Василий Великий, или Василий Кесарийский (ок. 330-379), – святитель, богослов и церковный писать, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Вместе с Григорием Нисским и Григорием Богословом является каппадокийским отцом церкви. Считается создателем иконостаса и литургии Василия Великого, а также множества проповедей и писем (в наличие не менее 300). Был приверженцем киновии.
Памятные даты о Василии Великом в Православной церкви являются 1 (14) января и 30 января (12 февраля) – Собор трех святителей.
Жизнеописание
Святой Василий родился в около 330 года в благородной христианской семье в Кесарии (административный центр Каппадокии), происходящая из знатного и богатого рода. Его отца звали – Василий, а мать – Емилия. Отец был адвокатом и преподавал искусство речи. Его дедушка и бабушка были неугодны при правлении Диоклетиана. Его дядя и двое братьев: Григорий Нисский и Петр Севастийский – были епископами. Сестру Василия звали преподобной Макриной. Определенные знания Василий уже получил в своей семье от отца и сестры. Его отец – оратор и законовед – желал обучить сына тому самому ремеслу, что и имел сам. Святой Василий обучался в Кесарии и Константинополе, а в Афинах изучает множество наук: риторика, философия, астрономия, математика, физика, медицина и пр. Там же он знакомится с Григорием Назианзином.
В 357 году, после получения образования, Василий возвращается в Кесарию, где занимается светскими делами, но его благочестивая сестра Макрина, будущая игуменья, побуждает Василия вести более аскетичный образ жизни. Он и его друзья оставили город и ушли в Понту, создав монашескую общину. В том 357 году Василий посещает коптские монастыри, а в 360 году сопровождал епископов из Каппадокии на синод в город Константинополь.
Неожиданностью стало для Василия и его сподвижников решение собора в Римини о поддержке учения Ария, которое осуждалось Первым Вселенским собором. В 362 году епископ Мелетий посвятил Василий в сан диакона. Перед смертью Диания святой Василий мирится с ним, а в 364 году получает от епископа Кесарийского Евсевия сан пресвитера и становится его советником. Аскетичный и строгий образ жизни святого Василия не понравился Евсевию, и тот уходит в пустыню, чтобы налаживать монашескую жизнь. Свой Василий ревностно служил, проповедовал и заботился о нуждах своей паствы, и за это его все уважали и любили.
После прихода к власти императора Валента началось подавление православных, и Евсевий ищет помощи у Василия. В 365 году Василий возвращается в Кесарию и начинает управлять епархией. Он пишет 3 произведения против ариан и придерживается принципа «три ипостаси в единой сущности» (Божество Святого Духа и единство Его природы с Отцом и Сыном), который подходил как последователям Никейского символа веры, так и тем, кто до недавнего времени положительно относился к арианам. Как не противились некоторые епископы, после кончины Евсевия в 370 году Василий Великий избирается митрополитом Каппадокийским и начинает искоренять арианство в Малой Азии.
Василий ссорится с императором Валентом, наотрез отказываясь признать правоту арианского учения. В отместку, император делит Каппадокию на 2-е провинции, что уменьшает церковную власть Василия и бьет по его авторитету в церкви. Но святитель продвигает своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова на место епископов в важных городах. Главная борьба началась за место патриарха антиохийского. Василий выступал против епископов Александрии и папы Дамасия I, которые желали видеть ортодоксального никейца Павлина, боясь савеллианизма.
В сражении под Адрианополем гибнет Валент, но Василий не успевает воспользоваться этой возможностью повлиять на баланс сил в государстве и церкви. Аскетичный образ жизни нанес урон его здоровью и он умирает в первый день 379 года. Его причисляют к лику святых.
Труды
Святитель Василий оставляет своим потомкам множество богословских трудов:
Мощи
Как и святитель Николай Чудотворец, святитель Василий Великий пользуется особым почитанием у русских православных христиан.