, успокаивает жжение и зуд, помогает при обмороках и трудно поддающихся лечению кожных заболеваниях. Горький вкус снижает температуру при лихорадке, укрепляет кожу и мышцы. В малых дозах он действует как ветрогонное и тонизирующее средство для пищеварения. В силу своих сушащих свойств он уменьшает количество жира, костного мозга, количества мочи и кала.
- Излишнее потребление горького вкуса может истощать плазму, кровь, жировую ткань, костный мозг, сперму, что ведет к половому бессилию. Крайняя сухость и грубость, истощение и утомление могут быть результатами злоупотребления горьким, временами могут наблюдаться головокружения и потеря сознания.
- Вяжущий. Неспелые бананы, гранаты, турецкий горошек, зеленая фасоль, желтый дробленый горох, окра, «золотая печать», куркума, семена лотоса, ростки (спраутсы) люцерны, семена манго, арджуна и квасцы – это все примеры продуктов с вяжущим вкусом. Вяжущий вкус вызывает характерное давящее ощущение сухости в горле. Он происходит от соединения элементов огня и земли и по своей природе обладает охлаждающими, сухими и тяжелыми свойствами. В небольших количествах вяжущий вкус успокаивает питту и капху, но возбуждает вату. Он всасывает воду и вызывает сухость во рту, затруднения речи и запор. Также он помогает в заживлении язв и, стимулируя свертывание крови, останавливает кровотечения.
- Избыточное употребление пищи с вяжущим вкусом может стать причиной удушья, не поддающихся лечению запоров, слабости кишечника, ослабления голоса, сердечных спазмов, застоя циркуляции. Он может истощать способность к образованию спермы и уменьшать половое влечение, обострять такие нервно-мышечные расстройства вата-типа, как судороги, паралич Белла, нервно-мышечное истощение, паралич, вызванный инсультом, и др.
Влияние вкусов на доши
вкус | вата | питта | капха |
---|---|---|---|
Сладкий | – | – | + |
Кислый | – | + | + |
Соленый | – | + | + |
Острый | + | + | – |
Горький | + | – | – |
Вяжущий | + | – | – |
+ усиливает и может привести к возбуждению
– уменьшает и успокаивает
Согласно Аюрведе, правильно используемый вкус или сочетание вкусов приводит к равновесию всех систем организма, хорошему здоровью и ощущению счастья у всех живых существ. Однако при их неправильном употреблении может быть нанесен большой вред. Поэтому так важно знать положительный и отрицательный эффекты этих 6-ти вкусов для их правильного употребления в питании.
Вирья (воздействие вкуса)
Когда пищевой продукт или лечебная трава попадают в рот, то первое, что мы ощущаем, – это вкус. Затем, а в некоторых случаях и сразу, мы чувствуем его согревающее или охлаждающее действие во рту или в желудке, что обусловлено содержащейся в нем энергией, называемой «вирья».
Каждый из нас, опираясь на собственный опыт, может сформировать общие правила, как он «ощущает» вкус в организме. Например, сладкий вкус производит охлаждающее действие благодаря своей тяжести. Этот эффект действует возбуждающее на капху и благотворно на питту и вату. Встречаются и редкие исключения. Мед и черная патока, например, имеют сладкий вкус, но оказывают согревающее действие. Этот неожиданный, выходящий за рамки общих правил эффект называется «прабхава». Еще одним примером являются лаймы, которые, обладая кислым вкусом, оказывают охлаждающее действие вместо согревающего, характерного для кислого вкуса.
Випак (эффект после переваривания)
Заключительное действие, которое вкус оказывает на тело, ум и сознание, называется эффектом после переваривания, или «випаком». Сладкий и соленый вкусы имеют сладкий випак, кислый вкус – кислый випак, а випак острого, горького и вяжущего вкусов все острые.
Если известен вкус, тепловое воздействие и эффект после переваривания той или иной пищи или лечебной травы, то легко понять ее действие на системы организма. Это знание составляет суть целительства и приготовления пищи.
