Лечение ума
- Уравновешивание ваты, несомненно, уменьшит страх, но не сможет устранить его полностью, особенно если у человека конституция вата-типа, в самых генах которого заложен потенциал к созданию страха. Страх всегда усиливается и обостряется беспокойством, поэтому человек вата-типа должен быть всегда занят и не иметь времени на беспокойство. Медитация – это наилучшее занятие, единственный прямой путь к изгнанию страха. Упражнения или хобби могут быть полезны до тех пор, пока человек на них сосредоточен. Однако людям этого типа следует остерегаться пристрастий, которые могут возникнуть у них по отношению к любому виду активного отдыха. Пассивные занятия, например слушание музыки или наблюдение за спортивными состязаниями, тоже могут перерасти в пристрастие, но их пассивный характер с меньшей вероятностью доведет человека вата-типа до изнурения.
- Человек питта-типа, чьи гены склонны к созданию гнева, может только ослабить гнев, но не избавиться от него. Основная проблема такого человека – нетерпение, порождающее гнев или ревность. Поскольку обычно оно появляется, когда ум бездействует, ум человека питта-типа всегда должен иметь какую-то работу. Простых развлечений, как для ваты, будет недостаточно, поскольку питте нужно «грызть» какую-нибудь проблему, постепенно «переваривая» и решая ее. Особенно хороши трудные проблемы, потому что люди питта-типа обычно заняты своим проектом до тех пор, пока он не будет закончен, – ни мгновения дольше. Подойдет любой сложный проект, который принесет выгоду этому человеку.
- Люди капха-типа носят в своих генах самодовольство. Лечение обусловленного капхой несварения может только сдерживать, но не устранять его. Самодовольство может выражаться в жадном стремлении потреблять и обладать всем, что только можно достать, или в апатичном отношении к здоровью. Из-за присутствия в капхе элемента земли люди капха-типа, как правило, упрямо настаивают на своем. Убедительная мотивация, со стороны других или своя собственная, – это единственное, чем можно уравновесить эти особенности. Лучше всего с самого начала сконцентрироваться на каком-то одном виде деятельности. На это может уйти довольно много времени, но как только человек этого типа займется самоусовершенствованием, свойственная ему сила инерции будет способствовать дальнейшему продвижению, хотя без периодических «ускоряющих» доз мотивации это продвижение может постепенно замедлиться, вплоть до полной остановки.
Наша способность действовать согласно своим намерениям ограничена нашей же способностью интегрировать их в себя.
- Человек саттвичного склада, обладающий хорошим психическим равновесием (саттвой), прекрасно понимает свой путь, твердо и последовательно идет по нему и быстро продвигается.
- Люди раджасичного склада, подверженные гиперактивности раджаса, искажают факты, чтобы они соответствовали их предвзятому мнению, и убеждают себя в своем прогрессе, когда на самом деле они лишь укрепляют зависимости своей ахамкары.
- Люди тамасичного склада, чьим существом руководит избыток инертного тамаса, игнорируют очевидную необходимость развития и окапываются там, где надеются остаться.
Умственное пищеварение идет впереди физического. Если вы откусываете больше, чем способны пережевать, будь то пирожное, которое вы едите, или книга, которую вы пишете, вы делаете это из- за слабости ахамкары. Она слаба, но считает себя сильной и пытается доказать это чрезмерными амбициями. Если у вас относительно ясный ум, такой самообман будет продолжаться недолго, и вы вынете эту «пищу» изо «рта» раньше, чем попытаетесь прожевать ее.
Если же вы упорно хватаетесь за свою «пищу» и по-прежнему пытаетесь прожевать ее, проглотить столько вы все равно будете не в состоянии. Вы еще можете выплюнуть эту «пищу», если признаетесь в самообмане, но чем дольше вы держитесь за него, тем упорнее ахамкара будет пытаться доказать миру, что она может сделать все, что решила. Позволяя ахамкаре делать вложения в вымышленную ею личность, чтобы регулировать вашу жизнь, вы пытаетесь проглотить больше того, что способны переварить.
На этой стадии вы можете предотвратить проникновение непереваренного опыта в свой организм, вызвав «рвоту», то есть чистосердечно признав, что вы совершили «преступление против мудрости». Если вы не сделаете этого, то образуется физическая или умственная ама, которая проникнет в ваш организм и неизбежно приведет к той или иной болезни.
Один из моих друзей недавно открыл школу по изучению трав и позволил своим амбициям превысить возможности своего умственного пищеварения. Он принял 15 студентов: это обеспечивало ему достаточный доход для покрытия издержек, и кроме того, он считал себя способным как следует обучить их всех. Через некоторое время он обнаружил, что не может удовлетворять потребности 15 различных индивидуальностей, и начал работать с перегрузкой. Его возможности не поспевали за его намерениями. В своем горячем стремлении увеличить возможности других, передавая им свои знания, он разрушал собственное здоровье.
Стресс от постоянной необходимости адаптироваться к 15 различным ахамкарам подавил его пищеварение и создал психическую аму. Из-за того, что он сразу не признался себе в том, что его силы ограниченны, он похоронил эту аму внутри себя. Его ум, защищая себя, перенес этот дисбаланс в тело. При нашей последней встрече он жаловался на симптомы, которые позволили предположить расстройство желчного пузыря.
Его питание соответствовало его конституции, а время года не могло оказать возбуждающего влияния на питту, поэтому я сделал вывод, что проблема коренится главным образом в его психике. Во время нашего разговора он сам проследил связь между несовершенным умственным пищеварением и слабостью пищеварительных органов тела и понял, что ему нужно устранить неудобоваримую ситуацию, которая и стала причиной его нездоровья. Сделать это можно было, уменьшив число студентов либо наняв кого-то, кто помог бы ему нести это бремя. Признание им этой проблемы служило гарантией того, что он в состоянии ее разрешить.
Устранение психических расстройств предполагает в своей основе те же меры, что и физическое лечение. Когда плохое умственное пищеварение порождает множество неблагоприятных эмоций, накопление которых в конце концов искажает представление человека о себе и снижает его способность эффективно действовать, первым условием лечения будет устранение причины этих эмоций. Затем необходимо очистить ум. При умственной инерции требуется энергичная стимуляция, чтобы побудить ум к очищению. Ум, наполненный гневом, избавляется от этого гнева довольно легко и таким образом до некоторой степени очищает себя, но ум, наполненный страхом, упорно держится за этот страх и расстается с ним только после продолжительного воздействия психического тепла и масла, которым служит искренняя привязанность (снеха).
Конечно, если ум слаб, а расстройство сильное, то начинать с очищения неразумно, поскольку оно еще больше ослабит ум. В отдельных ситуациях показана шоковая терапия (только под наблюдением компетентного специалиста!), но, как правило, лечение заключается в медленном и целенаправленном уравновешивании раджаса и тамаса силой саттвы. Во всех случаях полезно психическое омоложение.
Когда из-за неудовлетворительных межличностных отношений ум наполнен амой, необходимо воздержание от страстных желаний. Существует даже психический трипхала, помогающий очистить ум от застарелой амы эгоистических привязанностей. Это киртан, – преданное пение имени Бога. Даже если вы не верите в Бога в какой- либо форме, можно выбрать имя, отражающее что-то, во что вы действительно верите, позволяя этой силе войти и исцелить вас.
Киртан представляет собой также наилучшее омолаживающее средство, поскольку помогает нам исправить наши отношения с Природой. Истинный смысл Йоги заключается в единении с божественным, а искреннее обращение к нему за помощью представляет собой главный путь к подлинной Йоге.
Юкти
Слово «юкти» происходит от того же корня, что и «йога». В санскрите юкти определяется как «баху-карана-йога-джа» – «созданный от соединения множества причин». Традиционный пример действия юкти – изготовление глиняного сосуда. Оно представляет собой соединение глины, воды, колеса, палочки, придающей форму сосуду, печи для обжига, горючего для печи и горшечника, совершающего весь этот процесс.
Здоровье также создается юкти. У одного человека рак может исчезнуть после применения сильных лекарств; у другого он пройдет от одних только мысленных представлений; у третьего исцеление может быть исключительно следствием диеты. Выздоровление зависит от терапии, которая может быть более или менее сложной; от пациента, который должен иметь веру во что-то; от людей, которые будут проводить терапию; и от того, кто будет руководить всем этим. Прежде всего необходим компетентный руководитель – сам пациент, его родственник, друг или специалист, который должен знать, что и когда нужно делать. Говорят, что даже если лекарство недостаточно эффективно, помощники некомпетентны, а пациент непослушен, опытный врач все же может дать больному облегчение, применяя принцип юкти – гармонично сочетая влечении устранение причины болезни, очищение, уравновешивание и омоложение.
Без юкти, искусного сочетания всех факторов для гармонизации человека, несварение становится хроническим и переходит в другие формы. Хроническое несварение ослабляет иммунную систему, которая сначала реагирует аллергиями, затем аутоиммунными болезнями и, наконец, такими состояниями, при которых иммунитет разрушается полностью, как при раке или СПИДе. Главная причина таких состояний – слабость самоотождествления ахамкары с телом.
Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Пракрити. Ваша аюрведическая конституция»