«Я сотворю человека из звучащей глины, облеченной в форму. А когда Я его выровняю и вдуну от Моего духа…»
Коран 15:28-29
Эти слова в очень сжатой форме раскрывают мистические взаимоотношения между Богом и сотворенными Им людьми. Он говорит, что сотворил человека из стихий, а затем вдохнул в его тело жизнь. Тут важно обратить внимание на конкретное использование слов в Коране.
Аллах называет свое дыхание словом «нафас», а свою душу – словом «руух». Те же самые слова обозначают человеческое дыхание и человеческую душу, и это лишний раз подтверждает, что мы происходим от Аллаха, созданы из Аллаха и в конце концов вернемся к Аллаху.
Из всех физических факторов, имеющих отношение к нашему здоровью, меньше всего внимания медики и целители уделяют дыханию. При этом между дыханием и здоровьем существуют следующие важные взаимосвязи:
1. Дыхание – носитель Божественного разрешения (изна).
2. Дыхание разносит Божественные атрибуты от сердца к различным центрам разума, тела и души.
3. Дыхание – источник равновесия и гармонии между субстанциями тела.
4. Дыхание переносит жизнетворящие частицы из внешней среды тела во внутреннюю среду психологических функций.
Дыхание не равнозначно воздуху или кислороду. Оно исходит из Божественного источника и наделено сущностью небесных сфер. Дыхание – это сияющая материя, луч света. Дыхание – это жизненная сила самого Бога!
Дыхание управляет радостью, печалью, наслаждением, гневом, ревностью и другими чувствами. Как количество, так и качество дыхания оказывает совершенно определенное и непосредственное воздействие на здоровье человека. Это влияние обусловлено тем, что различные физические события способны изменить или, в определенном смысле, замутнить переносимую дыханием Божественную сущность. Наше дыхание смешивается с промышленными отходами, алкогольными напитками, некоторыми пищевыми продуктами – и все это нарушает необходимую для его нормального функционирования естественную чистоту.
На работу дыхания влияет возраст человека, его привычки, климат. Приведу пример. Когда человек переживает глубокую депрессию, естественные силы дыхания ослабевают, а его концентрация увеличивается. Это повышение концентрации приводит к резкому накоплению избытков дыхания, которые нейтрализуют естественный жар тела, и равновесие организма смещается в сторону холода. Если депрессия продолжается достаточно долго, холод охватывает все больше органов тела, что приводит к заболеваниям различной степени сложности.
Ужас и чувства, связанные с огромной неминуемой опасностью, тоже рассеивают естественный жар. Когда человек злится, увеличивается выработка желчи в организме. Если злиться достаточно долго, то это приведет к болезням, связанным с увеличением содержания желчи.
Так что при выборе лекарств нужно учитывать их воздействие на дыхание и его субстанции. Поэтому часто приходится использовать сложные медицинские препараты, которые не просто облегчают симптомы заболевания, но и уравновешивают физиологические субстанции тела и субстанции дыхания.
Это еще одна причина, почему эффективны цветочные эссенции в форме аттаров. При этом важно, чтобы их давали вместе с лекарствами, воздействующими исключительно на физические симптомы. Цветы обладают наиболее сильной способностью восстанавливать равновесие дыхания и субстанций тела.
Дыхание служит связующим звеном между Творцом и нами. И суфийское целительство уделяет дыханию гораздо больше внимания, чем любым другим факторам жизни.
В феврале 1979 года я получил письмо от моего старого друга, Юнуса Махараджа из Аджмера. «Человек приходит на землю не навечно,- писал он, и мое сердце забилось тревожнее, ибо я знал, что последует за этими словами, – 12-го Рабиийай ал-аввала 1400 года прекратил свои дыхательные упражнения Хазрат Маулана Суфи Дервиш Вахидуддин Бегг. Время было благоприятным: сразу после заката. Но еще благоприятнее был день: день рождения Пророка». Хотя уход моего шейха (да пребудет с ним милость Аллаха) вызвал во мне самые сильные чувства, на фоне этого меня очень впечатлил уникальный подход Юнуса Махараджа: что жизнь с начала до конца представляет собой один непрерывный комплекс дыхательных упражнений. Это подход суфия.