Просуммируем все вышесказанное: первое субъективное ощущение продукта на языке – это вкус (раса); немного погодя появляется ощущение тепла или прохлады (вирья); и, наконец, влияние продукта на мочу, кал и пот (випак). Например, при употреблении в пищу острого чили вы моментально ощутите его острый вкус, согревающий эффект, а на следующий день и жжение при дефекации и мочеиспускании.
Прабхава (особый эффект, не поддающийся объяснению)
Когда 2 продукта, имеющие схожие вкус, тепловое действие и эффект после переваривания, производят абсолютно разное воздействие, это явление называется «прабхавой». Объяснения этому феномену не существует. Он не поддается логическим обоснованиям известных нам теорий. Гхи (топленое сливочное масло) в количестве 2 ч. л. со стаканом молока действует как слабительное средство, однако в меньшей дозе, например 1/2 чайной ложки, имеет закрепляющий эффект. Почему? Ответ следует искать в прабхаве. Все драгоценные камни, минералы и мантры помогают исцелению благодаря прабхаве. Прабхава – это особое активное скрытое действие осознавания, присутствующего в веществе.
Агни (пищеварительный огонь)
Аюрведическая медицина основывается на удивительной концепции пищеварения, которая начинается с внешней обработки и приготовления пищи. Основными требованиями для этого являются наличие места готовки, топлива, воздуха, огня, посуды, воды, пищевых продуктов и организатора процесса. Те же условия необходимы и для внутреннего «приготовления» – переваривания пищи. Местом «готовки» становится кишечник, а огнем – агни. Роль топлива играет переваренная вчера пища, которая разжигает агни; посуда для приготовления – желудок, где слизистая секреция играет роль воды, тогда как зерно символизирует съеденную сегодня пищу. Поваром или организатором процесса является прана. Вентилирующий, раздувающий огонь воздух называется «самана» (подтип ваты). В желудке (в нашей аналогии – кастрюле) пища находится на огне. Вода в кастрюле (капха) обеспечивает «доступ» огня к каждому зерну. Большой огонь в очаге – это центральный огонь, огонь пищеварения. Переваренная вчера пища дает энергию кишечной стенке для выработки пищеварительных ферментов. Эти ферменты становятся топливом для агни. Но никакие процессы не происходят без организатора (праны). Следующий далее рисунок иллюстрирует вышеописанное.
Наша пища несет солнечную энергию, которая может усваиваться только в процессе пищеварения. Приходящая извне пища должна быть превращена в вещества, которые всасываются и питают ткани организма. За процессы такого превращения отвечает множество разных ферментов. Термин «агни» используется в Аюрведе для описания этих ферментов и их участия в метаболических процессах. Без агни невозможно усвоение ни пищи, ни впечатлений.
В нормальном сбалансированном состоянии агни поддерживает жизнеспособность, хорошее здоровье и высокую продолжительность жизни. Он обеспечивает жизненной эссенцией (оджас), оберегает дыхание жизни (прана) и поддерживает тело в отличном состоянии. Если же агни не функционирует должным образом, человек начинает чувствовать себя неважно. Если же этот огонь жизни гаснет, вскоре приходит смерть. Центральный агни находится в желудке. Общее число агни, управляющих всем процессом пищеварения и обмена веществ, равно 13. Из них 5 агни находятся в печени и по одному агни приходится на каждую из 7-ми основных тканей организма.
Множество факторов, таких, как наносящий ущерб здоровью образ жизни и характер питания, употребление плохо сочетаемых пищевых продуктов, подавление эмоций, могут вызвать ухудшение состояния дош в теле, что вскоре приводит к расстройству агни и невозможности полноценного переваривания употребляемой пищи. Непереваренная пища превращается в болезнетворную, токсичную, липкую субстанцию, называемую «амой».
Ама – это коренная причина множества болезней. Присутствие амы в различных системах организма приводит к ощущению усталости и тяжести. Она может вызвать расстройство пищеварения, запоры, образование газов в кишечнике, диарею. Временами она становится причиной неприятного запаха изо рта, извращения вкуса и вызывает чувство растерянности и замешательства. На языке появляется толстый налет (взгляните на язык в зеркало!), характерная генерализованная боль в теле и отсутствие гибкости. Сильная тяга к какой-нибудь конкретной пище также может отражать состояние агни.
Приготовление пищи по рецептам Аюрведы требует детального знания концепции агни. В зависимости от природы агни данного человека можно с помощью употребления определенных специй, трав, добавок, пикулей помочь «зажечь» агни и тем самым улучшить пищеварение. В зависимости от того, возбуждение какой из дош имеет место быть, агни бывает сбалансированным, беспорядочным, слишком высоким или слишком низким.
Виды агни
Сама-агни | сбалансированный |
Вишама-агни | беспорядочный; обычно ассоциируется с ватой |
Тикшна-агни | повышенный; обычно ассоциируется с питтой |
Манда-агни | пониженный; обычно ассоциируется с капхой |
- Сама-агни (сбалансированный обмен веществ). Когда все доши сбалансированы соответственно данной конституции, агни находится в состоянии равновесия и обеспечивает уравновешенный метаболизм. У такого человека переваривание полноценной в качественном и количественном отношении пищи проходит без каких-либо неблагоприятных явлений или симптомов. То есть наблюдается отличное состояние здоровья. Люди, одаренные сама агни, не страдают ни по причине еды, ни из-за погодных условий, ни из-за действия какой-либо вредной привычки. Они наделены хорошим здоровьем и долгой жизнью. Они обладают спокойным, доброжелательным характером, ясностью сознания и ощущением счастья. Стабильное здоровье, большое количество оджаса, теджаса и праны, а также сильная иммунная защита присущи этому состоянию агни.
- Вишама-агни (беспорядочный обмен веществ). Агни может сильно измениться в результате усиления ваты. Он становится неустойчивым, делая процесс пищеварения беспорядочным, вызывая дистонию кишечника, запоры и кишечные колики, иногда диареи, чувство тяжести после еды и урчание в кишках. Может появиться сухость кожи, хруст в суставах, боли по типу ишиаса и в пояснице, бессонница, чувство сильного страха и тревоги. Иногда возникает сильная тяга к жареной пище. Холодные свойства ваты замедляют агни, а подвижные качества ваты приводят к его колебанию, что делает обмен веществ беспорядочным. В итоге образуется ама, которую можно обнаружить по появлению коричневатого налета на языке. При вишама-агни могут возникнуть различные симптомы расстройства ваты, такие как сухость во рту, рыхлость десен, мышечные спазмы и так далее.
- Тикшна-агни (повышенный метаболизм). Агни может усилиться, когда возбуждается питта-доша, обладающая горячими, острыми и проникающими свойствами. Усиление агни приводит к повышению интенсивности обмена веществ. В таком состоянии человек испытывает желание часто и много есть. После переваривания появляется сухость в горле, сухость губ, неба, изжога, а также внезапные ощущения жара и симптомы гипогликемии. Текучие, кислые и горячие свойства питты могут приводить к повышению кислотности желудочного сока, гастриту, колиту и дизентерии. Могут возникнуть симптомы воспаления, такие как тошнота, рвота, боли в области печени и подобные им. Некоторых людей тикшна-агни приводит в состояние гнева, ненависти и зависти. Человек начинает критиковать и осуждать «всех и вся». Этому состоянию может сопутствовать сильная тяга к сладкому – леденцам, печенью, шоколаду. Согласно Аюрведе, многие заболевания, связанные с расстройством питты, имеют в своей основе тикшна-агни.
- Манда-агни (пониженный метаболизм). Элементы земли и воды, составляющие капха-дошу, тяжелые, медлительные и холодные, подавляют легкие, острые и горячие свойства агни, отчего агни становится слабым и медленным, что замедляет и обмен веществ. У человека с таким типом агни не может полноценно перевариться и обычная пища. Даже без употребления пищи присутствует чувство тяжести в желудке, симптомы простуды, заложенность и кашель. Наблюдаются слюнотечение, потеря аппетита, тошнота и даже рвота слизью. В некоторых случаях появляются отечность, ожирение, подъем артериального давления и диабет. Характерны летаргия, сонливость, кожа становится холодной и липкой, возникает слабость во всем теле. В психоэмоциональном плане усиливаются чувства собственнической привязанности и жадности. Этому состоянию может сопутствовать сильная тяга к горячей, острой, сухой пище со специями. Почти все заболевания капха-типа имеют причиной манда-агни.
Читайте. Пищеварение: доши, агни и питта
Процесс пищеварения
Полезно постараться понять, как происходит процесс пищеварения, начинающийся с жевания пищи во рту. Разжевывание пищи делает ее мягкой, разжиженной, теплой, легко проглатываемой. В этом процессе важная роль принадлежит слюне (бодхака капхе). Затем пища попадает в желудок. В следующие приблизительно 90 минут слизистый секрет из кледака-капхи еще больше разжижает пищу и разделяет ее на маленькие кусочки. На этой стадии пища становится сладкой. Человек чувствует удовлетворение и насыщение. Эта стадия пищеварительного процесса идет с помощью кледака-капхи, когда сладкий вкус проникает в плазму, в результате чего повышается уровень сахара в крови.
В течение следующих 90 минут переваривания в желудке пища становится кислой из-за выделения соляной кислоты (пачака-питта). Слизистый секрет, о котором упоминалось выше, защищает стенки желудка от обжигающей питты. Кислый вкус состоит из элементов огня и земли. Элемент огонь помогает питте в процессе переваривания пищи. Он делает желудок несколько «легче». Пища становится мягче и еще больше разжижается, что делает возможным всасывание через стенку желудка легких молекул пищевых веществ. На этом этапе в плазму проникает кислый вкус.
В конце третьего часа с помощью саманы (подтипа ваты) открывается пилорический клапан, и содержимое желудка начинает опорожняться в двенадцатиперстную кишку, дуоденум, первый отдел тонкого кишечника. Здесь происходит смешивание с желчью, вырабатывающейся в печени и поступающей из желчного пузыря. Благодаря солям желчных кислот пища становится соленой на вкус в результате реакций между кислотой желудочного сока и щелочными свойствами желчи. Здесь переваренная пища становится водянистой и соленой. Элементы вода и огонь способствуют ее всасыванию, и теперь соленый вкус проникает в плазму. Соленый вкус сохраняется до поступления пищи в тощую кишку, средний отдел тонкого кишечника. Пища находится в тонком кишечнике примерно 2,5 часа. На этом этапе острый вкус проникает в плазму, вызывая выделение тепла.
После окончания процесса пищеварения в тонком кишечнике пищевой материал поступает в слепую кишку – начало толстого кишечника, где приобретает горькие свойства. Воздух и эфир, элементы, составляющие горький вкус, помогают дальнейшему измельчению пищевой массы. Всасывание минералов также управляется этими элементами. В итоге пища поступает в восходящий отдел толстого кишечника. На этом этапе превалирующим становится вяжущий вкус и его свойства делают пищевую массу плотной благодаря элементам земли и воздуха. Проникая в плазму, вяжущий вкус приносит ощущение легкости. Комбинация ваты и питты выделяет необходимые и менее ценные питательные вещества. Горький и вяжущий вкусы способствуют всасыванию и стимулируют моторику толстой кишки, действуя через апану, подтип ваты. При поступлении оформленных переработанных продуктов в прямую кишку вата вызывает мышечные сокращения кишки, что приводит к опорожнению.
Полностью процесс пищеварения занимает от 6-ти до 8-ми часов, в течение которых пища проходит через различные стадии в соответствии с изменением вкуса. Однако пищеварительный процесс не заканчивается всасыванием питательных веществ и воды в толстой кишке. Теперь возникают тончайшие процессы, обеспечивающие доставку питательных веществ и их использование клетками крови, костной, жировой, мышечной, нервной и репродуктивной тканей и плазмой. С помощью еще одного агни переваренная пища претерпевает дальнейшие изменения на клеточном уровне, превращаясь в чистую энергию сознания, питающую ум.
Авторы: Васант Лад, Уша Лад
Источник: книга «Аюрведическая кулинария»