5 органов деятельности
Все 5 органов деятельности описаны в «Шримад-Бхагаватам» 2.9-17:
1. Руки;
2. Ноги;
3. Желудок;
4. Анус;
5. Гениталии.
Предварительное действие
Предварительное действие состоит из:
1. Стимула к действию или вдохновения, размышлений, ощущений, желаний.
2. Тонкой формы деятельности или решения, принятого до начала действия.
Стимул к деятельности может прийти в ум снаружи, или изнутри. Так, мы изучаем объекты наших желаний. Например, мы стоим возле прилавка. Что-то нам понравилось, и в результате появляется желание это приобрести. Сначала чувства соприкоснулись с каким-то предметом, затем появилось желание, после него следует размышление и наконец, в результате всего появляется вдохновение купить. Решение также зависит от нашего вдохновения. К тому же приходится еще искать деньги и советоваться с родственниками. Если мы не понимаем всю серьезность этих процессов, то есть вероятность, что захочется купить то, на что придется тяжело и долго работать.
Вопрос: Что же за опасность состоит в том, что мне захотелось купить что-то полезное?
Ответ: Бывает так, что на первый взгляд полезная вещь вовсе не нужна. Тем более, если учесть, сколько труда нужно приложить, чтобы ее приобрести. Нужно знать, что часто бывает так, что сначала вещь очень сильно понравится, а затем мы убеждаем себя и близких в ее необходимости. Все бы было хорошо, если бы она доставалась просто так. Однако результатом наших материальных желаний всегда является надрывный труд для накопления нужных средств. Веды советуют нам стараться контролировать свои чувства и не быть рабом сильных материальных желаний, которые забирают столь дорогое время, необходимое для самоосознания.
Иногда бывает так, что человеку вроде бы ничего не нужно, но вдруг, неожиданно появляется какое-то сильное желание, которое вынуждает, нас совершить какой-то поступок. В этом случае желание исходит из глубины ума и всплывает оттуда вследствие влияния на наш ум судьбы. Так нам всегда приходится отвечать за свои прошлые желания.
Тонкая форма деятельности – это обдумывание действия. Если чувства чего-то хотят, но совесть это запрещает, то в уме происходит борьба между необузданными чувствами и разумом. Когда чувства побеждают и ум становится их рабом, то голос совести, приходящий в ум через разум, становится помехой.
Kapмa или судьба человека складывается из поступков. Ведическая наука детально объясняет механизм совершения любого действия и его последствия.
Итак, факторы, которые нужны для совершения любого действия, описываются в «Бхатавад-гите» 18.14-16:
«Поле деятельности (тело), лицо, совершающее действие, различные органы чувств, разнообразные виды деятельности и, наконец, Сверхдуша, все это пять факторов, составляющих всякую деятельность».
«Всякое действие, праведное или неправедное, которое человек совершает телом, умом или речью, определяется этими пятью факторами».
«Поэтому того, кто считает себя единственным исполнителем действий и не учитывает эти пять факторов, нельзя назвать разумным человеком, способным видеть вещи такими, как они есть».
Таким образом, для совершения любого действия необходимы 5 факторов:
1. Наше тело, которое для нас (для души) является полем деятельности ума и чувств. Также все, с чем соприкасаются тело, ум и речь человека является полем нашей деятельности. Например, если учитель дает урок, то полем его деятельности являются слушающие ученики.
2. Лицо, совершающее действие, например вы.
3. Различные органы чувств: уши, кожные рецепторы, глаза, язык, нос.
4. Разнообразные виды деятельности, находящиеся в благости, страсти, невежестве или вообще вне гун. Например, правильное повторение Святых Имен Бога является духовной деятельностью и находится вне влияния гун материальной природы.
5. Сверхдуша или представительство Бога в нашем теле (Она пребывает в области сердца).
Нет такого действия, в котором бы не участвовали все эти 5 факторов. Причем, самым незаменимым и поэтому главным фактором любой деятельности является Сверхдуша. Например, в нашем теле даже без нашего непосредственного (разумного) участия постоянно поддерживается жизнь. Другими словами, мы в основном не следим за своим дыханием и тем более за такими процессами, как обмен веществ в клетках. Это все происходит под руководством Сверхдуши. Впрочем, любой деятельностью, которую мы совершаем, руководит Сверхдушa. Поэтому тех людей, которые считают себя единственными исполнителями всего, что с ними происходит. Веды называют неразумными. Часто мы думаем, что все, что у нас в теле происходит, случается само собой, автоматически. На самом деле, все эти процессы полностью контролируются Сверхдушой, пребывающей в духовном теле в области нашего сердца. В этом мире ничего не происходит само собой, автоматически, всю деятельность материи нужно постоянно контролировать духовной энергией. Например, если вы ведете машину и попытаетесь отпустить ее, то сама она конечно поедет не по дороге, а в канаву.
Вопрос: А как увидеть Сверхдушу?
Ответ: Это можно сделать, только очистившись от всех грехов. Таким людям Сверхдуша обычно сама показывает себя. Тот, кто хотя бы один раз увидел Сверхдушу; уже не сможет привлечься ничем материальным, так как все его существование переполнено духовным счастьем, в миллионы раз превосходящим любые наши обычные удовольствия.
Вопрос: Насколько я контролирую себя и свои поступки, и насколько – Сверхдуша?
Ответ: Все, что находится в распоряжении души или нас, по праву принадлежит нам, и на это никто не покушается. Например, у нас есть полная свобода выбора, чего желать. Мы можем желать все, что угодно, полем деятельности Сверхдуши же является выполнение всех наших желаний и претворение их в жизнь. Мы пожелали жить в человеческом теле, и в результате Сверхдуша берет на себя все вопросы по обеспечению его жизнедеятельности. Она желает его сделать здоровым и счастливым, однако, если мы в этом теле мешаем жить другим, то придется болеть и нам. Допустим, мы, желая наслаждаться страданием кого-то, получили от Сверхдуши возможность совершить насилие. Однако тот человек, над которым было совершено насилие, испытал от этого страдания (он, конечно, заслужил это по судьбе, но нас этот факт не оправдывает). Дальше, так как у него тоже есть Сверхдуша, Она удовлетворяет и его недовольство по отношению к нам, и вынуждена поставить нас в ситуацию, где страдать будем уже мы. Так Сверхдуша удовлетворяет желания всех живых существ, и у них всех есть выбор – желать плохого или хорошего. Поэтому в материальном мире так много страданий.
Вопрос: Если вы говорите, что в этом мире есть справедливость, то почему Сверхдуша не пытается помешать нам творитъ беззаконие, ведь Она все это понимает?
Ответ: Все как раз наоборот. Она постоянно пытается помешать нам делать глупости, и это называется голосом совести. Однако, так как мы в глубине души понимаем, что все же свобода выбора остается за нами. В результате многие не только не слушают голос совести, но также пытаются его полностью задавить. То есть их желанием по отношению к Сверхдуше является просьба замолчать и дать им жить, как хочется. В результате у Сверхдуши нет выбора, Ей приходится замолчать.
Вопрос: Почему Сверхдуша не может силой нас заставить понять, как желать своего счастья правильно?
Ответ: Она это делает с помощью справедливых законов этого мира. Если не хочешь слушать голос совести, то придется страдать. Так Она нас воспитывает.
Вопрос: Может ли Сверхдуше когда нибудь надоесть воспитывать нас?
Ответ: Ей это никогда не надоест, потому что Сверхдуша – это и есть Сам Господь, помогающий нам жить. Он вечно является самым лучшим другом любого живого существа и будет всегда терпеть от нас любые унижения. То, что Господь – наш самый лучший друг, подтверждается в Бхагадад-гите 9.18, где после смиренной просьбы Арджуны к Богу рассказать о Себе, Он открывает нам великие тайны: «Я – цель и опора, повелитель и свидетель, обитель, прибежище и самый близкий друг. Я – созидание и разрушение, основа, всего сущего, место успокоения и вечное семя (потенция к жизни в материальном мире)».
Кроме того, Господь говорит, что если человек поймет Его роли в этом мире, то он немедленно освободится от всех проблем, чувства несправедливости и достигнет полного умиротворения. Это сказано в Бхагавад-гите 5.29: «Человек, который полностью развил в себе сознание Бога, который постиг Меня как того, кому в конечном итоге принадлежат плоды всех жертвоприношений и аскез, как Верховного Господа всех планет и полубогов, благодетеля и доброжелателя вcex живых существ, такой человек избавляется от материальных страданий и достигает умиротворения».
Таким образом, Сверхдуша непосредственно участвует во всех наших действиях, непреклонно устанавливая тем самым закон справедливости. Те люда, которые думают, что они единолично все вершат в этом мире, несомненно, заблуждаются. Они усложняют себе таким пониманием жизнь.
Вопрос: Неужели человеку нужно считать себя роботом, за которого все кто-то делает?
Ответ: Нет, нужно просто понять, что мы, совершая действие, не должны быть абсолютно уверены в его результате. Результат любого действия зависит не только от нашего труда в настоящем, но также и от наших поступков и желаний в прошлом. Поэтому Сверхдуша уже без нас, одна определяет результат, который мы должны получить. Конечно, наше желание при этом, несомненно, учитывается, но не всегда так, как нам бы хотелось. Например, если человек, совершая какое-то действие, чрезмерно жаден, то своей жадностью он создает психические беспокойства всем окружающим людям. В следствии такого поведения человек может напрочь лишиться результата. Тот же эффект, если мы очень уверены в своих силах. Нас не ждет хороший результат. Таков закон судьбы. Однако это является причиной разочарования и мыслей о несправедливости этого мира. Например, если родители воспитывали своих детей с мыслями, что они вырастут и будут им во всем помогать, то после такого корыстного настроя им, по всей видимости, придется разочароваться. Оказывается, будут дети помогать пожилым родителям или нет, зависит от того, насколько бескорыстно были настроены родители во время выполнения своих обязанностей. Если же с самого начала родители воспитывали их не для общества, а для себя, то в результате дети будут жить для себя. Так дети неминуемо оставляют родителей в одиночестве. Особенно плохо в этой ситуации бывает тем родителям, которые абсолютно уверены, что они заслужили помощь от своих детей. От такого настроя часто появляется сильная убежденность, что в этом мире царит несправедливость. Это немедленно приводит человека под влияние гуны невежества и к дальнейшей деградации.
Вопрос: Как правильно настраиваться, когда мы что-то делаем?
Ответ: Нужно все делать для удовлетворения Бога и святого закона или, другими словами, из чувства долга. Понимая, что результат этой деятельности зависит не от наших желаний. Нужно действовать, желая только очищения сознания и обретения духовного знания. Также не следует забывать, что результат любой деятельности нужно желать не для себя, а для всеобщего блага.
Вопрос: Я работаю на заводе и результат моей деятельности – это зарплата. Получается, что я должен раздать свою зарплату и только тогда я буду счастлив?
Ответ: Не так-то все просто. Человек, умерший с голоду, вряд ли будет счастлив. Однако, если вы понимаете, что все, полученное вами, нужно использовать правильно, то это и есть настоящее бескорыстие. Если вы откажетесь обеспечивать необходимыми материальными благами себя и своих родственников, то вы не сможете быть здоровыми и полезными для общества. Таким образом, свою семью обеспечивать всем необходимым нужно. Однако, при этом требуется настраиваться так, чтобы всю энергию, которую мы всей семьей получаем как награду за деятельность, использовать только на благо людей.
Вопрос: Если у меня хватает денег только на то, чтобы обеспечивать семью пищей и одеждой, то как я смогу использовать свою энергию на общее благо?
Ответ: Я предполагаю, что у вас действительно нечего дать. В этом случае вашей энергией, направленной на всеобщее благо, может быть постоянное желание всем людям счастья или молитва. Такая деятельность еще более благоприятна, чем просто раздавать свое имущество. Представьте, что сейчас все люда начнут желать друг другу счастья или в любое свободное время молиться – весь мир наполниться счастьем. Однако, жадине всегда нечего дать, и у него всегда найдется оправдание. Даже бедный, но не жадный человек способен найти что-то для другого. Однако, у корыстного человека не найдется ничего, даже теплого слова.
Вопрос: Если я не способен настраиваться на такой дух самопожертвования во время своей работы, то что меня ждет?
Ответ: Вы попадете под влияние гуны страсти и будете иногда испытывать счастье, а иногда страдания. Постепенно, в результате нарастающего влияния гуны страсти у вас будет все меньше времени на самоосознание и жизнь превратится в работу и отдых от работы, то есть станет очень обыденной и скучной. Затем от перегрузок появятся сильные болезни, и вы будете тяжело страдать от корысти и несправедливости своих родственников и знакомых.
Для тех, кто не стремится к этому, рекомендуют серьезно изучать, как правильно настраиваться во время своей работы. Нам нужно стать разумными и принять, что в этой жизни не все зависит только от наших желаний. Лишь тот, кто будет систематически изучать, как жить правильно, и начнет это внедрять на практике, действительно почувствует вкус счастья.
В «Бхагавад-гите», 18.18 описывается 3 фактора, мотивирующие деятельность: «Знание, его объект и субъект (познаваемое и тот, кто обладает знанием) – таковы 3 фактора, мотивирующее деятельность, а чувства, действия и их исполнитель являются ее составляющими».
Таким образом, все мотивы к деятельности, которые только могут быть, состоят всего из 3-х аспектов:
1. Знания, которое мы имеем.
2. Познаваемого (того объекта, к которому мы стремимся с целью получить счастье).
3. Субъекта познания (того, кто обладает знанием), то есть нас с вами.
Все наше знание находится в разуме и предназначено для поисков счастья. Познаем мы только то, что, по нашему мнению, приблизит нас к счастью.
Вопрос: А если приходится познавать то, что заставляют, например, в школе? Ведь никакого счастья от этого нет.
Ответ: Вы правы, часто приходится что-то вынужденно изучать. Однако, прежде чем это делать, у нас была свобода выбора – к какому счастью стремиться. В результате, в следующей жизни мы попадаем в тело ребенка и до определенного возраста находимся в полной зависимости от обстоятельств, диктуемых окружающими людьми. Однако, нужно знать, что все эти обстоятельства возникают не случайно и являются результатом наших прошлых желаний и поступков. Если такого знания нет, то возникает ощущение несправедливости судьбы, которое не дает спокойно жить. Чем к более благостному счастью стремится человек, тем больше процесс познания радует его. У очень благостных людей детские годы проходят в счастливой атмосфере духовного познания.
Автор: Олег Геннадьевич Торсунов
Источник: книга «Закон кармы»