Святой Коран, дополнительно ко всем остальным его свойствам, может служить набором дыхательных упражнений. Фактически, самое первое, что завещал нам Всемогущий Бог,- читать Коран. Первые стихи, явленные Пророку ангелом Джебраилом, были таковы:
Икра’ бисми Раббик Аллази кхалак
Кхалакал инсаана мин йалак
Икра’ ва Раббукал-Акрам
Аллази ‘алама бил-калам
‘Алламал инсана маа лам йайлам.
Читай! Во имя Господа твоего,
Творящего человека из капли живой крови.
Читай! Ибо твой Щедрейший Господь,
Что учит словом написанным,
Учит человека тому, что он не знает.
Арабское слово «икра’», переведенное тут как «читай», буквально означает читать что-то с книги, по буквам. Однако Пророк был уммии, то есть неграмотным, он не умел читать и писать, и поэтому этот стих одновременно озадачивал и пугал его. Но Святой Пророк в точности запоминал каждый из приходящих к нему стихов, так что он мог «читать» по памяти, хотя при жизни Мухаммада были созданы и настоящие рукописные экземпляры явленных ему текстов.
Вот, что сказал по поводу этого афоризма о пользе чтения Корана один из сотоварищей Пророка: «Чтение Корана по памяти дает человеку тысячу крупиц религиозной благодати, но чтение Корана по книге увеличивает благодать до двух тысяч крупиц».
Чтение Корана обязательно приносит благотворные результаты, как из семени неизбежно развиваются ростки, веточки, корни и листья. В хадисах сказано: «Если кто читает Коран и действует по его слову, то его родители в День суда будут коронованы венцом, сияние которого превзойдет сияние солнца, если бы оно спустилось с неба и вошло в ваши дома». И если такова награда родителям, то какую награду должен получить тот, кто сам следует этому завету?
Самый важный факт, касающийся Корана: Аллах говорит, что эта книга идет не от людей; в ней переданы изначальные несотворенные слова самого Аллаха. Поэтому никакая другая книга не несет в своих словах столько совершенства и равновесия. Даже самый беспристрастный слушатель не остается равнодушным, когда читают Коран. В его словах – несравненная красота, мелодичность и величие.
Еще одна важная особенность этой книги состоит в том, что первые же ее семь строк содержат все встречающиеся в арабском языке звуки. Одна из этих букв – райн – напоминает гортанное рычание. Каждый звук несет с собой вибрации, распространяющиеся в определенном направлении, имеющие определенную продолжительность и оказывающие определенное воздействие на тело, разум и дух. Звук, обозначающийся буквой райн (а также йайн и другие) не имеет соответствий в английском (как и в русском) языке. Это значит, что соответствующие воздействия сказываются только при чтении на арабском. Любопытно, например, что большинство звуков, которые встречаются в арабском, но не встречаются в английском, ассоциируются в английском языке со звуками, сопровождающими удушье!
И что еще важнее: различные сочетания гласных и согласных несут в себе Божественные атрибуты и идеально распространяют их по телу читающего. Один из атрибутов называется ал-Рафуур (Прощающий), и в этом слове есть буква райн. Душа человека, никогда не произносящего эту букву, лишена способности к
полному прощению.
В арабском языке есть 3 основные гласные, и они обозначаются буквами алиф, вав и йаа’.
Эти основные длинные гласные используются во всех языках, их произносят не только люди, но и все остальные твари Божии. Настроившись на эти звуки, можно услышать все голоса природы!
Вибрации этих трех звуков действуют по-разному. Длинный гласный аа уходит вниз и стимулирует сердце – место сосредоточения всех Божественных атрибутов. Длинное ии поднимается вверх и стимулирует шишковидную железу, функции которой еще не до конца постигнуты наукой, ясно лишь, что она каким-то образом активизирует жизненные силы. Наконец, длинный звук уу вибрирует на самих губах, смешиваясь с изном Аллаха,- его разрешением на жизнь, которое мы получаем с каждым своим вдохом и выдохом.
При пении или беглой речи эти звуки могут теряться, однако при чтении Корана они должны произноситься совершенно четко, и эта привычка приходит с практикой. Со временем эти звуки становятся медиатором души. Возможно, мои слова весьма расплывчаты, но человеку, который сам этого еще не пережил, остается довольствоваться таким описанием.
Кроме того, Корану свойственна еще одна уникальная черта, превращающая его в совершенно полноценный набор дыхательных упражнений.
В большинстве изданий Святого Корана есть определенные пунктуационные обозначения (однако их нет в изданиях, предназначенных для естественных носителей арабского языка, они и так все знают). Одна из разновидностей этих обозначений называется «вакф», то есть «пауза»,- тут чтец должен остановиться и набрать воздуха. Основной значок вакф – это маленький кружочек; в приведенной ниже строке на него указывает стрелка:
Например, в суре ал-Фаатихах, открывающей Коран, таких значков 7 – по одному перед каждым айатом, или стихом. Начинающий чтец должен останавливаться, доходя до этих значков. Благодаря этим паузам, каждая строка звучит строго определенное время,- ровно столько, сколько она изначально звучала из уст Пророка Мухаммеда.
Однако зная, что некоторые люди обладают большими способностями, чем другие, Аллах утвердил несколько форм чтения Корана, и каждая из них соответствует определенному дыхательному потенциалу и уровню духовного развития чтеца. Отсюда необходимость в дополнительных обозначениях, позволяющих читать некоторые айаты без пауз. Таким образом, период чтения на одном дыхании может колебаться от двух секунд до двух минут.
На приведенной тут иллюстрации обозначены семь основных дыхательных пауз открывающей суры. Любой человек, изучающий Коран, должен с самого начала соблюдать эти основные дыхательные паузы.
Знаки внутри кружков обозначают номера айатов. Значки же над кружками указывают, какие из остановок обязательны, а какие можно пропустить. Значок лам-алиф говорит о том, что остановка возможна, однако не обязательна. Итак, на этих значках можно не останавливаться и читать на одном дыхании до значка таа, обозначающего обязательную остановку для второго уровня чтения. На следующем уровне чтения можно пропускать и таа, и останавливаться надо лишь тогда, когда над кружком начертан значок йайн. Таким образом, суру ал-Фаатихах можно читать, переводя дыхание семь раз, три раза или же на одном дыхании. В некоторых айатах эти дыхательные паузы позволяют читать без остановки в течение почти двух минут. Такое чтение Корана просто завораживает.
Более того, есть еще дополнительные уровни чтения, требующие не только длительного чтения на одном дыхании, но и особого ударения на определенных гласных и согласных звуках. Для того чтобы достичь высшего мастерства в деле чтения Корана, требуются годы. Люди же, достигшие такого уровня, называются «каари’», и к этому времени они уже знают весь Коран наизусть.
Первое, что требуется от человека, стремящегося стать суфием, это знание способов чтения стихов Святого Корана. Сопутствующие чтению экстатические восхождения можно вообразить, но нельзя описать. Известно немало случаев, когда шейхи уходили из жизни, слушая чтение Святого Корана или же читая его. Шейх Байазид Бистамии как-то заметил, что его всегда удивляло, почему человек, читающий призыв к молитве не умирает от этого.
Понятно, что не всякий чтец – и тем более новичок – может прочесть весь Коран за короткое время. Для того, чтобы ускорить воздействие Корана (на тело, разум и душу), суфии обращаются к именам Бога, и это позволяет им в короткий срок добиться тех же результатов, что даются длительным чтением.
Тут мы делаем шаг в Божественную реальность, где человеку не на что опереться, кроме безграничной и искренней веры.
Автор: Шейх Хаким Моинуддин Чишти
Источник: книга «Суфийское целительство»