Радоница

Радоница (Радуница) – день, установленный Православной церковью для поминовения усопших. Иначе Радоницу называют Пасхой для умерших.

Рукописи Иоанна Златоуста (IV век) свидетельствуют, что Радоница отмечалась христианами уже в древности.

Другие названия

В России:

  • Радовница
  • Радожное
  • Радольница
  • Радонница
  • Родоница
  • Радостное
  • Радошница
  • Радошно
  • Радунец
  • Радуница
  • Радушное воскресенье
  • Редомное воскресенье
  • На Украине:

  • Гробки
  • Могилки
  • В Белоруссии:

  • Навий день
  • Радованские поминки
  • Радованцы
  • Родительская
  • Усопшая Радованица
  • Этимология

    Слово «радоница» произошло от слов «род» и «радость», что испокон веков призывает христиан радоваться переходу своих близких в мир иной. В этот день церковь призывает не скорбеть и не печалиться, ведь победа Христа над смертью должна вытеснить грусть.

    Доктор филологических наук Ю. Лаучюте выдвинула мнение, что слово было позаимствовано из литовского языка, где «раудине» – «молитва за усопших с плачем», а «рауда» – «плачь с причитанием».

    Также есть мнение, что название Радуница – это производное от греческого слова, которое переводится как «розовый куст, розовый сад, день роз» со значением «поминовение мертвых». Однако немецкий языковед М. Фасмер отрицал подобный перевод русского слова «Радуница». Он ссылался на отсутствие в греческом языке подобного обозначения поминок, считая наилучшим пониманием Радоницы как праздника веселого поминовения мертвых.

    Полесское название праздника – Деды радостные – сближает Радоницу со словом «радоваться», а также с христианским восприятием Пасхи – радость о воскресшем Иисусе Христе и грядущем воскресении мертвых.

    Даты поминовений

    Радоница приходится на вторник второй недели после Пасхи, через день после Фоминого воскресенья. В России, на востоке Беларуси, а также на северо-востоке Украины Радоница чаще всего попадает на вторник, изредка – на понедельник.

    Жители Костромской губернии празднуют Радоницу в воскресенье.

    В Карпатах и Польше праздником аналогичным Радонице были Проводы. Отмечали этот день в воскресенье либо в понедельник. В Польше – во вторник. В Центральной Украине Проводы приходятся на понедельник, а в Восточной Украине и на севере России – на Красную горку.

    В Молдове Радоница – Родительский день, отмечается в понедельник. А в Беларуси Пасха для усопших считается официальным праздником и нерабочим днем. Приходится на второй вторник после праздника Христова Воскресения.

    На юге России существует день, который именуется «Пасха мертвых». Попадает этот день на понедельник. По обычаям мужчины закалывают барана либо быка, а женщины идут на кладбище с пасхальными продуктами.

    Радоница и Церковь

    Проповедник Амвросий Медиоланский утверждал, что в Радоницу «достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со святыми мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня». Православный священник С. В. Булгаков отмечает: «Эти слова св. Амвросия хотя относятся к мученикам, но они могут быть доказательством нашего обычая совершать память усопших после Пасхи в понедельник или вторник Фоминой недели, потому что начало торжественного поминовения в вере скончавшихся положено в новозаветной Церкви благочестивым обычаем совершать память мучеников, а среди мучеников погребали в древности и прочих умерших».

    По православному обычаю, согласно Типикону, после Фомина воскресенья начинается пение заупокойной литии, которые прекращаются с Чистого четверга. Именно поэтому Радоница приходится на понедельник или вторник Фоминой седмицы.

    Совершение на Радоницу заупокойной службы (как на Троицкую субботу) критиковалась многими литургистами, в частности, Афанасием (Сахаровым). Объяснялось это тем, что Устав не допускает сочетания праздничного и заупокойного. Церковью также осуждаются принятые традиции Радоницы. Например, поминовение усопших алкогольными напитками считается язычеством. О ситуации в XX веке говорится:
    «До настоящего времени в некоторых местах существует возмутительный обычай сопровождать послепасхальные поминовения усопших диким пьяным разгулом. Все Киевское приходское духовенство увещевало прихожан оставить этот грешный обычай справлять чисто по-язычески пьянственную тризну на гробах своих усопших».

    Празднование Радоницы

    В Беларуси
    В современной Беларуси, где День поминовения – выходной, на Радоницу (во второй половине дня) все семейство идет на кладбище к могилам близких людей. Здесь катают по могилам освященные на Пасху яйца и говорят: «Христос Воскрес!», после чего достаются заранее приготовленные блюда (сухие), которых должно быть обязательно нечетное числа и совершают трапезу.

    Во время еды произносят: «Святые родители, приходите к нам хлеба да соли поесть!» и символически делятся с умершими едой, которую принесли. С некоторой родней видятся только на Радоницу, поэтому поощряется во время этой трапезы вести беседы о делах с дальними родственниками, знакомить с детьми и вспоминать усопших.

