Илия Печерский, или Илья Муромский, – святой Русской Православной церкви, инок Киево-Печерского монастыря, почитается в лике преподобных.
День преподобного Илии Печерского – празднуется по церковному календарю 19 декабря (1 января), а в юлианском календаре памятной датой считается 28 сентября согласно Собору преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах.
Былинный Илия Муромец или святой Илия Киево-Печерский
Существует мнение, что Илия Печерский и есть, известный по русским былинам, Илья Муромец. Прототипом этого персонажа ученые считают силача по прозванию «Чоботок», который родился в Муроме/Муровске. Силач Илия был воином во времена князя Владимира Мономаха и служил Отечеству. Всю свою жизнь Илия ходил в военные походы, а в конце жизни ушел в монастырь, принял монашеский постриг под именем Илия и затворился в Киево-Печерской лавре. Скончался он в 1188 году. В 1643 году был канонизирован и причислен к лику святых как «преподобный Илия Муромец».
Первые письменные источники о преподобном относятся к 1630-м годам. По ранней традиции жизнь Илии относится к XII веку. Археологи датируют его погребение XI-XII веками. У посла римского (германского) императора Эриха Лассоты есть упоминание об Илие Муромце и о Чоботке, в которых он в своих записках от 1594 года говорит о 2-х разных людях. Видимо, увидев гробницу и мощи Илии, он не смог поверить, что они принадлежат одной и той же личности. По рассказам Чоботок был богатырем, мощного телосложения, а свое прозвище получил за сапог (чобот), которым он отбился от врагов.
Советские исследователи пытались дехристианизировать образ преподобного Илии Муромца и превратить его в воплощение секулярного идеала героя-воина. С этой целью была искажена былина, когда к Илье Муромцу, неподвижно лежащему на печи, пришли «калики перехожие» (странники, поющие духовные стихи и былины), которые смогли исцелить Илию. В изложении былины советского периода не указано, кем являлись «калики». Однако, в более ранних изданиях было написано, что к Илие явился Христос и 2 его апостола.
На родине Илии, в Муроме, о нем остались многочисленные предания. Среди его потомков считаются муромчане Гущины, которые из рода в род рождаются с недюжинной силой. Известно, что одному из Гущиных, жившему в конце XIX века, запретили принимать участие в кулачных боях. Изба Илии стояла в селе Карачарове (сейчас часть Мурома), на месте которой стоит дом одного из Гущиных. Рядом с домом есть Троицкая церковь, которую строил еще сам Илия. Выстроена она была им из стволов дуба-топляка, которые он лично таскал из реки.
Мощи Илии Печерского
Сейчас мощи Илии Печерского находятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Найти его надгробие можно рядом с могилой Столыпина. Средний палец левой руки Илии хранится в одном из храмов Мурома во Владимирской области.
В 1988 году была проведена экспертиза мощей Ильи Муромца под руководством Межведомственной комиссии Минздрава УССР. Данные экспертизы подтвердили, что Илья был действительно очень сильным и высоким человеком. Рост его составлял 177 см, что для периода Средневековья было много. Также были выявлены признаки болезни позвоночника и следы многочисленных ранений. По преданию, Илья Муромец до 33 лет не имел возможности двигаться. Причину смерти ученые видят в ударе острого орудия (копья или меча) в область груди через левую руку, которой он прикрывал грудь. На момент смерти ему могло быть от 40 до 55 лет.
Историки предполагают, что смертельное ранение он мог получить при взятии Киева в 1204 году князем Рюриком Ростиславичем. Нападение на Киев сопровождалось разгромом Киево-Печерской лавры союзниками Рюрика – половцами. Исходя из этого, приблизительная дата рождения Илии приходится на 1150 или 1165 гг.
Монахи Печерской лавры считают, что, получив тяжелое ранение, Илия решает стать иноком и постригается в Феодосиев монастырь (прежнее название лавры). Но, видимо, иноком он пробыл не долго, так как в патерике отсутствует житие преподобного Илии.
Мощи Илии лежат в молитвенном положении, персты правой руки сложены для молитвы так, как принято в Православной церкви – 3 первые перста вместе, а 2 последних пригнуты к ладони. Этот факт являлся веским аргументом в пользу трехперстного сложения во время борьбы со старообрядческим расколом после реформы Никона (конец XVII-XIX вв.).
В 711 году отец Иоанн Лукьянов, настоятель собора Василия Блаженного, посетив Киев проездом на пути в Иерусалим, описывает мощи преподобного Илии: «Февраля во 2 день, в праздник Сретения Господня, поидохом в Печорской монастырь …; и поидохом во Антониеву пещеру, … Тут же видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке; а правая его рука изображена крестное знамение». (Путешествие в святую землю Священника Иоанна Лукьянова, «Русский архив», вып. 1—12 за 1863 г., кол. 42—43)