Марксизм – самый последовательный и серьезный материализм; спиритизм – самый серьезный и последовательный идеализм. Сопоставим оба этих мировоззрения, чтоб увидеть, откуда они берутся и к чему стремятся, на чем они основаны и каков их идеал, словом, посмотрим, что тот и что другой могут дать человеку и насколько серьезно можно принимать тот или другой, исходя из их происхождения.
Что предлагает человеку спиритизм?
Что предлагает он человеку? То, что он предлагает, слишком значительно и влечет за собою столь важные и многие следствия, что все это невозможно рассмотреть с какой-либо полнотой на одной или ста страницах; здесь можно лишь упомянуть самые фундаментальные вещи. Во-первых, он дарует человеку бессмертие (вдумайтесь только в это слово!). Но не просто абстрактное бессмертие, но также и индивидуальное бессмертие для каждого из нас. Затем он объясняет ему, почему он бессмертен и в каком виде он (человек) действительно существует, и объясняет ему, что он (человек) такое есть. Одновременно он приводит его к пониманию необходимости существования Высшего Разума, творца всего сущего, и к признанию этого Разума. Человек вдруг уразумевает, что понятие об этом Разуме и признание Его нисколько не унижает его самого, как то считают материалисты, но, наоборот, возвышает его и самого по себе, и относительно к животным или невежественным и скептичным людям, не достигшим еще той ступени самореализации, с которой начинается богопознание. Далее, человек начинает видеть братьев по духу, происхождению и целям во всех людях, проникается любовью к ним и ко всему живому, начинает бескорыстно творить добро; значение этого обстоятельства трудно переоценить в смысле социального переустройства земного мира. Человек обретает сознание ответственности за свои дела и мысли и понятие о высшей вселенской справедливости. Одновременно он понимает причины, условия и необходимость зла, царящего сегодня в земном мире. Он начинает сознавать беспредельность эволюции и вселенной, начинает понимать свое место и роль в природе великого целого, частью коего он является, проникается гармонией и музыкой миров и пространств; короче говоря, приняв это мировоззрение и претворяя его на деле, человек из рабочей скотины и пушечного мяса делается гражданином вселенной, со всеми вытекающими из этого последствиями. А какова тогда цель не ограниченного временем человеческого существования? Она состоит в том, чтоб все улучшаться, постоянно развиваться, вечно совершенствоваться, подниматься в духовной иерархии, все приближаясь к Творцу, и там сотрудничать с Ним, совместно с Ним созидать новые миры, руководить их развитием, бдеть над исполненьем вечных законов и развитием космических человечеств. Такова в немногих словах суть предлагаемого человеку спиритизмом. Каждый волен понять, сколь многое стоит за этими словами.
Что предлагает человеку марксизм?
Он предлагает человеку считать себя не бессмертным духом, но просто куском мяса, который, пока жив, должен заниматься лишь грубой материальной работой, а после того, как износился, должен сгнить в земле, сгореть в печке или пойти на корм рыбам. Вместо беспредельности вечности – жизненное мгновение 20-90 лет, вместо бесконечности Космоса – всего лишь поверхность земного шара или, вернее даже сказать, (если мы говорим о жителях СССР) территория одной страны, одного города. Вместо бесконечного совершенствования – грубая, отупляющая работа. А каков идеал? К чему стремиться? Ради чего все это? Ради какого-то там блаженного состояния, именуемого коммунизмом – идеального общества все тех же кусков мяса, лишенных духовности и подлинной культуры. Не разбирая здесь принципиальную возможность или невозможность реального достижения обществом такого идеального для материалистов состояния, посмотрим, в чем, собственно, заключается это состояние. Это, говорят нам, когда всего будет вволю, будет такое материальное изобилие, что бери себе что хочется, а на складе всего будет все равно много. При этом, правда, надо быть достаточно культурным, «сознательным», то есть не хапать больше, чем можешь съесть, надо разумно ограничить свои потребности; например, ты можешь безвозмездно и совершенно бесплатно взять у общества в личное владение миллион машин, можешь иметь тысячи дач, и никто от того не пострадает и не обеднеет; но только зачем тебе так много? Ты имей столько, сколько ты с толком можешь употребить, и тогда тебе, наверное, больше 20 машин и, ну скажем, 10 дач не надо будет. А скучно станет от этого изобилия всего у всех, так ты пойди и поработай на еще большее благо и материальное процветание изобильного общества, пусть в нем всего еще больше будет! Так прямо и хочется спросить вместе с Омаром Хайямом: «Ну и что?!» Не правда ли, какой варварский, первобытный, дикарский идеалишко – гарантированная возможность есть от пуза, иметь все что угодно и при этом мало работать? А то, быть может, можно обойтись и совсем без всякой работы?
Ну а теперь, на чем основаны эти два мировоззрения, откуда взялись они? Спиритизм основан на действительных фактах появлений и проявлений духов. Реальность, достоверность и неподложность, вернее, невозможность подложности этих фактов была в ту пору, когда явления эти серьезно изучались, десятки и сотни раз подтверждена авторитетными учеными и целыми учеными комиссиями, так что сомневаться в реальности этих фактов просто глупо. Что касается до их возможности и даже необходимости этой возможности, то она с исчерпывающей убедительностью доказывается теорией спиритизма, которую отличают безупречная логика, свобода поиска и исследования, творческий и недогматический подход ко всем вопросам и полнейшее безразличие к людской корысти. Само учение спиритизма не придумано каким-то отдельным человеком или группой людей, но продиктовано (не самое удачное слово для обозначения способа, каким оно было передано людям) сверхчеловеческими существами – духами, причем духами высокого ранга, познавателями истины, возможности познания у которых ограничены значительно меньше, нежели у земного человека. Вот как появился спиритизм; он, таким образом, имеет внешнее, объективное по отношению к земному человечеству происхождение, так сказать, «дан ему свыше».
А откуда взялся марксизм? Его измыслили сами люди, причем не самые прозорливые из них; он, стало быть, представляет собой субъективную концепцию отдельных людей, которую тщетно выдают за объективно данную истину. Марксизм возник как гипотеза для объяснения явлений грубой материальной действительности. Затем гипотеза, ставшая задиристой теорией, принялась грубо игнорировать и отрицать все, что не укладывалось в ее достаточно узкие рамки. Марксизм оказался прокрустовым ложем и для науки, и для философии, и для морали, и для религии. Затем Ленин окончательно изувечил и его, заставив служить целям политического авантюризма. Поэтому, когда марксистская теория добилась политического господства в отдельных странах, она одурманила и отравила целые нации хуже, чем то в Средние века сделал Католицизм.
Мыслящему человеку невозможно понять, как еще можно колебаться в выборе между этими двумя взглядами на мир – всевидящим и всепроникающим и близоруким и подслеповатым, между объемным отражением истины и плоским искажением ее! Свами Анантананда говорит: «Конечно же, если отказываться изучать эту уже более двух тысячелетий существующую литературу по оккультизму, как то делают все наши противники без исключения, априорно расценивающие источники, из коих мы черпаем и которых они сами совсем не знают, как недостоверные и ненадежные, то на веки вечные так и останешься материалистом. Мы же, знающие литературу эту достаточно хорошо и имевшие личное знакомство с “оккультными” явлениями, видевшие, как они всем ожиданиям и будничным законам вопреки оправдались на деле, всесторонне размышлявшие над этими явлениями и глубокими проблемами философии и установившие логическую связь между ними в тех пределах, в каких позволительно сделать это человеку,- мы вполне имеем право объявить общую весомость всех этих противников, ни разу не пожелавших сосредоточить должным образом свои мысли, непредвзято взглянуть на вещи и попытаться проделать самые простые опыты, мы, говорю я, позволим себе объявить общую весомость всей этой массы противников совершенно ничтожною».
Автор: Йог Раманантата
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»