    Уходя с могилы, следует обратиться с умершими родственниками со словами: «Мои родители, простите, не сердитесь: чем хата богата, тем рада. Лежите спокойно, а нас не скоро дожидайтесь». Остатки еды от трапезы возле могилы можно отдать нищим или оставить там «для мертвых».

    А еще в Беларуси сохранилась традиция поздно вечером, после завершения Радоницы, мыться и париться в бане. Это считали очистительным обычаем, как и снятие запрета на посещение бани, который соблюдался в некоторых местах, начиная со Страстного четверга, и длился до Радоницы.

    Аналогичный обычай с баней существует и по нынешний день в некоторых районах Украины.

    На Смоленщине
    На Радоницу: «Пекут драчену, варят кашу, жарят “яешню”, красят яйца, пекут пироги, лепешки или блины (тоненькие из пшеничной муки). Накладывают каши целую чашку, хорошенько помаслят, сверху положат пирог, а в другую чашку кутьи, блинов или лепешек, драчену, яешню, сверху вареных красных яиц; свяжут все тряпкою. Хозяин приготовляет водку; смотря по достаткам – полштофа или два, а когда родня большая и двор богатый, то и целую баклашку, гарчик, да и отдельно еще бутылочку для особенно дорогих или почетных гостей, крепко настоенную стручистым перцем».

    После церковной панихиды: «Хозяин одно крашеное яйцо закапывает в землю, христосуется таким образом с умершим, священник уходит, а семья садится вокруг могилы. Хозяин и близкие родные начинают выть по умершим, потом и они садятся вместе с другими, начинают выпивать вотычку, едят все кушанья, которые принесены на могилу. Тут бывают и старцы, и бобылки безродные. Каждый оделяет их всем имеющимся: кушаньем, так и водкою. А потом вздремнувши и потянувшись хорошенько, после непродолжительного сна, возвращаются домой. Некоторые еще сидят, разговаривают, проводят время, как дома. Курить не воспрещается. “Покойник любил курить – покурим”. Старики и старухи вечером остаются дома, а молодые парни, мужики и бабы, а также девки идут к кабаку, водят хороводы, играют в горелки, поют песни, веселятся, оправдывая таким образом пословицу: “Радоница по обеду плачет, а после обеда скачет”. На Радоницу мальчишки борются, пробуют крепость яиц, “играют на убитки”».

    В других местах
    В некоторых областях России Радоница считалась днем церковного и домашнего поминовения. В этот день не было принято ходить на кладбище и навещать могилы усопших. Например, в северо-восточной части России топили баню, а также оставляли водичку с веником и чистую одежду для усопших родных. Но самим запрещалось заходить в баню и вообще мыться.

    На Черниговщине вторник Фоминой недели называли – Радульные деды. Считалось, что покойные родственники в этот день обязательно придут домой, поэтому для них на окно выставляли воду и сыпали крошки еды, а на столе должны были стоять 3 приема пищи («завтрак», «обед» и «ужин»). Только после этого «диды шли да дому».

    Перед тем как идти на кладбище в Радоницу, стоит обязательно посетить церковь для того, чтобы заказать панихиду, помолиться об усопших и написать записки.

    К празднованию Дня поминовения умерших всегда красили яйца, чаще всего выбирали для покраски желтый и зеленый цвета. Крестьяне свято верили, что раньше, чем на Радуницу, поминать усопших нельзя. А в советские времена многие люди приходили праздновать Пасху и Радоницу, почтить память родных на кладбище в один день, так как у многих был запрет на посещение церкви.

    В наше время Церковь рекомендует следовать таким порядкам. Придя на кладбище, надо зажечь свечу и помолиться. Для совершения литии при поминовении усопших можно пригласить священника на могилу родных. После чего, прибрать могилу и просто помолчать, вспоминая покойного. Ни в коем случае нельзя распивать спиртные напитки у могил умерших – это оскорбляет их память. Поэтому обычай оставлять после визита на могиле рюмку со спиртным является всего лишь пережитком язычества и не соблюдается в современных православных семьях.

    Несмотря на то, что место празднования Радоницы – кладбище, а настроение у всех поминальное, в этот день нельзя печалиться, ведь он всегда считался радостным. В этот день печали и переживания по поводу потери родных людей должны отойти на второй план. Наоборот, принято радоваться их новому перерождению в жизнь иную, вечную.

    Окликание дождя

    На Радоницу дети «окликали» первый весенний дождь. Верили, что не бывает радоницкого вторника без дождя. При виде облака дети выкрикивали:
    «Дождик, дождик! Снаряжайся на показ.
    Дождик, припусти, мы поедем во кусты, во Казань побывать, в Астрахань погулять.
    Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лен поливай ведром.
    Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!»

    Если дождь начинался, то детвора кидалась умываться «небесной водицей»: по словам стариков, это должно приносить счастье. Если же ударит первый весенний гром, то женщины и девушки шли под дождь умываться через серебряные и золотые кольца, так как верили, что этим они сохраняют красоту и молодость.

    Это может быть вам интересно
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    0 комментариев
    старее
    новее большинство голосов
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии