Лечение: желания, вера и здоровье

«Искусство врачевания состоит в увеселении больного в то время, пока Природа занимается его лечением».
Вольтер

Вольтер выразил принцип Гиппократа, который состоит в том, что отклонения возвращаются к норме, если позволить им это сделать. Провидцы Аюрведы также разделяли эту точку зрения. По словам Чараки, есть причина для проявления существ, но причины для их уничтожения нет. Болезнь как существо проявляется в силу юкти, то есть слияния многих причин в соответствующем времени и месте, и исчезает с изменением времени и места или с устранением этих причин. Быть может, Чарака вкладывал в свои слова и более глубокий философский смысл: для проявления человеческого существа нужны причины, но для ликвидации его достаточно метаболического хаоса.

Поэтому «сущность лечения состоит в устранении причин», а избегание причинных факторов – лучшее средство остаться здоровым. Праджняпарадха – конечная причина всех заболеваний, ее устранение – наилучшее лечение.

«Средство от всех несчастий – это освобождение от обольщения желанием».
Чарака

Фрэнсис Циммерман замечает в этой связи, что это утверждение есть выражение общего для большинства индийских философов убеждения, что все желания в основе своей иллюзорны, что неисполненные желания порождают фрустрацию, а будучи исполненными, влекут пристрастие и опьянение. Основное различие между Аюрведой и другими философскими системами выражается в том, что Аюрведа в большей степени сосредоточивается на влиянии желаний на здоровье, на способность гармонично функционировать в относительной реальности мира, а не на взаимоотношениях человека с истинной Реальностью.

Разрушение желания и прояснение заблуждений устраняет коренную причину болезни и теоретически должно разрушить все недомогания, из них проистекающие. На практике же большинству людей недостаточно одной духовной терапии, так как их умы одурманены настолько, что им трудно даже заметить корень своего безрассудства, не говоря о том, чтобы выкорчевать его. Болезни будут преследовать людей до тех пор, пока те будут жить самообманом. Это происходит с теми, кто, погрузившись в обряды и мудрые книги, начинает пренебрегать телом, или делает это ради того, чтобы снискать расположение влиятельных людей, или из-за вечной занятости делами, или продавая свое тело и ум, – одним словом, с теми, кто карьеру ставит превыше здоровья. У таких людей если и удается излечить болезнь, то ее место тут же занимает следующая. Поэтому Чарака называет их «вечно больными».

Вечно больные в высшей степени подвержены общим для всех нас обманам. Гаутама Будда, Будда сострадающий, разрешал своим монахам применение медикаментов, очистительных процедур, хирургических операций, поскольку понимал, что медицина, служа сохранению физического тела, также служит очищению ума от заблуждений, вдохновляя людей на избавление от праджняпарадхи. Сила необходимых для исцеления терапевтических приемов определяется тем, в какой степени ум пациента подвержен обману. Никакая медицина не поможет тому, кто не хочет быть здоровым; тот же, кто целеустремленно берет курс на поправку, одной этой устремленностью вернет себе утраченное здоровье. В жизни есть вещи весьма маловероятные, но невозможных вещей в ней нет.

Когда знакомая мне женщина, назовем ее Мария, оказывается выбитой из колеи, она откладывает дела и, уединившись, заводит серьезную беседу с собой. Она «велит убираться своему теневому “Я”». Ее теневое «Я», родившееся из эгоистических капризов и обид и толкающее ее на «преступления против мудрости», превращается в ее личное существо-болезнь. Повеление убираться устраняет из ее сознания причину ее проблем. Это лучший способ обращения с болезнью, требующий, однако, достаточной степени критичности для того, чтобы распознать отжившие убеждения, дурные привычки и отделить их от действительно ценных черт личности. Кроме того, нужно обладать достаточным мужеством и силой, чтобы решительно скомандовать «убирайся!», а также достаточной трезвостью и терпением, чтобы собраться с силами и заменить старые привычки и убеждения новыми, здоровыми, которые не будут вызывать парализующее чувство вины за допущенные в прошлом ошибки.

Те редкие люди, кто, подобно нашей Марии, бесстрашно взирают на своих демонов и изгоняют их прочь, нуждаются в медицинской помощи только в чрезвычайных случаях или же когда им необходим новый взгляд на особенно трудную проблему. Большинству людей помощь требуется чаще. Вималананда любил повторять, что больной человек, стремящийся к исцелению, имеет перед собой только 2 возможности: развить веру в себя, в собственные целебные силы, или найти врача, знахаря, гуру или еще какого-нибудь могущественного человека и поместить свою веру в него, после чего уже беспрекословно следовать всем наставлениям этого человека. Если веру подтачивает сомнение, на исцеление потребуется больше времени. Но если иметь веру в то, что все будет хорошо, все действительно будет складываться как нельзя лучше. Можно достичь чего угодно, если твердо верить, что этого можно достичь. Несмотря на хаос и беспорядки, которые временами, казалось, уже бесповоротно, захлестывали Индию, страна остается в силе благодаря вере миллионов людей в то, что Индия должна оставаться великой страной.

Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии