Как вырваться из мучительного цикла рождения и смерти?

Воспоминания о наших прошлых жизнях могут быть очень увлекательными, но на самом деле признать, что душа переселяется из тела в тело, необходимо для другого — чтобы вырваться из мучительного цикла рождения и смерти. В своей лекции, прочитанной в августе 1973 г. в Лондоне, Шрила Прабхупада предостерегает: «Это не очень-то приятно — умирать и рождаться вновь. Мы знаем, что, умерев, должны будем вновь войти во чрево матери, а в нынешние времена матери убивают своих детей во чреве».

дехино ‘смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхирас татра на мухйати

«Подобно тому как воплощенная душа переходит из тела ребенка в тело юноши, а затем в тело старика, после смерти одного тела она переходит в другое. Все эти перемены не могут смутить здравомыслящего человека»
Бхагавад-гита, 2.13

Многие люди не в состоянии понять этот простой стих. Поэтому Кришна говорит: дхирас татра на мухйати«Понять это может лишь человек здравомыслящий». Но в чем же трудность? Объяснение, которое дал Кришна, очень простое. Жизнь разделяется на три периода. Первый — каумарам — длится до пятнадцатилетнего возраста. С шестнадцати лет начинается молодость, яуванам. А после сорока или пятидесяти приходит старость — джара. Поэтому дхиры — люди здравомыслящие, с ясным умом — могут понять: «Я поменял тело. Помню, мальчиком я играл и прыгал. Затем я стал молодым человеком, наслаждался обществом друзей и семейным счастьем. Теперь я старик, и, когда это тело умрет, я переселюсь в новое тело».

В предыдущем стихе Кришна сказал Арджуне: «Все мы: ты, Я и все эти воины и цари, здесь присутствующие,- существовали в прошлом, существуем ныне и будем существовать в будущем». Это слова Кришны. Но какой-нибудь невежда обязательно скажет: «Как мог я существовать в прошлом? Я родился в таком-то году, а до этого меня не было. Сейчас, это верно, я существую. Но как только умру, перестану существовать». Однако Кришна говорит: «Ты, Я — мы все существовали, по-прежнему существуем и будем существовать впредь». Разве это подлежит сомнению? Нет, это неоспоримый факт. До нашего рождения мы существовали в другом теле, и после нашей смерти мы будем существовать в другом теле. Надо это понять.

К примеру, семьдесят лет назад я был ребенком, затем стал юношей, а теперь я старик. Мое тело изменилось, но я, владелец тела, продолжаю существовать, как и прежде. Неужели это так трудно понять? Дехино ‘смин йатха дехе. Слово «дехинах» значит «владелец тела», а «дехе» — «в теле». Тело изменяется, но душа, владелец тела, остается неизменной.

Каждый может понять, что его тело изменилось. И в следующей жизни оно также изменится. Другое дело, что мы ничего не помним. Каким было мое тело в прошлой жизни? Не помню. Стало быть, нам по природе свойственна забывчивость, но, если мы чего-то не помним, это вовсе не означает, что этого не было. Отнюдь нет. В детстве я делал много такого, о чем помнят мои отец и мать, но сам я забыл. Так что, если я чего-то не помню, это вовсе не означает, что этого не происходило.

Точно так же смерть просто означает, что я забываю, кем был в прошлой жизни. Вот что такое смерть. Сам я, вечная душа, не умираю. Скажем, я меняю свои одежды. В детстве я носил одни одежды, в юности — другие. Теперь, в старости, как санньяси, «человек, отрекшийся от мира», я опять поменял одежды. Однако смена одежд не означает, что их владелец умер. Ни в коем случае. Вот простое объяснение феномена переселения души.

Кроме того, мы все существа индивидуальные. О том, чтобы мы слились воедино, не может быть и речи. Каждый из нас — индивидуальность. Бог — индивидуальность, и мы все индивидуальности. Нитйо нитйанам четанаш четананам. «Из всех бессмертных, наделенных сознанием индивидуальных личностей одна является высшей». Разница в том, что Бог никогда не меняет Своего тела, но мы, пребывая в материальном мире, постоянно меняем наши тела. Когда мы вернемся в духовный мир, никаких смен тела уже не будет. У Кришны есть сач-чид-ананда-виграха — вечное тело, исполненное блаженства и знания, и точно так же вы, когда вернетесь домой, к Богу, будете обладать подобным телом. Однако разница между вами и Богом сохранится: Кришна не меняет Своего тела, даже когда приходит в материальный мир. Поэтому одно из Его имен — Ачьюта, «тот, кто никогда не падает».

Кришна вообще не меняется. Он не может пасть жертвой иллюзии, потому что Он Сам управляет майей, материальной энергией. Материальная энергия управляет нами, а Кришна управляет материальной энергией. В этом различие между нами и Кришной. И Он управляет не только материальной энергией, но и духовной — всеми видами энергии. Все видимое нами, все проявленное — энергия Кришны. Точно так же, как тепло и свет являются энергиями солнца, все творение состоит из энергий Кришны.

Есть много различных энергий, но их принято делить на 3 основные группы: внешнюю, внутреннюю и пограничную энергии. Мы, живые существа, относимся к пограничной энергии. Термин «пограничная» означает, что мы по своему желанию можем находиться под властью либо внешней, либо внутренней энергии. Это подразумевает свободу выбора.

Изложив «Бхагавад-гиту», Кришна говорит Арджуне: йа тхеччхаси татха куру«Можешь поступать, как пожелаешь». Кришна предоставляет Арджуне свободу действий. Он не навязывает Свою волю. В принуждении нет ничего хорошего. То, что навязано силой, недолговечно. К примеру, я советую ученикам: «Вставайте пораньше». Я никого не принуждаю. Конечно, раз-другой можно прибегнуть и к принуждению, но, если нет желания, принуждение бесполезно. Так и Кришна никого не принуждает покидать материальный мир. В этом мире все обусловленные души находятся под влиянием внешней, или материальной, энергии, и Кришна приходит сюда, чтобы вызволить нас из ее сетей. Мы все — неотъемлемые частицы Кришны, и следовательно, все мы — Его дети. А если ребенок страдает, отец его, хотя и косвенно, так же испытывает страдание. Допустим, сын сходит с ума или, как в наши дни, становится хиппи. Отца это очень огорчает: «Мой сын влачит такое жалкое существование». Отец, естественно, обеспокоен. Подобно этому, обусловленные души страдают, влача жалкое существование в материальном мире. И Кришну это очень беспокоит. Вот почему Он Сам нисходит в этот мир и учит нас, как возвратиться к Нему. (Йада йада хи дхармасйа гланир бхавати… тад-атманам срджамй ахам.)

Являясь, Кришна предстает перед нами в Своем изначальном облике. Но мы, к несчастью, принимаем Кришну за одного из нас. В каком-то смысле Он действительно один из нас: Он отец, а мы Его дети. Но Он главный среди всех живых существ: нитйо нитйанам четанаш четананам. Он могущественнее нас. Он самый могущественный, Он обладает наивысшим могуществом. Мы тоже обладаем некоторым могуществом, но могущество Кришны безгранично. В этом разница между нами и Кришной. Мы не можем быть равными Богу. Нет никого равного Кришне или более великого, чем Он. Все остальные занимают подчиненное положение. Экале ишвара кршна, ара саба бхртйа: все — слуги Кришны; Кришна — единственный повелитель. Бхоктарам йаджна тапасам сарва-лока-махешварам: «Я единственный наслаждающийся, Я владею всем»,- говорит Кришна, и это не подлежит сомнению.

Мы меняем свои тела, но тело Кришны остается неизменным. Это важно понять. Доказательством служит то, что Кришна помнит прошлое, настоящее и будущее. В четвертой главе «Бхагавад-гиты» Кришна говорит, что около ста двадцати миллионов лет назад Он изложил философию «Бхагавад-гиты» богу Солнца. Почему Кришна может это помнить? Потому, что Он не меняет Своего тела. Мы страдаем забывчивостью, поскольку наше тело каждый момент меняется. Это медицинский факт. Частицы нашей крови обновляются каждую секунду. Но внешне это происходит незаметно. Вот почему отец и мать ребенка не замечают, как он растет. Если какой-нибудь знакомый навещает семью после более или менее длительного отсутствия и видит, как вырос ребенок, он удивляется: «Смотрите, как он вырос, совсем большой». Но отец и мать этого не замечают, потому что видят ребенка ежедневно, а перемены в его теле происходят незаметно, каждое мгновение. Итак, мое тело постоянно меняется, но я, душа, владелец тела, не меняюсь. Это следует понимать.

Все мы, индивидуальные души, вечны, но наши тела меняются, поэтому мы страдаем, проходя через рождение, смерть, старость и болезни. И Движение сознания Кришны призвано избавить нас от этих постоянных перемен. Мы должны задаться вопросом: «Если я вечен, то как мне достичь неизменного положения?» Все хотят жить вечно, никто не хочет умирать. Если я направлю на вас пистолет и скажу: «Я тебя убью», вы тотчас начнете звать на помощь, потому что не хотите умирать. Это не очень-то приятно — умирать и рождаться вновь. Мы все подсознательно понимаем, что это грозит нам ужасными мучениями. Мы знаем, что, умерев, должны будем вновь войти во чрево матери, а в нынешние времена матери убивают своих детей во чреве. Стало быть, придется переселяться во чрево новой матери. Процесс смены тела очень долог и мучителен. В подсознании у нас сохранилась память о всех перенесенных муках, и потому мы не хотим умирать.

Нам следует задаться вопросом: «Если я вечен, то почему меня обрекают на это временное существование?» Вопрос вполне разумный — он касается нашей главной проблемы. Но невежду она не заботит. Его интересует одно — как есть, спать, заниматься сексом и обеспечивать свою безопасность. Но, даже если вы хорошо питаетесь и хорошо спите, в конце концов вас все равно ожидает смерть. Проблема смерти остается нерешенной. Но невежды и думать не думают об истинных проблемах жизни. Все их усилия уходят на решение временных проблем, которые, в сущности, даже и не являются проблемами. Птицы и звери тоже едят, спят, занимаются сексом и пытаются избежать опасностей. Все это они хорошо умеют, и им не нужно ни образования, ни так называемой цивилизации. Следовательно, все это — не самое главное. Самое главное то, что, хотя мы не хотим умирать, нас неминуемо настигает смерть. Это и есть наша истинная проблема.

Невежды этого не понимают. Они глубоко увязли в решении сиюминутных проблем. Допустим, стоит лютый холод. Это проблема. Мы должны запастись теплым пальто, развести огонь в печи, а если это невозможно, мы будем страдать. Итак, лютый холод — проблема. Но это временная проблема. Вместе с зимой уйдет и холод. Это не постоянная проблема. Постоянная проблема состоит в том, что из-за своего невежества я рождаюсь, страдаю от болезней, страдаю от старости и наконец умираю. Вот они, мои подлинные проблемы. Поэтому Кришна говорит: джанма-мртйу-джара-вйадхи-духкха-дошанударшанам. Обладающие истинным знанием понимают, что рождение, смерть, старость и болезни — это истинные проблемы жизни.

Кришна также говорит: дхирас татра на мухйати«Здравомыслящий человек, умирая, не теряет присутствия духа». Если вы приготовились к смерти, разве сможет что-нибудь смутить вас? К примеру, если в детстве и отрочестве вы как следует подготовились к жизни, получили образование, то вы найдете хорошую работу, займете хорошее положение в обществе и будете счастливы. Точно так же, если в этой жизни вы подготовитесь к возвращению домой, к Богу, чего ради вам беспокоиться в момент смерти? Для беспокойства нет никаких оснований. Вы знаете: «Я отправляюсь к Кришне. Я отправляюсь домой, к Богу. Мне больше не придется менять материальные тела, у меня будет духовное тело. Отныне я буду играть с Кришной, танцевать с Кришной и делить с Ним трапезу». Это и есть сознание Кришны — приготовиться к будущей жизни.

Иногда умирающий в ужасе кричит, ибо в соответствии с кармой людям, отягощенным грехами, перед смертью являются кошмарные видения. Грешник знает, что ему предстоит вселиться в какое-нибудь омерзительное тело. Но люди благочестивые, преданные Господу, умирают безмятежно. Глупцы спрашивают: «Вы, преданные, умираете, и непреданные тоже умирают, какая же между вами разница?» Но разница есть. Кошка хватает зубами и своего котенка, и мышь. Со стороны может казаться, будто она хватает и котенка, и мышь одинаково. Однако на самом деле разница огромная. Котенок радуется: «Моя мать несет меня куда-то». А мышь чувствует дыхание смерти: «Сейчас я умру». Вот в чем разница. Хотя умирают и преданные, и непреданные Богу, перед смертью они испытывают разные чувства — так же, как котенок и мышь. Не думайте, что и те и другие умирают одинаково. С телом, быть может, происходит то же самое, но внутреннее их состояние разное.

Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (4.11):

джанма карма ча ме дивйам
эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма
наити мам эти со ‘рджуна

Если вы просто будете пытаться постичь Кришну, то в час смерти сможете отправиться к Нему. Все, связанное с Кришной, божественно, трансцендентно: деяния Кришны, облик Кришны, поклонение Кришне, храм Кришны, величие Кришны — все трансцендентно. Если вы это поймете или хотя бы попытаетесь понять, то вырветесь из круга рождений и смертей. Так обещает Кришна. Поэтому постарайтесь понять Кришну и остаться в сознании Кришны. Тогда все эти проблемы — рождение, смерть, старость и болезни — решатся сами собой, очень легко.

Дхира, человек здравомыслящий, подумает: «Я хочу жить вечно. Почему наступает смерть? Я хочу прожить жизнь совершенно здоровым. Почему же приходят болезни? Я не хочу стареть. Почему же приходит старость?» Джанма-мртйу-джара-вйадхи. Это настоящие проблемы. Решить их можно, но для этого нужно обратиться к сознанию Кришны и постичь Кришну. А чтобы вы могли постичь Кришну, вам дана «Бхагавад-гита», где все очень ясно изложено. Добейтесь же, чтобы ваша жизнь увенчалась успехом. Поймите, что вы не тело. Вы помещены в телесную оболочку, но вы не тело. К примеру, птица сидит в клетке, но это вовсе не означает, что клетка и птица — одно и то же. Бывают такие глупцы, которые заботятся о клетке, а не о птице, и птица умирает от голода. Точно так же мы страдаем от духовного голода. Поэтому все в материальном мире несчастны. Здесь не хватает духовной пищи. Вот почему в такой богатой стране, как Америка, где никто не нуждается в еде и жилье, где вдоволь материальных удовольствий, молодые люди становятся хиппи. Молодежь испытывает неудовлетворенность, ибо страдает от духовного голода. Вы можете обладать всеми материальными богатствами, но, если вам недостает духовной пищи, вы никогда не будете счастливы.

Людям необходимо духовное омоложение. Вы должны осознать: ахам брахмасми«Я не тело, я Брахман, вечная душа». Тогда вы станете счастливы. Брахма-бхутах прасаннат ма на шочати на канкшати самах сарвешу бхутешу. Тогда в мире воцарится подлинное равенство и братство. В противном случае эти понятия останутся пустым звуком — просто высокопарными словами. Не может быть равенства, братства и т.п. без сознания Кришны. Поднимитесь на духовный уровень, и тогда в ваших глазах все станут равными. Иначе вы будете думать: «Я человек с двумя руками и ногами, а у коровы нет рук, только ноги. Почему бы мне не убить и не съесть ее?» Как вы можете так думать? Какое вы имеете право убивать животное? У вас нет понятия о равенстве, потому что у вас нет сознания Кришны.

Следовательно, в этом мире так называемое образование, культура, братство — всего лишь пустые слова. Сознание Кришны — вот что необходимо изучать. Только так общество станет счастливым, и никак иначе.

Благодарю за внимание.

Автор: Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада
Источник: книга «Путешествие вглубь себя»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии